Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Парные канделябры, 1803-1804

Франция. Париж. Мастер Франсуа-Тимоте Мателен. Бронза; литье, чеканка, золочение, патинирование.
96 х 33,5 х 33,5. Поступление: из исторической коллекции Инв. № ЕД-1093-rV, ЕД-1094-IV. Подробнее под снимком
Парные канделябры, 1803-1804  

Рейтинг: 0

Просмотров: 1274

9 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 9 декабря 2012 в 15:45 0
Канделябры на семь свечей золоченой и патинированной бронзы, происходящие из собрания художественной бронзы Александровского дворца, украшены скульптурной композицией из двух фигур: женщина отворачивается от мужчины, который протягивает к ней руку.
Аналогичные фигуры, составляющие единую группу, украшают часы золоченой бронзы из собрания музея Мармоттан (Париж), датированные 1810 годом и называемые в научной литературе «Ссора». Название продиктовано сопоставлением с другой моделью, относящейся к этому же году и представляющей нежно целующуюся пару, — «Примирение» из собрания палаццо Питти во Флоренции. Корпуса часов решены одинаково — в виде архитектурной композиции с полукруглым завершением, в которое вмонтирован циферблат. По сторонам циферблата располагаются фигурки лебедей, держащих в клювах гирлянду. Основание часов с фигурами примирившихся влюбленных украшено накладкой с развевающимися лентами, на которой обозначено название композиции: LE RACCOMMODE («Примирение»). На основании парных часов французского собрания имеется аналогичная накладка с лентами, но без надписи. Первоначально «Ссора» и «Примирение» считались работой парижского бронзовщика К. Галя. В настоящее время ведущий специалист по истории французской бронзы Ж.-Д. Огард атрибутирует их мастеру конца XVIII — начала ХIХ века Франсуа-Тимоте Мателену (1759-1815)3. В своей публикации Огард приводит канделябры : фигурами из композиции «Ссора» в Бад-Хомбурге, Германия), аналогичные осветительным приборам царскосельского собрания во всем, кроме основания прямоугольной формы . Датировка светильников 1803-1804 годами позволяет отнести к этому же времени канделябры Александровского дворца.
Изображения парных композиций известны и в виде самостоятельных произведений скульптуры. В собрании французской пластики Государственного Эрмитажа имеются две группы патинированной бронзы на основаниях красного мрамора с аналогичными фигурами ссорящихся и примирившихся юноши и девушки. Скульптурные группы поступили в Зимний дворец в начале XIX века. Н. К. Косарева, назвав композиции «Ссора» и «Примирение», также обозначила героев как Орфея и Эвридику, основываясь на дореволюционных описях дворцового имущества. Она предположила, что композиция «Примирение» могла иметь некий живописный или графический прототип, а также отметила определенное сходство группы «Ссора» с изображением Орфея, Эвридики и Меркурия на барельефе греческого скульптора Каллимаха (420-410 до н. э., Национальный музей Неаполя). Эвридика представлена там в длинном хитоне, склонившей голову в покрывале; фигура Меркурия (проводника душ умерших) послужила, по мнению Н. К. Косаревой, прообразом скульптурного изображения Орфея, протягивающего руку к своей возлюбленной.
Основания канделябров царскосельского собрания украшены накладками в виде трех женских и одной мужской фигур с яблоком, голубками, бабочкой и собакой, представляющих аллегории раздора, верности, любви.
Парные канделябры, представляющие сцену размолвки, входили в XIX — начале XX века в убранство Портретного зала Александровского дворца.
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009