Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Таганы каминные, 1783-1785

Каминные принадлежности 1781-1785. Россия. Санкт-Петербург. По рисунку Чарльза Камерона. Мастера Иосиф Басселье, Христиан Фридрих Шперлинг. Мастерская Жана-Батиста Шарлеманя (деревянные и восковые модели) Поступление: из исторической коллекции. Таганы каминные (шесть пар). Бронза; литье, чеканка, золочение. 44 х 44,5 х 30. Инв. № ЕД-29/MV, ЕД-29/2-IV.Таганы, первоначально являвшиеся емкостями для углей, но уже в XVIII веке имевшие чисто декоративную функцию. Подробнее под снимком.
Таганы каминные, 1783-1785  

Рейтинг: 0

Просмотров: 2351

7 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 8 декабря 2012 в 15:39 0
Вместе с каминами в интерьерах царскосельских дворцов появились и наборы принадлежностей для их использования, которые изготавливались на столь же высоком художественном уровне: решетки, совки, кочерги, щипцы, мехи для раздувания огня, так называемые станки (подставки для каминных принадлежностей), таганы, первоначально являвшиеся емкостями для углей, но уже в XVIII веке имевшие чисто декоративную функцию, а также ящики для дров.
(1781-1783 годах бронзовщики  И. Басселье и X. Ф. Шперлинг при мастерской Ж.-Б. Шарлеманя выполнили по рисункам архитектора комплекты каминных принадлежностей,  включавшие ажурную предкаминную решетку, щипцы, совок, кочергу с ручками из золоченой бронзы и каминные таганы.
Таганы для всех каминов были решены в виде пары симметричных орлов, сфинксов или грифонов на пьедесталах, соединенных планками с рельефным декором (планки были откреплены при эвакуации предметов в 1941 году). Каждый комплект дополнялся станком и ящиком для дров красного дерева (не сохранились; частично утрачены при пожаре дворца в 1820 году и при позднейших переделках интерьеров).
Характер оформления комплектов в целом сходен, но имеет отличительные особенности в зависимости от залов, для которых предназначались вещи. Художественное решение четырех комплектов из комнат великого князя Павла Петровича однотипно:, решетки образованы большими симметричными массами акантовых побегов, по верху идет полоса из акантовых розеток и растительных мотивов; ручки каминных принадлежностей решены в виде пучков акантовых листьев с шишкой и двух извивающихся змей.
Различны в них только фигуры таганов. В Парадной Голубой гостиной и Зеленой столовой это классические сфинксы, в Китайской голубой гостиной — орлы. Решетки из апартаментов Екатерины II более строги: гладкие стойки вверху украшены акантом, а в нижней части — розетками и жемчужником.
Таганы камина Арабескового зала представляют пару грифонов, располагающихся по сторонам вазы, а таганы из Китайского зала — фантазийных утконосых драконов с извивающимися хвостами. В коллекции музея сохранились также таганы, украшавшие один из каминов Агатовых комнат, выполненные в виде сфинксов с женскими головками.
По мнению специалистов, разработки Ч. Камерона для изделий художественной бронзы восходят к идеям архитектора Роберта Адама (1728-1792) и мебельщика Джорджа Хепплуайта (1727Р-1786), сформировавших стилистику английского классицистического интерьера XVIII века. Хотя до настоящего времени проекты бронзовых изделий для Екатерининского дворца, созданные Ч. Камероном, не выявлены, многочисленные архивные материалы свидетельствуют, что И.Басселье и X. Ф. Шперлинг работали именно по его рисункам, а деревянные и восковые модели бронзовых предметов меблировки выполнялись в мастерской Ж.-Б. Шарлеманя.
Тот факт, что сохранившиеся комплекты каминных принадлежностей созданы по проектам архитектора Ч. Камерона для конкретных интерьеров Большого Царскосельского дворца, делает их уникальной частью коллекции художественной бронзы музея.
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009