Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Зеленая столовая, бюро-комод, 1770-е

Бюро-комод. Санкт-Петербург. Мастер О. X. Дудин (?). Конец 1770-х.Красное дерево (основа), моржовая кость, перламутр, фольга, зеркало, металл; резьба, окраска, гравировка, золочение. 96 х 89 х 47 Поступление, из исторической коллекции Литература: Григорович (с. 95) Инв. № ЕД-132-V
из: Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. Альбом. Автор - составитель И.К. Ботт.-СПб.:Аврора, 2009.-256 с., ил.
Зеленая столовая, бюро-комод, 1770-е  

Рейтинг: 0

Просмотров: 834

26 мая 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 28 мая 2012 в 11:46 0
В довоенной экспозиции Зеленой столовой находилось бюро конца XVIII века, украшенное 34 резными медальонами моржовой кости. Этот редкий мебельный предмет повторяет английские барочные формы — характерные для них прямолинейные очертания хорошо подходили для облицовки костяными пластинами.
В России резьба по кости издавна занимала значительное место в ряду декоративных искусств. К XVIII столетию сложились центры, которые специализировались на изделиях из кости, — Холмогоры, Поморье, Сольвычегодск, Великий Устюг и др. Мастерство резьбы по кости, отличавшее почти все предметы, изготовленные в это время, базировалось на давних навыках и вековых традициях. «Столь исключительно изысканный материал, как кость, требовавший, благодаря своей хрупкости, особенно тщательной и кропотливой обработки, пользуется особым вниманием в век любви ко всему утонченному и экзотическому», — отмечали исследователи.
Русская резная кость XVIII-XIX веков носила главным образом прикладной характер, была непосредственно связана с повседневной жизнью и служила для бытовых потребностей. Изделия из кости отличались разнообразием и обилием: гребни, табакерки, туалетные коробочки,  ларцы, кубки, шкатулки, сундучки, комодики, баулы и секретеры. Для их украшения наряду с библейскими и мифологическими сюжетами с середины XVTTT столетия стали использоваться портретные изображения русских царей и императоров в технике плоскорельефной резьбы (ср. подносные кубки и кружки из собраний Государственного Исторического музея и Оружейной палаты в Москве). Такие предметы чаще всего создавались по заказу или для подношения.
Портреты русских царей стали излюбленной темой костяных изделий в 1770-х годах. После выхода в свет в 1760 го-ду «Краткого российского летописца» М. Ломоносова пробудился интерес к истории России, к знаменитым государственным деятелям. Началась разработка серии медалей, которая вышла в свет в 1772 году и приобрела большую популярность среди косторезов.
В основе портретов на данном бюро — работы известных медальеров И. Вехтера, Т. Иванова, С Юдина, И. Гасса и др. Монеты, которые резчики использовали как эталон для изображений, в костяных изделиях видоизменялись: разрабатывая рельеф, мастера добавляли декоративные орнаментальные элементы, благодаря чему появлялись самостоятельные художественные произведения.
Помимо портретов русских царей, бюро моржовой кости из собрания Государственного музея-заповедника «Царское Село» украшено сюжетными композициями, заимствованными из широко известного источника — «Символов и Емблемата», к которому постоянно обращались русские косторезы.
"Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. 1762-1796"