Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Часы с фигурой музы Эрато, 1810-е

Франция. Париж. Пьер-Филипп Томир. Мастер Луи Муане.
Бронза, эмаль; литье, чеканка, золочение, роспись. Подписъ на циферблате: Thomire & C-ie, Moinet aine H-er
Поступление: из антиквариата, 1996 Инв.№ ЕД-1572-IV. Подробнее под снимком
Часы с фигурой музы Эрато, 1810-е  

Рейтинг: 0

Просмотров: 1432

9 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 9 декабря 2012 в 16:51 0
Одним из прекрасных образцов художественной бронзы эпохи ампира в царскосельском собрании являются каминные часы с изысканной фигурой музы лирической поэзии Эрато золоченой бронзы, выполненные в мастерской Пьера-Филиппа Томира.
Эрато представлена в длинной тунике, с развевающейся драпировкой, вдохновенно читающей стихи под аккомпанемент лиры. Стела с полукруглым завершением, в которую заключен часовой механизм, декорирована накладкой в виде гротеска из симметрично расположенных по сторонам факела фигур дельфинов и полуфигур амуров, держащих венки. Основание украшено изображением покровителя муз Аполлона в сиянии лучей, накладками в виде факела и трубы с лентами и венками.
Часы являются поздним вариантом авторской модели, созданной П.-Ф. Томиром около 1805 года. Проект каминных часов с женской фигурой патинированной бронзы и лирой, в которую вмонтирован часовой механизм, имеется в альбоме фирмы из собрания Государственного Эрмитажа.
Существуют варианты этой композиции, отличающиеся по размерам, по характеру декоративного оформления стелы и основания, а также по месту размещения часового механизма. Но главное, чем разнятся известные экземпляры часов этой модели, — это трактовка женской фигуры. В одном случае мастер представляет ее как одну из девяти муз Аполлона, в другом — как прославленную древнегреческую поэтессу Сафо (VII-VI вв. до н. э.). В столь свободном варьировании ключевого смыслового момента композиции нет ничего удивительного. Поэтический талант Сафо, признанный уже ее именитыми современниками Алкеем и Солоном, характер ее мелической (музыкально-песенной) лирики, посвященной любовным переживаниям, неразрывно связаны в представлении поклонников творчества поэтессы с образом музы любовной поэзии Эрато. Не случайно Платон в одной из своих эпиграмм называл Сафо «десятой музой».
Часть бронз Томира, украшенных женской фигурой с лирой, являются изображениями Сафо. В 1809 году фирма изготовила часы «Сафо» для спальни императрицы в Тюильри, в счетах Томира за 1807 год на поставку бронз для Наполеона также значатся часы этой модели, в 1806 году принцесса Мюрат приобрела эту модель для своих апартаментов в Елисейском дворце, а в 1812 году аналогичные часы были куплены для дворца Питти во Флоренции.
На образ античной поэтессы во всех этих экземплярах указывают элементы декора корпуса: накладка в виде профиля юноши, ассоциирующегося с возлюбленным Сафо — Фаоном, и барельеф основания в виде хоровода танцующих девушек.
Несколько известных экземпляров с аналогичной фигурой, незначительно отличающейся характером драпировки одежды, представляют музу Эрато. Корпуса часов этой модели украшают профиль поэта Анакреонта (сер. VI в. до н. э.), создателя анакреонтической лирики, прославляющей мирские наслаждения, а также изображения Афродиты, Амура или Аполлона, как на часах из собрания Екатерининского дворца (палаццо Реале, Турин; антикварный салон «Ренессанс», Санкт-Петербург; аукцион Drouot, 1997). В 1806 году часы, представляющие Эрато, поступили в замок Рамбуи для салона императрицы Жозефины.
Популярность часов с фигурой Эрато (Сафо) способствовала долгой жизни этой модели. Фирма Томира выпускала ее и в 1810-х годах, несколько изменив характер композиции. Часовой механизм был перенесен из корпуса лиры в стелу с полуциркульным завершением, благодаря чему лира значительно уменьшилась в размерах и стала более органичной частью общего художественного оформления предмета. Это позволило усилить смысловую доминанту композиции, перенеся все внимание на вдохновенную женскую фигуру.
Из: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009