Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Канделябр парный, 1780-е

Франция. Париж Пьер Гутьер (?). Бронза; литье, чеканка, золочение, патинирование, 111 х 41 x 31. Поступление: из исторической коллекции Инв.№ЕД-120-IV. Подробности под снимком
Канделябр парный, 1780-е  

Рейтинг: 0

Просмотров: 2567

7 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 7 декабря 2012 в 12:35 0
Канделябр на восемь свечей в виде треножника с тремя грифонами в основании и фигурой амура в центре является уникальным образцом французской классицистической художественной бронзы.
Такой тип светильника, восходящий по форме к античным треножникам, был широко распространен в последней трети XVIII века. Основной конструктивный принцип подобных канделябров неизменен: ваза (прообраз курильницы) с рожками для свечей покоится на трех стойках и треугольном в основе плинте. Однако неистощимая фантазия, с которой французские мастера варьировали детали оформления светильников, придает многим их работам достоинство неповторимых произведений декоративно-прикладного искусства.
Канделябры часто украшались зооморфными мотивами: декор треножников изобилует изображениями козлов, змей, грифонов, сфинксов, львиных, орлиных или петушиных голов, букраниев и т. п. Маски сатиров, цветочные гирлянды, гроздья плодов, виноградная лоза также распространены в оформлении светильников конца XVIII века. Многие канделябры этого типа являются образцами изящества и утонченного вкуса первоклассной классицистической бронзы.
Виртуозное исполнение светильников Екатерининского дворца, выразительная пластика форм, сочетание прекрасно выполненной матовой и глянцевой позолоты позволяют приписать данную пару канделябров Пьеру Гутьеру, в арсенале работ которого имеются канделябры-треножники, близкие по художественному оформлению к вещам царскосельского собрания.
Пьер Гутьер (1732-1813) - известнейший парижский бронзовщик последней трети XVIII века и наиболее яркий выразитель идей классицизма в художественной бронзе. В 1758 году, получив диплом мастера и женившись на вдове парижского позолотчика Серизе, Гутьер стал владельцем его мастерской и в последующие годы много работал для Ф.-Т. Жермена, одного из крупных мастеров серебряного дела XVIIII века. Уже в конце 1760-х Гутьер именуется королевским чеканщиком, позолотчиком и даже скульптором, выполняет самые разнообразные изделия. Он поставляет бронзу для замка Фонтенбло, для павильона мадам Дюбарри в Лувесьене, для дворца Багатель графа д’Артуа, работает по заказам королевского двора. В 1782 году на устроенной мастером большой распродаже своих изделий многие из них были приобретены Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой, что, безусловно, способствовало его известности. Однако, несмотря на широкий круг именитых заказчиков и значительные объемы работ, в 1788 году Гутьер разорился и последние годы своей жизни прожил в безвестности и нищете. Благодаря блестящему таланту, индивидуальному стилю и высочайшему профессионализму изделия мастера принесли ему необычайную славу в последующие столетия.
Парные канделябры-треножники, предположительно являющиеся работой Пьера Гутьера, поступили из Зимнего дворца в 1817 году для обстановки парадных залов Нового (Александровского) дворца, созданных архитектором Дж. Кваренги в конце XVTII века.
Позднее светильники были размещены в Арабесковом зале Большого Царскосельского дворца, где находились вплоть до 1941 года.
В собрании музея графа Ниссима де Камондо в Париже имеется почти полный аналог царскосельского светильника. Канделябр парижского собрания, выполненный неизвестным мастером, имеет только один ярус из пяти свечников и увенчан вазой вместо фигуры амура; ваза, подвешенная на цепях внутри треножника, выполнена из золоченой бронзы.
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009