Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1842. Царскосельская карусель. Орас Верне

Царскосельская карусель- групповой портрет семьи Николая I, изображённой в момент костюмированного празднества в Царском Селе. Подробности под изображением
1842. Царскосельская карусель. Орас Верне  

Рейтинг: +1

Просмотров: 6245

9 июля 2009

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (2)
Photojour # 6 августа 2009 в 11:38 0
23 мая 1842 года - 25-летие со дня бракосочетания Государя Императора Николая I. В 7 часов вечера с площадки Арсенала выступил рыцарский кортеж, состоявший из 16 дам и 16 кавалеров. В рыцарской кавалькаде участвовала почти вся семья Государя Императора. В сопровождении герольдов и музыкантов лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка живописная группа (участники представления были одеты в подлинные средневековые доспехи из личной коллекции императора) прошла по парку и остановилась у Александровского дворца. Здесь была исполнена карусель - вид конного состязания, пришедшего на смену рыцарским турнирам. Рыцари двигались по кругу и на всем скаку выполняли ряд упражнений (именно этот момент изобразил на своей картине “Царскосельская карусель” известный французский живописец Орас Верне). Подобные карусели проходят не только в Царском селе, но и в Санкт-Петербурге, и Москве. Карусели вошли в России в бытование еще при императрице Елизавете Петровне. При Николае I их устраивают едва ли не каждый месяц в гвардии.
Photojour # 13 марта 2011 в 12:12 0
Широко известные сведения о карусели дополняются интересными подробностями и колоритными описаниями из дневников членов семьи Николая I и близких к ней лиц. Записи дневников раскрывают иную сторону этого события, отличную от того, что мы привыкли видеть на парадной картине О. Верне или читать в официальных камер-фурьерских журналах. Репетиции карусели начались еще в Петербурге в начале апреля и затем проводились регулярно, участники учились выполнять необходимые конные упражнения и при этом правильно держаться в седле. Все это, по свидетельству Ф.П. Литке, стоило немалых усилий, особенно для участников в возрасте. Даже государь, славившийся своей выносливостью на парадах, после одной из репетиций сказал: «Нет, такие проделки нашим старым костям не под силу, десять часов на маневрах меньше меня утомляют». Трудность усугублялась тем, что мужчины должны были надеть для участия в процессии настоящие средневековые латы, взятые из Царскосельского арсенала.

23 мая 1842 г., в день карусели, Ф. П. Литке со свойственным ему скептицизмом записал в дневнике: «Кавалерам латы даны были из Арсенала. Все это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились. Но это еще не главное: надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики, и в этом состоянии управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не покойны, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся. С его расположением к притечению крови к голове.. Словом тоска наполняла душу, пока все не кончилось!.. Между тем все-таки факт любопытный и стоит сохранить его в памяти. Было 16 пар... Все это собралось в Арсенале, где кавалеры и одевались. Дамы одели своих кавалеров шарфами, все сели на коней, и поезд двинулся. Впереди С. А. Юрьевич в костюме герольда, с булавой в деснице—совершеннейшее когда-либо виданное олицетворение Санчо-Панса; за ним хор трубачей, в латах и шлемах, потом взвод черкес в полном орнате и кольчугах... Поезд шел от Арсенала, мимо башни к Александровскому дворцу, перед которым на площади достаточное пространство устроено было глубоко песком. Тут объехав раза два кругом, императрица остановилась перед крыльцом с своим рыцарем, пажи по сторонам,  а кортеж... начал делать фигуры... Художники постараются сохранить напоминание - Зауервейд уже пишет, Орас Верне, только что приехавший, смотрел из окна государева кабинета... Спору нет, зрелище недурное, да стоит нам слишком дорого».

Хотя Ф. П. Литке был склонен порой преувеличивать и драматизировать, карусель, видимо, на самом деле была нелегким испытанием физических сил всех участников. Даже великий князь Константин Николаевич, обычно такой впечатлительный, в тот день сделал в своем дневнике лишь одну немногословную запись: «Был карусель, мущины в латах, дамы в костюмах. Мы пажами. Все в восхищении». И лишь самый младший член процессии девятилетний великий князь Михаил Николаевич сохранил энергию к концу этого дня: «Когда кончился карусель, то поехали к Арсеналу и мне было ужасно весело».

Источник:

    * Л. Я. Сидорова. «НИКОГДА Я ЦАРСКОЕ СЕЛО В ТАКОМ БЛЕСКЕ НЕ ВИДАЛ...» СЕМЬЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I В ЦАРСКОМ СЕЛЕ. (по материалам из фондов Государственного архива Российской Федерации). Из сборника Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч.1, 2, 2010 год. СПб, Изд-во Государственного Эрмитажа