Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1781-1783. Канделябр на три свечи

Россия. Санкт-Петербург. По рисунку Чарльза Камерона. Мастера Иосиф Басселье,. Фридрих Шперлинг. Мастерская Жана-Батиста Шарлеманя (деревянные и восковые модели). Бронза; литье, чеканка, золочение 53 х 14x29. Сзади, под центральным рожком, синяя бумажная наклейка с печатным текстами: три строки:
Царскосельское = Дворц. Правл. = № Поступлений из исторической коллекции Инв. № ЕД-36-IV. Подробности под снимком
1781-1783. Канделябр на три свечи  

Рейтинг: 0

Просмотров: 921

7 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 7 декабря 2012 в 13:17 0
К уникальной части коллекции художественной бронзы Екатерининского дворца относится комплекс предметов интерьерного убранства, созданных по проектам шотландского архитектора Чарльза Камерона (1743-1812) для оформленных им апартаментов царскосельской резиденции.
В начале 1780-х годов Ч. Камерон перестраивает в классицистическом вкусе часть барочной анфилады дворца. В южном крыле здания создаются богато отделанные парадные и жилые апартаменты императрицы Екатерины II (не сохранились), в северной части — более скромные, но не менее изысканные, комнаты великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Помимо общего архитектурного решения, Камерон частично проектирует и меблировку интерьеров. Так, по его рисункам создаются мебель и изделия из золоченой бронзы: каминные принадлежности и различные осветительные приборы.
В настоящее время из множества светильников, изготовленных по замыслу Камерона, сохранились лишь семь бра Арабескового зала из апартаментов Екатерины II и единственный канделябр, находившийся на половине Павла Петровича. Столь масштабная утрата связана с тем, что почти все светильники были стационарными и являлись частью архитектурного декора стен. В первые месяцы Великой Отечественной войны, когда проводилась экстренная эвакуация художественных ценностей, возможности демонтировать подобные элементы интерьеров не было, и их постигла та же участь, что и резное золоченое убранство парадной анфилады, живопись потолков, декоративные панели Янтарной комнаты. Бра Арабескового зала были сохранены в качестве образца для последующего воссоздания, как это делалось с предметами мебели, когда из многопредметных гарнитуров эвакуировались только 2-3 вещи.
Настенные бра задумывались Ч. Камероном как естественное продолжение орнаментального оформления помещений и чаще всего представляли собой стилизованные акантовые побеги различных форм и зооморфные мотивы. Светильники располагались у зеркал над каминами, часто одно бра на четыре или семь свечей — в центре, и пара, на меньшее количество рожков, — по сторонам, как например, в Парадной Голубой гостиной Павла Петровича, а также у простеночных зеркал между окон.
Канделябр в форме вазы на три свечи являлся центральной частью композиции из трех осветительных приборов: по обе стороны от него находились две зеркально расположенные фигуры грифонов, хвосты которых, переходя в акантовые завитки, образовывали рожки для свечей (фигуры грифонов утрачены во время Великой Отечественной войны).
Этот гарнитур предназначался для призеркального консольного стола Китайской Голубой гостиной, входившей в состав апартаментов великого князя Павла Петровича. Заказ на изготовление бронзовых предметов обстановки был выполнен через мастерскую Ж.-Б. Шарлеманя, в которой изготовлялись деревянные и восковые модели изделий. В бронзе вещи отлили мастер медного цеха X. Ф. Шперлинг (работал в Петербурге в 1774-1801 годах), владевший мастерской на Большой Мещанской улице, а затем на Сенной площади, и бронзовщик, содержатель часовой фабрики И. Басселье (? - 1794), предприятие которого, работавшее с 1760-х по 1791 год, находилось на 16-й линии Васильевского острова.
Мастерская Ж.-Б. Шарлеманя, И. Басселье и X. Ф. Шперлинг работали в Царском Селе до середины 1790-х годов и выполнили практически всю бронзовую отделку и изделия обстановочной бронзы по проектам Ч. Камерона для интерьеров императрицы Екатерины II, великого князя Павла Петровича в Большом Царскосельском дворце, а также для Агатовых комнат павильона Холодная баня.
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009