Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

ГМЗ Царское Село приобрел уникальную коллекцию цветных автохромов

 

Фотоархив музея-заповедника «Царское Село» пополнился бесценными свидетельствами истории – выполненной в 1916 году фотографией императрицы Марии Федоровны с личным автографом и 48 автохромами 1917 года с видами Екатерининского и Александровского дворцов. Эти предметы приобретены на аукционе в Париже с помощью члена Клуба друзей музея Майкла Пайлза (США).

Автохромы А. Зееста - отпечатки ушедшей эпохи (дополнительно об автохромах Зееста с изображениями Царского Села)

 

Автохром (его изобрели французские фотографы братья Люмьер) – это цветное изображение на стекле, основанное на совмещении трех растров – красного, зеленого и синего. Автохром стал популярен в начале XX века.

Все приобретенные музеем автохромы выполнены в 1917 году – в июне-июле в Екатерининском дворце и в августе-сентябре в Александровском – сразу после того, как императора Николая II с семьей увезли из их последнего дома. Изображения Александровского дворца представляют особую ценность для музейщиков, реставраторов, историков, исследователей Царского Села. На них – Кленовая гостиная, украшенная живыми цветами; Палисандровая гостиная с вазой, в которую (явно императрицей) поставлена живая гортензия; Игральная комната наследника цесаревича Алексея Николаевича и другие виды интерьеров и предметов из музейной коллекции. Сейчас, когда началась реставрация Александровского дворца, специалисты получили возможность изучать его отделку в мельчайших деталях на обретенных автохромах.

В ГМЗ «Царское Село» хранится уникальная коллекция цветных автохромов, выполненных в 1917 году. Она включает в себя одни из первых цветных изображений, появившихся в искусстве фотографии. До недавнего времени она состояла из 42 стеклянных пластин, с видами интерьеров Екатерининского и Александровского дворцов, поступивших в музей в 1950 – 1960-х годах.

 

В 1917 году архитектор и историк искусств Георгий Лукомский возглавлял Царскосельскую художественно-историческую комиссию, созданную для приема и охраны имущества бывшего Дворцового управления. Он обратился с ходатайством к комиссару Временного правительства над бывшим Министерством Императорского двора и уделов Федору Головину. «Для лучшей каталогизации инвентаря, имеющего художественное значение, представлялось бы желательным фотографирование всех наиболее ценных предметов во дворцах, а также закрепление для потомства и науки порядка и вида расстановки мебели в 1917 г., то есть ко времени конца Российской монархии», - писал Лукомский.

Для этой цели был приглашен военный фотограф Андрей Зеест, который согласился выполнить предложенную работу. В результате было выполнено 140 автохромов.

В ноябре 1918 года Георгий Лукомский оставил пост председателя Художественно-исторической комиссии и эмигрировал, увезя за границу большую часть этого материала. Специалисты полагают, что приобретенные на аукционе в Париже автохромы – из числа вывезенных Лукомским.

На том же аукционе в Париже в 2012 году, благодаря поддержке давнего друга музея Михаила Карисалова, приобретена фотография императрицы Марии Федоровны с ее автографом (1916 год); иллюминированная гравюра середины XVIII века, изображающая вид на Неву с Петропавловской крепостью; бронзовая фигурка любимого пуделя императора Николая I по кличке Гусар; детские книги, иллюстрированные Иваном Билибиным; комплект из 11 конвертов различных форм с монограммами вдовствующей императрицы Марии Федоровны; лаковая шкатулка с живописной миниатюрой, изображающей сцену угощения в крестьянской избе Отсутствие клейма затрудняет определение места производства шкатулки, однако по стилистическим особенностям росписи ее можно отнести к изделиям фабрики Вишняковых конца XIX века.

26/12/2012

ГМЗ Царское Село

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1155 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!