Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1790-е. Каминные часы Весталки, несущие священный алтарь

Франция. Париж. Мастер Пьер-Филипп Томир. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение, патинирование, шлифование, полирование 57,5 х 66 х 19. Поступление: из Государственного Эрмитажа, 1981 Инв. № ЕД-1310-IV. Подробнее под снимком
1790-е. Каминные часы Весталки, несущие священный алтарь  

Рейтинг: 0

Просмотров: 1715

8 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 8 декабря 2012 в 19:14 0
Каминные часы, украшенные фигурами двух жриц богини Весты, несущих алтарь со священным огнем, относятся к ранним работам  ТП.-Ф. Томира.
В 1780-1790-е годы из мастерской Томира выходят выдающиеся произведения классицистической бронзы: часы «Колесница времен года", «Амур и Психея», «Колесница Аполлона», «Весталки, несущие священный алтарь» и др. Многие из его ранних  произведений  попали в Россию благодаря закупкам обстановочной бронзы для интерьеров Михайловского замка Павла I, проводившихся министерством Императорского двора в конце 1790-х годов.
Модель часов с весталками была создана Томиром в 1788 году по мотивам рисунка Гюбера Робера (1733-1808), гравированного в «Сборнике рисунков» («Recueil des Griffonis») аббата Сен-Нона. Фарфоровые алтари и плакетки для изделия заказывались на Севрской фарфоровой мануфактуре, где Томир с 1783 года занимал должность штатного бронзовщика. Часы с весталками, выполненные в золоченой и патинированной бронзе, с фарфоровыми деталями, украшали будуар Марии-Антуаннеты во дворце Тюильри (значатся в инвентаре часов 1792 года). В настоящее время известно шестнадцать экземпляров подобных часов. Пять из них имеют фарфоровые детали, как полихромно раскрашенные, так и бисквитные (Галерея Коркоран, Вашингтон; Музей декоративного искусства, Париж; Музей декоративных искусств, Мадрид, и др.).
В других экземплярах часов этой модели вместо фарфора использован белый мрамор. Иногда часы покоятся на фигурах львов (на месте леопардов), покрытых попонами, различаются и декоративные накладки основания: либо это грифоны, различные арабески, либо, как в часах царскосельского собрания, — барельеф, представляющий веселящихся путти. Многие из часов украшены накладками золоченой в два тона бронзы с изображением коленопреклоненных муз Каллиопы и Урании.
Часы с фигурами весталок, будучи довольно популярной моделью французской бронзы конца XVIII века, послужили прообразом одного из самых ранних повторений изделий Томира в России. В начале 1790-х годов на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге по проекту Жака-Доминика Рашетта (1744-1809) был выполнен вариант часов с изображением жриц древнеримской богини домашнего очага, охраняющих священный огонь. По мнению исследователей, образцом для работы Рашетта, вероятно, послужил экземпляр часов Томира, принадлежавший управляющему Императорскими заводами князю Н. Б. Юсупову. Фарфоровый вариант был больше оригинала, фигуры располагались дальше друг от друга, а высокое и массивное основание было декорировано плакетками в духе веджвудского фарфора. С 1796 года весталки Рашетта украшали один из интерьеров парадной анфилады Александровского дворца, впоследствии получивший название Зала с горкой (нынешнее местонахождение часов неизвестно).
Часы, в настоящее время входящие в собрание художественной бронзы Государственного музея-заповедника «Царское Село», про¬исходят из коллекции графов Шереметевых. Как и в позапрошлом столетии, часы с весталками — теперь уже в оригинальном, авторском исполнении — вновь украшают Александровский дворец.
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009