Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1760-е. Часы с фигурой Минервы

Франция. Бронза, дерево, рог, эмаль, шелк;
литье, чеканка, серебрение; окрашивание, фанеровка 110x55x41. Поступление: из исторической коллекции Инв. № ЕД-111- IV. Подробности под снимком
1760-е. Часы с фигурой Минервы  

Рейтинг: 0

Просмотров: 943

5 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 5 декабря 2012 в 13:01 0
Пристрастие к аллегориям — характерная черта искусства ХVIII века, в котором встречается множество изображений Времени, Дружбы, Мудрости, Правосудия, Науки и т. д. Среди них четырехчастные аллегорические композиции, представляющие времена года, стихии, стороны света или континенты. Подобные иносказательные изображения встречаются в различных произведениях живописи, скульптуры и прикладного искусства: их можно видеть на знаменитых фресках парадной лестницы епископской резиденции в Вюрцбурге работы Дж.-Б. Тьеполо, в скульптуре Версальских садов, в западноевропейских и русских шпалерах и т. д.
Хранящиеся в Царском Селе часы с органом па восемь мелодий в виде архитектурной композиции, увенчанной фигурой Минервы со щитом с профильным портретом Екатерины II, являются ярким образцом художественной аллегории. Углы их корпуса украшены женскими фигурами, представляющими четыре части света, каждая из которых одета соответствующим образом и наделена характерным атрибутом.
Европа изображена в диадеме, у ее ног — конь; Америка в пышной короне из перьев представлена с крокодилом; Африка—со львом, Азия — с верблюдом.
Неизвестный французский мастер эпохи классицизма, создавший это произведение художественной бронзы, безусловно, опирался на работы своего выдающегося предшественника, скульптора Шарля Крессана (1685-1768). Среди работ Крессана есть серия бюстов (1740), представляющих части света в виде молодых женщин, костюмы которых содержат элементы, аллегорически указывающие на тот или иной континент. Европа изображена в шлеме с с крылатым конем, Азия — в пышном тюрбане, увенчанном головой верблюда, Америка- в короне из перьев и с колчаном за спиной, Африка —
в экзотическом головном уборе в виде головы слона с поднятым вверх хоботом. Эти аллегории встречаются в измененном виде и в других работах Крессана — например, как декоративные мебельные накладки в виде женских полуфигур с теми же атрибутами.
На часах из царскосельской коллекции фигура Африки имеет тот же характерный убор в виде головы слона, что и в работах Крессана.
Аналогичные аллегорические фигуры, стоящие на срезанных каннелированных колоннах, украшают часы из собрания барона Ротшильда. Они идентичны изображениям частей света на предмете из царскосельской коллекции и созданы, вероятно, тем же неизвестным мастером, но несколько позднее, после 1780 года.
Композиция часов Екатерининского дворца представляет Мудрость (в виде богини Минервы), управляющую миром, и недвусмысленно подразумевает императрицу Екатерину II.
Тема числа 4 дублируется в предмете изображением на циферблате, под числами 15, 30, 45 и 60, карточных мастей, символика которых в композиции часов неясна.
Часы с фигурой Минервы — редкий пример посеребренной бронзы. Первоначально предмет был золоченым. Он упоминается в описи дворцового имущества за 1860 год в интерьере Кавалерской столовой как часы «столовые золоченой бронзы |...] на пьедестале в виде беседки [...] и четырьмя по углам женскими фигурами , на плинте с роговой наклейкою, окрашенной под черепаху». История этого зала изменила характер оформления предмета. В середине XIX века, когда вновь пришла мода на искусство рококо, отделка барочных интерьеров Большого Царскосельского дворца приобрела новое звучание. Под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера потолки многих парадных залов были вновь украшены плафонной живописью, в 1863 году И. А. Монигетти создал Парадную мраморную лестницу, велись и другие работы. Для придания разнообразия интерьерам «Золотой» анфилады по указу императора Александра II в 1861 году посеребрили все декоративное убранство Кавалерской столовой, и она получила название Серебряной. Помимо настенной деревянной резьбы, была высеребрена и вся ранее золоченая мебель этого интерьера, а также часы с фигурой Минервы (в 1862 году). Благодаря прихоти венценосного владельца коллекцию музея теперь украшает предмет художественной бронзы нехарактерной отделки.
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009