Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Стратанович Иоанн Николаевич

Протоиерей (-1951) - в начале 20 века назначен полковым священником во 2-й лейб-драгунский Псковский полк, был представлен Шефу полка - вдовствующей Императрице Марии Феодоровне - и стал ее другом и духовником на долгие годы. В начале Первой Мировой войны вместе с солдатами своего полка лицезрел явление Божией Матери в ночном небе в сентябре 1914 года на Северо-Западном фронте (подробнее под снимком)
Стратанович Иоанн Николаевич  

Рейтинг: 0

Просмотров: 1250

23 июля 2009

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 6 апреля 2014 в 17:14 0
В начале Первой Мировой войны вместе с солдатами своего полка лицезрел явление Божией Матери в ночном небе в сентябре 1914 года на Северо-Западном фронте, когда наши войска под натиском немцев отступали из Восточной Пруссии. Сначала об этом происшествии была маленькая заметка под названием «Чудо» в вечернем выпуске «Биржевых Ведомостей» от 25 сентября 1914 г. Дело о расследовании чудесного события, начатое 30 сентября в Синоде, прямо связано с этой заметкой. Вот ее полный текст:
«Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш..Приводим из него выдержку буквально»:
«...После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло...»
После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой».
Шла война, и расследование поначалу не спорилось. Ситуация разрядилась неожиданно, благодаря протоиерею Иоанну Стратоновичу. В № 21 от 1 ноября 1914 года журнала «Вестник военного и морского духовенства» было опубликовано его письмо, с указанием точного времени, даты (1 сентября ст. ст.), места события и воинских частей, бывших при этом. Наши войска отступали к Неману, и ни о какой победе над немцами еще не шло и речи. Эта дата в дальнейшем как бы изгладилась. А чудо стало ассоциироваться с Августовской победой 20 сентября. Из собранных свидетельств очевидцев вырисовывается такой ход событий.
Обозы 2-го разряда нескольких воинских частей, отступавших под натиском германских войск из Восточной Пруссии, оказались позади наших войск и вблизи неприятеля..
Эти обозы остановились на ночлег в 6 — 7 верстах от города Мариамполя в имении помещика немца. Непрерывно поступали тревожные сообщения. Поручик Кирасирского Ея Величества полка Александр Николаевич Зернец, полковой казначей, свидетельствовал: «Разнеслась тревожная весть, что мы совершенно отрезаны от наших войск. Настроение было в высшей степени подавленное. Вскоре принесли еще более тревожные вести о том, что вблизи наших обозов видели германские разъезды, а по шоссе движутся германские блиндированные автомобили с пулеметами... Именно в такой обстановке между 11 и 12 часами в ночь с 31 августа на 1 сентября воины и увидели чудо в небе над своим бивуаком. Некоторые смотрели на небо с самого начала, другие обратили свои взоры позже, когда их позвали сослуживцы. В числе первых явление видели кирасир Ея Величества полка обозный Димитрий Серегин, стоявший в это время на часах, и кирасир Его Величества полка Петр Щит, который был на дворе, подле лошадей. Оба они свидетельствовали о яркой звезде, сиявшей на небе, которая стала бледнеть и на месте ее начал вырисовываться образ Божией Матери с младенцем Иисусом Христом на левой руке.
Правая рука Богородицы была немного вытянута и указывала на запад, причем, по свидетельству поручика Александра Зернеца, «от оконечностей пальцев правой руки исходил свет (как бы фосфорический)». Кирасир Димитрий Серегин говорил отцу Стефану: «Мне показалось, что Она нас ею будто благословляла».
Вокруг глав Божией Матери и Богомладенца воины видели яркое сияние, излучавшееся сияющими звездами. Кирасир Иван Лакеев запомнил, что «Божия Матерь стоит во весь рост, в светлых блестящих ризах — как рисуют ангелов».
Часть воинов, наблюдавших явление Богородицы, свидетельствовали, что ниже пояса Ея фигура была скрыта облаками (пеленой), но обозначалась. По свидетельству Димитрия Серегина, «Лик у Божией Матери был спокойный, не строгий, а скорее ласковый».
Явление Богоматери возникало постепенно, и так же, постепенно, стало бледнеть, расплываться, светлеть. На этом месте в небе образовалось светлое пятно, а на его фоне (не очень отчетливо) — крест, который был виден недолго и стал постепенно бледнеть. Все чудо, по рассказам воинов, длилось не более 10 — 15 минут.
Поручик Александр Зернец не сразу вышел и застал такую картину: «Наши солдаты, конносаперы и другие, без фуражек, одни, стоя на коленях, другие прямо, на ногах, смотрят на небо, крестятся, молятся, а некоторые плачут. На вопрос, в чем дело, они указали на небо». По его рассказу: «Это явление Божией Матери подействовало на них, бывших до того в большом душевном смущении и испуге, так успокаивающе и так ободрило их надеждой на благополучный выход из этого ужасного и опасного положения, что многие, горячо помолившись, легли спать. На следующее утро мы благополучно встретили нашу дивизии (сводную), двигающуюся нам навстречу».
Осенью 1914 года в народе возникло и в продолжение войны ширилось почитание образа Божией Матери Августовской. О том, как это происходило, можно узнать из писем в Синод от правящих архиереев. Последнее из них на эту тему, отправлено в Синод 25 июля 1916 г. владыкой Митрофаном, Епископом Подольским и Брацлавским. Он, в частности, пишет:
«Одесская хромолитография Фесенко отпечатала на бумаге 21/2 х 3 вершка образок сего явления с подписью: «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах...» На оборотной стороне образка подписи: 1) «Дозволено Одесск. Воен. Ценз.». 2) «Хромолитография Е. И. Фесенко в Одессе и описание явления». Эти образки, по-видимому, были раздаваемы воинам в Действующей Армии, потому, что прибывшие с позиций в лазарет Винницкого местного Комитета Красного Креста солдаты иногда приносили их с собой. Одновременно книгоноши продавали эти образки в Виннице на базаре».
На другой открытке, где Божия Матерь изображена восседающей, как пишет Епископ Митрофан, «на оборотной стороне образка печатная пометка: «Издание Марфо-Мариинской Обители», описание Августовского Явления, озаглавленное «Видение на Небе» и штемпель: «От Е. И. В. Великой Княгини ЕЛИСАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ».
Дело, начатое великой княгиней Елизаветой Федоровной осенью 1914 г. и продолженное Е. И. Фесенко весной 1915 г., было своевременным, ибо в трудные для Русской Армии времена содействовало поддержанию духа тех, кто сражался на передовой, несло утешение раненым в лазаретах. Привлекает внимание то, что правящий архиерей называет открытки «образками».
В Москве позднее была издана еще одна открытка по благословению Митрополита Макария Московского и Коломенского.
Рисунок киевского иконописца и художника Ивана Исидоровича Ижакевича «Знамение Августовской победы», опубликованный в журнале «Нива» в ноябре 1914 года, и три упомянутые открытки явились прообразами двух типов изображений явления Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов — в полный Ее рост, стоящей на облаке, или — восседающей на облаке.
Серафим, Епископ Екатеринбургский и Ирбитский, в своем рапорте в Святейший Синод приводит текст письма солдатской жены Параскевы Сергеевны Агапитовой, в котором от имени солдатских жен она просит «соорудить по иллюстрациям художников святую икону Богородицы». В письме Параскевы Агапитовой упоминаются появившиеся в журналах «иллюстрации художников, изображающих Пресвятую Богородицу, стоящую на облаках и указующую рукою в сторону наших врагов».
Святейший Синод, рассмотрев свидетельства очевидцев на фронте и данные о широком почитании нового образа Пречистой в народе, издал 30 марта 1916 г. указ, в котором благословил «чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...». Вскоре грянула революция. И ожидаемый праздник был внесен в официальный месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II только в прошлом году — 28 февраля.