Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Канделябры парные, 1785-1800

Франция. Париж. Мастер Франсуа Ремон. По модели Луи-Симона Буазо. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение, патинирование, шлифование, полирование 98 х 41 х 33. Поступление: из исторической коллекции Инв. № ЕД-402-IV, ЕД-423-IV
Подробнее под снимком
Канделябры парные, 1785-1800  

Рейтинг: 0

Просмотров: 1444

9 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 9 декабря 2012 в 12:49 0
Имущество императорских резиденций Санкт-Петербурга находилось в ведении Министерства Императорского двора. Богатое убранство столичных и загородных дворцов было зафиксировано в специальных описях, где каждый предмет приписывался к определенному зданию, интерьеру, а с середины XIX века имел и свой индивидуальный номер. Каждый дворец являлся самостоятельным уникальным собранием произведений искусства, предметов меблировки, утилитарных обиходных вещей.
В XVIII-XIX веках многие предметы убранства создавались или приобретались специально для конкретных дворцов и интерьеров, и перемены в истории их бытования становились следствием серьезных политических потрясений — революций и войн. В то же время широко практиковалась передача вещей из одного дворца в другой. Часто это было вызвано практическими нуждами высочайшего двора, когда предметы меблировки и осветительные приборы перевозились в связи с визитами родственников, организацией балов и торжеств.
Иногда вещи из столичных дворцов передавались в загородные резиденции после переделок интерьеров. Так, в 1817-1818 годах, при оформлении апартаментов Зимнего дворца к свадьбе Николая Павловича и в связи с визитом короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, значительное количество превосходных, но уже вышедших из моды классицистических светильников последней трети XVIII века было отправлено в Александровский дворец Царского Села. Впрочем, иногда причиной перемещения предметов становились пожелания и вкусы царственных владельцев.
В середине XIX века Большой Царскосельский дворец переживал новый расцвет: при императоре Александре II здесь велись большие работы по созданию новых и обновлению старых интерьеров. Супруга императора, жившая в апартаментах, созданных в 1780-х годах для Екатерины II. Камероном, принимала деятельное участие в их обустройстве. Обстановка этих роскошных классицистических интерьеров была дополнена ампирными вещами уже в царствование Александра I. Императрица Мария Александровна украсила свои комнаты не только работами современных петербургских и парижских бронзовщиков, но и аутентичными вещами, соответствующими духу и стилистике екатерининской эпохи. По ее желанию из Зимнего дворца и Эрмитажа в Царское Село были переданы первоклассные изделия художественной бронзы, в том числе знаменитые часы Людовика XVI « Мир и изобилие». Также в состав этого комплекса вещей входили парные канделябры на шесть свечей с зеркально расположенными фигурами нимф, повязывающих ленты, выполненные из золоченой и патинированной бронзы, на основаниях серого «пиренейского» мрамора.
Эти уникальные по художественным достоинствам осветительные приборы созданы одним из известнейших парижских бронзовщиков последней трети XVIII — начала XIX века Франсуа Ремоном (около 1745 — после 1815). Фигуры выполнены по модели французского скульптора эпохи классицизма Луи-Симона Буазо (1743-1809), руководителя скульптурной мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры в 1773-1780 годах, работавшего с П.-Ф. Томиром, Д. Рентгеном и другими мастерами прикладного искусства.
В настоящее время известно несколько экземпляров подобных канделябров, отличающихся в незначительных деталях. Одна пара находится в лондонской коллекции Мэллес и происходит из обстановки Малого Трианона в Версале.
Помимо канделябров, переданных в 1857 году в Царское Село, в Зимнем дворце имелась еще одна пара аналогичных светильников, следы которых теряются в 1920-1930-х годах. Вероятно, две пары канделябров работы Ремона попали в Россию в результате закупок французской бронзы для Михайловского замка.
Канделябры с нимфами, повязывающими ленты, с середины ХIХ века составляли каминный гарнитур с часами «Клио и Урания» работы Э. Мартенкура. До 1941 года этот ансамбль высочайшего художественного уровня украшал камин Арабескового зала Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца.
Источник:Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009