Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Канделябры с головой Меркурия, до 1825

Франция. Париж. Мастер Клод-Франсуа Рабья. Бронза; литье, чеканка, золочение, патинирование. 60 х 23,5 х 20.
На крестовине основания подпись: Rabiat MER. Е. R.
Поступление: из исторической коллекции Инв. № ЕД-370-Щ ЕД-371-IV.
Подробнее под снимком
Канделябры с головой Меркурия, до 1825  

Рейтинг: 0

Просмотров: 964

9 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 9 декабря 2012 в 19:21 0
Канделябры, увенчанные бюстом Меркурия (в Греции — Гермес), являются работой мастера художественной бронзы начала XIX века Клода-Франсуа Рабья (1756-1815). Подписных работ Рабья выявлено довольно мало, хотя известно, что ему принадлежало крупное предприятие в Париже.
Сын повара, он прошел обучение у парижского позолотчика, серебряника и специалиста по насечке драгоценными металлами по стали Этьена Винереля. В 1778 году Рабья получил звание мастера и с 1798 года имел мастерскую в доме 41 по улице Бобур. К 1810-м годам это было уже большое семейное дело, в котором, кроме самого Клода-Франсуа, работали три его сына, три зятя, а также несколько наемных работников: литейщики, позолотчики, мраморщик, гильошировщик и др.
Составленная после смерти Рабья в 1815 году опись имевшихся в мастерской бронзовых изделий, гипсовых, терракотовых и восковых моделей насчитывала 153 предмета. Это были разнообразные канделябры, бра, часы, жирандоли, подсвечники, бульотки, декоративные вазы, барельефы. Сохранившиеся счета фирмы объясняют причину ее малой известности. Значительное количество своих изделий Рабья поставлял самым знаменитым парижским бронзовщикам. Среди покупателей его бронз числились П.-Ф. Томир, А.-А. Раврио, Л.-С. Ленуар-Раврио, В. Ледюр, П.-Ф. Фёшер, К. Галь, фирма «Деньер и Мателен». Поскольку мастер не ставил подпись на своих изделиях, есть основания предполагать, что часть работ, приписываемых ныне прославленным бронзовщикам первых десятилетий ХIХ века, происходят из мастеровой Рабья.
Достоверных бронз К.-Ф. Рабья о. К ним относятся несколько пар бра, поставленных в 1810 году П--Ф- Тониром во дворец Фонтенбло, канделябры с фигурами Славы из собрания музея Мармоттан в Париже и другие вещи. Наиболее известными из его подписных работ являются канделябры с гермами. В основу художественного решения царскосельских светильников легли античные гермы — четырехгранные столбы, завершавшиеся головой бога торговли Гермеса. В античности их использовали как межевые знаки, они служили указателями на дорогах, их даже устанавливали на стадионах, отмечая место поворота бегунов и колесниц. Позднее гермы начали украшать изображениями других богов и портретными бюстами. С XVII века они стали распространенным видом парковой скульптуры, использовались как вертикальные опоры в архитектуре и как декоративный элемент в предметах мебели.
Канделябры с гермами выполнены по модели самого мастера. Рабья был хорошо знаком с памятниками античности, о чем свидетельствует опись книг и увражей его библиотеки, в которой имелись, среди прочего, следующие издания: «Флорентийский музей, или Собрание резных камней... с французскими пояснениями г. Мюло» Франсуа-Анна Давида (Париж, 1787; 8 томов), «Прекраснейшие памятники Древнего Рима» Жана Барбо (Рим, 1761; 128 таблиц), его же «Античные памятники» (Рим, 1783), а также большая подборка выпусков «Анналов Музея и Школы изящных искусств».
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009