Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1849-1854. Часы Гений учения

Франция. Париж. Мастер Робер Осмон. Часовой механизм работы "Жали и сыновья". 1849-1854
Бронза, дерево, эмаль; золочение, патинирование, фанеровка 50 х 29,5 х 23,5. Сзади на бронзовой основании заглубленное клейма OMSOND (с ошибкой в подписи). На задней плате носового механизма клеймо часовой фирмы в круге с надписью’. Medailles d’argent L-s Japy Fils 1844-1849; над клеймам: 3962; под клеймом: 46; в верхней левой части платы овальное клеймо: S & А Поступление: из исторической коллекция Инв. № ЕД-1309-IV. Подробности под снимком
1849-1854. Часы Гений учения  

Рейтинг: 0

Просмотров: 2631

6 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 6 декабря 2012 в 11:46 0
Среди произведений художественной бронзы встречаются как штучные изделия, существующие в единственном экземпляре, так и тиражные, известные в значительном количестве отливок. Часто мастера обстановочной бронзы XVIII-XIX веков, создав удачную модель, повторяли ее в первоначальном виде или с незначительными изменениями, варьируя детали, до тех пор, пока на нее существовал спрос.
Одной из таких популярных моделей французской классицистической бронзы являются часы «Гении учения», представляющие аллегорическую композицию в виде двух амуров с различными атрибутами учебы (книги, свиток, измерительные инструменты и т. п.), расположившихся у колонны с часами.
Эту модель создал в 1770-1775 годах парижский бронзовщик Робер Осмон (1711-1789; мастер с 1746). Пара амуров, сидящих по сторонам вазы или каннелированной колонны — излюбленная тема его аллегорических композиций. Одна из них — «Аллегория скульптуры и архитектуры» — представлена на рисунке Осмона, хранящемся в парижской Библиотеке Дюсе. Известно несколько его подписных работ этого типа, отличающихся набором атрибутов в зависимости от предмета аллегории, оформлением основания, размерами и позами амуров (Музей декоративного искусства, Париж; Sotheby’s, London. 17.1996. № 58).
Наиболее удачным вариантом модели являются часы «Гении учения», один из экземпляров которых хранится в Екатерининском дворце. Их отличает пропорциональность частей композиции (фигур амуров, колонок и вазы, венчающей часы), и особенно выразительные фигуры крылатых гениев. Один из них живо обращается к своему собрату. Другой, явно утомленный науками, сидит со скучающим видом, закинув ногу на носу и подперев голову рукой. Самые
ранние часы этой модели относятся к 1767-1768 годам (частное собрание). Вместо вазы их венчает армиллярная сфера. Аналогичные часы выставлялись на аукционе Лепке в Берлине в 1936 году (№ 91).
Помимо часов с парой амуров, Осмон выпускал также «облегченный» вариант этого изделия, в котором фигуры заменены декоративными вазонами, а книги и измерительные инструменты, указывающие на науки, оставлены на месте. Известна и еще более упрощенная их разновидность, состоящая только из колонки, увенчанной вазой.
Более поздний часовой механизм выполнен одной из крупнейших французских часовых фирм «Жали», существовавшей до начала XX века. Предприятие основал Фредерик Жали (1749-1812) в XVIII веке. С 1806 года вместе с ним работали его пятеро сыновей. В 1821 году была создана фирма «Братья Жапи» (Japy Freres; также иногда именовалась «Жапи и сыновья», Japy Fils), с 1854-го — «Братья Жапи и компания» (Japy Freres & Cie). С 1810 по 1888 год под маркой «Жапи» было изготовлено более шести миллионов часовых механизмов.
История бытования часов из царскосельской коллекции прослеживается со второй половины XIX века, когда они находились в Александровском дворце.
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009