Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1750-Е. Консольные часы с фигурой Зефира

Париж, Ж. и Ф. Каффиери; часовой механизм Ж. Гюдена. 1750-е. Бронза, металл, эмаль; литье, чеканка, золочение. Подписи в картуше: Fait par Caffieri a Paris; на циферблате: Gudin a Paris. Источник: Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.
1750-Е. Консольные часы с фигурой Зефира  

Рейтинг: 0

Просмотров: 2634

27 апреля 2011

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 5 декабря 2012 в 12:18 0
С середины XVIII века большие консольные часы, изготовленные бронзовщиками французского короля Ж. и Ф. Каффиери и часовым мастером Же Гюденом, находились в залах Золотой анфилады Большого Царскосельского дворца, являясь несомненным украшением парадных интерьеров. В начале XX столетия, часы, участвовавшие в экспозиции Юбилейной Царскосельской выставки, посвященной 200-летию Царского Села, были возвращены во дворец и установлены во Второй антикамере. АЛ. Бенуа, хорошо знавший эту работу Каффиери, считал, что они «...едва ли не самое значительное из произведений знаменитого французского скульптора и бронзовщика в России».
Эффектные часы с музыкальным механизмом на восемь мелодий, увенчанные фигурой парящего в облаках Зефира, бога западного ветра, являются шедевром французской художественной бронзы мирового уровня. Это уникальное, не имеющее аналогов в других музейных собраниях произведение художественной бронзы середины XVIII века представляет собой квинтэссенцию стиля рококо. Сложно орнаментированный корпус предмета с большой стилизованной раковиной в нижней част оформлен массивными рокайльнымн завитками, нисходящими к четырем изогнутым ножкам. На одном из выступов корпуса помещена мужская фигура, вероятно, представляющая Аполлона; симметричная ей неизвестная фигура утрачена еще в XIX веке. Часы установлены на фигурной консоли.
Создателем часов является крупнейший французский мастер бронзолитейного дела XVIII века, рисовальщик, скульптор, чеканщик Жак Каффиери (1678-1755), о чем свидетельствует подпись в фигурном картуше на лицевой части корпуса. Жак Каффиери и его сын Филипп (1714-1774), работавшие совместно с 1730-х годов, входят в династию скульпторов, резчиков, мебельщиков и бронзовщиков, основанную Филиппом Каффиери (1634-1716). Уроженец Рима, Каффиери-старший приехал во Францию в 1660-х годах и основал в Париже мебельную мастерскую.
Жак и Филипп Каффиери создавали художественную обстановочную бронзу по своим собственным моделям. По заказам французского королевского двора их мастерская выполняла предметы золоченой бронзы для замков Фонтенбло, Марли и др. Работы Каффиери имеются в крупных художественных собраниях Среди единичных подписных работ мастеров в музеях Санкт-Пстербсрга часы из исторической коллекции Екатерининского дворца наиболее масштабны и эффектны по качеству и характеру исполнения. По художественному уровню их можно сопоставить лишь с напольными астрономическими часами, созданными Каффиери в 1749-1753 годах для Людовика XV по заказу Королевской академии наук и ныне украшающими Часовой кабинет Версальского дворца.
Циферблат в виде 12 эмалевых плакеток с цифрами характерен для настольных часов конца XVII — первой половины XVIII века. До разработки технологии изготовления эмалевых поверхностей большого размера подобные циферблаты состояли из 12, 13, иногда 25 мелких эмалевых фрагментов, часто смонтированных вместе, чтобы создать впечатление единой плоскости. Только с 1740-х годов начинается производство цельных циферблатов диаметром более фута (30,48 см), что, впрочем, не мешало эмальерам продолжать использовать прежнюю составную технологию.
Часовой механизм предмета выполнен фирмой Жака Гюдена (1706-1743), одного из крупнейших французских производителей часов XVIII века. Потомственный часовщик, Гюден получил звание мастера в 1725 году и изготавливал до 100 карманных часов в год. Механизмы настольных часов его работы имеются в корпусах парижских бронзовщиков Ж. Сен-Жермена, Р. Осмона, Э. Руа и др. Среди именитых заказчиков Гюдена был герцог Орлеанский. После смерти мастера в наследство его вдове перешло процветающее предприятие с капиталом в 23000 ливров, а также подлежащие оплате счета на 43000 ливров. Под ее руководством фирма просуществовала до 1770-х годов. Подписные работы Гюдена имеются в парижских собраниях Лувра и Национального музея техники, в Национальном музее (Познань), Королевском собрании (Стокгольм), Государственном Эрмитаже и др.
На протяжении второй половины XVIII — XIX века монументальные часы работы Каффиери украшали различные залы парадной анфилады Большого Царскосельского дворца: 1-ю Антикамеру, Большой зал и Лионскую гостиную. В настоящее время они экспонируются в Картинном зале парадной анфилады Екатерининского дворца.
Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009