Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Часы Хронос (Гений смерти), нач. 19 в.

Франция. Париж. Мастер Антуан-Андре Раврио (?)
Часовой мастер Тьери.
Бронза, мрамор, эмаль; литье, чеканка, патинирование, золочение, шлифование, полирование. 57 х 38,5 х 19.
На циферблате подпись: Thiery a Paris Поступление: из антиквариата, 1988 Инв. № ЕД-1531-IV.
Подробнее под снимком
Часы Хронос (Гений смерти), нач. 19 в.  

Рейтинг: 0

Просмотров: 1754

9 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 9 декабря 2012 в 15:12 0
Композиция часов буквально иллюстрирует латинское выражение «Теmpus fugit» («Время бежит»), восходящее к «Георгикам» Вергилия. Крылатый бог Хронос, держащий в левой руке часовой механизм, а в правой — косу, решительно перешагивает через египетскую пирамиду. Тему продолжает и декор основания, выполненного из красного мрамора, — бронзовая накладка в виде ладьи, в которой сидят Хронос и Амур.
Часы с фигурой Хроноса (в Риме — Сатурн) — античного бога времени, были необычайно популярной моделью французской бронзы первой четверти XIX века. Тема необратимости времени и скоротечности жизни приобрела широкое распространение в оформлении часовых корпусов в XVI веке. Поначалу ее трактовали довольно мрачно, с упором на мотив смерти.
Часто корпуса карманных часов выполнялись в виде черепа — традиционной аллегории vanitas, тщеты и бренности бытия. Иногда композицию дополнял мирно спящий на черепе ребенок. Также бронзовщики изображали на часах грозного Хроноса, который, согласно мифу, пожирал своих детей (символ бесконечно рождающегося и умирающего времени), плывущим в ладье по водам Стикса в царстве мертвых.
В XVIII-XIX вошли в обиход менее драматичные трактовки. По-прежнему выступая персонификацией времени, властвующего над мирозданием, Хронос приобрел черты крылатого старца с косой, держащего на плече небесную сферу с часовым циферблатом. Частым спутником-антагонистом неумолимого бога стал Амур. Во французской классицистической и ампирной бронзе довольно много часов, аллегорически представляющих Время, останавливаемое Любовью. Подобные композиции создавались такими мастерами, как Б.-А. Пажу, К. Галь,
А.-А. Раврио, П.-В. Ледюр, и, вероятно, были навеяны популярной песней на стихи Жозефа-Александра де Сегюра (1756-1805), в которой Амур повествует о скоротечной любви пастушка и пастушки. Песня заканчивается триумфом Хроноса.
Известны подписные каминные часы с фигурой Хроноса, шагающего через пирамиды, происходящие из двух ведущих мастерских французской художественной бронзы. В Министерстве внутренних дел Франции имеются часы с подписью А.-А. Раврио (отличаются от царскосельских только накладкой основания).
Аналогичные часы из собрания королевского замка в Варшаве имеют подпись П.-В. Ледюра и датированы 1815 годом. Часы с фигурой Сатурна из собрания Государственного Эрмитажа, с подписью на циферблате D’Artois fils a Paris, также приписываются А.-А. Раврио. Значительное количество часов этой популярной модели, встречающихся на антикварном рынке, не имеет никаких подписей, как и часы собрания Екатерининского дворца.
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009