Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1765-1781. Часы-ротатор

Франция. Париж. Мастер Пьер-Антуан Фулле (?). Бронза, мрамор, эмаль; литье, чеканка, золочение; шлифование, полирование 55,5 х 17,5 х 17,5. На мраморном основании на внутренней стенке круглого отверстия частично сохранившаяся надпись: Front, ...dulam. На задней плате часового механизма, с внутренней стороны, нацарапано: Астрейко 1964. Поступление: из исторической коллекции Инв. № ЕД-203-IV. Подробности под снимком
1765-1781. Часы-ротатор  

Рейтинг: 0

Просмотров: 2666

6 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 6 декабря 2012 в 13:15 0
Часы с изящными фигурами трех граций являются характерным образцом классицистической французской бронзы последней трети XVIII века. Образ харит (в Риме — грации), прислужниц Афродиты, которые олицетворяли для древних греков юность, красоту и радость, все прекрасное в природе и человеке, со времен античности вдохновлял художников и породил множество выдающихся произведений искусства. Имена трех граций — Аглая, Талия, Евфросина — означают по-гречески «блеск», «цветущее счастье» и «радость». Хотя даруемое этими богинями наслаждение связывалось, прежде всего, с искусствами — музыкой, танцем и поэзией, они, как правило, не имели специальных атрибутов. Обычно их изображали в виде обнаженных девушек с цветами или различными музыкальными инструментами.
Модель часов с фигурами граций, поддерживающих шар (аллегорию небесной сферы) или вазу с часовым механизмом, часто увенчанную фигуркой Амура в облаках, встречается во многих музейных собраниях; композиционное решение и материалы предметов варьируются. К этой популярной теме обращался широкий круг мастеров бронзолитейного дела. Один из самых известных вариантов имеется в собрании Лувра — это работа парижского бронзовщика Франсуа Виона, исполненная в 1768 году. Однако идею часов в виде вазы, поддерживаемой грациями, многие исследователи приписывают также Клоду-Мишелю Клодиону. Известны сходные часы работы З.-М. Фальконе, выполненные в мраморе. Часто часы этой модели являются ротаторами (лат. вращающий). Их часовые механизмы не имеют маятника и привычного круглого циферблата. Циферблат в таких часах выполнен в виде вращающегося вокруг оси диска (или двух дисков, как в часах царскосельской коллекции) с делениями, обозначающими часы и минуты. Время указывает единственная неподвижная стрелка.
Часы из собрания Екатерининского дворца имеют почти полный аналог работы неизвестного мастера, датированный 1775 годом и отличающийся только декором основания. Амур в часах этой модели в одной руке держит медальон с профилем французского короля Франциска I, а в другой — лавровый венок. На царскосельских часах амур также поддерживает медальон, но с изображением вензеля Екатерины II. Крепления медальона и облака, на котором сидит Амур, имеют отличия, и это дает основание предположить, что медальон с вензелем был изготовлен в России и укреплен на часах французского производства мастерами, выполнявшими бронзу для меблировки комнат Екатерины II. Основание часов из царскосельского собрания украшает характерный маскарон в виде женской головки, встречающийся только на работах парижского бронзовщика Пьера-Антуана Фулле (1732-?; мастер с 1765). На цоколе созданных им в 1765 году часов с аллегорическим изображением правосудия (Лувр, Париж) имеется аналогичная накладка в обрамлении лавровых ветвей. Это позволяет приписать авторство корпуса царскосельских часов с фигурами трех граций бронзовщику П.-А. Фулле.
Часы-ротатор были приобретены в 1781 году для Рафаэлевского кабинета апартаментов Екатерины II (об этом упоминается в счетах за работы, выполненные Ж.-Б. Шарлеманем по отделке и меблировке комнат императрицы). В начале 1870-х годов часы были перемещены в Зеркальный кабинет бывших комнат Екатерины II, которые занимала в это время императрица Мария Александровна, где и находились вплоть до 1941 года.
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009