Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Картинный зал, стулья

Стулья. Санкт-Петербург. 1780-е. Береза, ткань; резьба, золочение. 105 х 55 х 60 (2 предмета); 106 х 58 х 53 (1 предмет). Поступление, из исторической коллекции Литература: Вильчковский (ил. между с. 100 и 101); Успенский (ил. после с. 290); Ботт 2002 (с. 29). Инв. № ЕД-1057-V, ЕД l’60-V, ВД-61-V
из: Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. Альбом. Автор - составитель И.К. Ботт.-СПб.:Аврора, 2009.-256 с., ил.
Картинный зал, стулья  

Рейтинг: 0

Просмотров: 1023

26 мая 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 26 мая 2012 в 22:06 0
Картинный зал Большого Царскосельского дворца был излюбленным местом обедов и вечерних кушаний императрицы в узком кругу близких людей. Какие именно стулья использовались на приемах благородного общества, известно. Вполне могли служить для этой цели резные золоченые стулья, ныне находящиеся в Картинном зале, можно допустить, что они появились в парадном дворцом зале при Екатерине II. Во всяком случае, эти стулья являются характерным образцом мебели французского типа, широко бытовавшей в петербургских дворцах екатерининского времени.
Резные золоченые стулья (известны варианты с окраской и позолотой) следует датировать концом 1770-х годов и причислять к первым образцам классицистической мебели, в которой доминировали строгие, прямолинейные формы и симметричный декор. Этот тип мебели для сидения заимствованный из Франции, свидетельствует о французской (существовавшей параллельно с английской) либо в русском мебельном деле. Из арсенала французских столяров происходят не только форма и силуэт, но и полосы резного орнамента, прорезанные прямыми или витиеватыми каннелюрами ножки, а также характерные кубы в местах сочленений, декорированные резными розетками.
Французская мебель изготавливалась из бука и золотилась без левкасной основы; виртуозная резьба на креслах и стульях отличалась четкостью и выразительной жесткостью рельефа. Отечественные изделия этого типа изготавливались, как правило, из березы и заметно отличались от французских образцов по качеству резьбы. Позолота двух типов — матовая и глянцевая — наносилась на слой левкаса, который сглаживал рельеф, придавал ему большую мягкость и округлость.
Отличить русскую мебель этого типа по времени изготовления зачастую очень сложно, так как мастера второй половины XIX века, копируя предметы, стремились точно повторить прототип. Стулья из Картинного зала, бытовавшие во дворце, по меньшей мере, с 1860-х годов, когда еще не возникла потребность в повторении подобных предметов, приобретают значение эталонов.