Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Парные канделябры, 1824

Россия. Санкт-Петербург. Мастер Андрей (Иоганн Андреас). Императорский стеклянный завод.
Бронза, хрусталь; литье, чеканка, золочение, резьба 92 х 32,5 х 32,5.
Поступление: из исторической коллекции Инв. № ВД-372-IV, ВД-373-IV.
Подробности под снимком
Парные канделябры, 1824  

Рейтинг: 0

Просмотров: 1357

14 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 14 декабря 2012 в 12:17 0
Масштабы производства художественной бронзы в России были несопоставимо меньше, чем во Франции, но качество изделий отечественных бронзовщиков ничуть не уступало европейскому. Уровень мастерства петербургских производителей был настолько велик, что известны случаи, когда мастера с легкостью выдавали свои творения за парижский контрабандный товар. Это делалось для того, чтобы выгоднее продать изделия, так как французская бронза, традиционно считавшаяся лучшей, стоила значительно дороже.
Русская бронза эпохи ампира представлена в царскосельском собрании работами таких мастеров, как Ж.-П. Ланкри, И. и А. Дипнеры, П. Гёде и др. В основном, это осветительные приборы — люстры, канделябры, подсвечники различных типов.
Подлинным украшением музейной коллекции светильников русского производства являются несколько работ Андрея (Иоганна Андреаса) Шрейбера (1777-1843) - одного из самых крупных производителей художественной бронзы в Петербурге первой четверти XIX века. Уроженец Дерпта, Шрейбер работал в столице с 1790-х годов, сначала под руководством X. Ф. Шперлинга, а затем, с 1801 года, как владелец собственной мастерской. С 1809 года квартира и производство Шрейбера находились на Сенной площади, которая была одним из центров бронзолитейного дела Петербурга. Его мастерская выпускала различные люстры, лампы, стенные и столовые (то есть настольные) шандалы, канделябры, а также вазы, сюрту-де-табли с плато, часы и мелкие кабинетные вещи для письменного стола. Предприятие было большим, в конце 1830-х мастерской работало 53 сотрудника.
Расцвет творчества Шрейбера приходится на 1810-е годы и первую половину 1820-х годов. В это время он выполняет многочисленные заказы Императорского двора — поставляет бронзу (в основном люстры и другие светильники) в Зимний (1809,1817), Аничков (1810-1811, 1817), Елагин (1822) и Михайловский (1825) дворцы. В эти годы начинается сотрудничество мастера с архитектором К. И. Росси, который создавал проекты бронзовых изделий для оформления интерьеров различных императорских резиденций. Этот творческий союз оказался для Шрейбера полезным и плодотворным. Он получал разработки новых интересных моделей, которые впоследствии широко использовал в своих изделиях, выпускаемых в продажу.
Шрейберу часто заказывали исполнение бронзовой монтировки для фарфоровых и стеклянных изделий императорских фабрик. Вероятно, в результате его тесных деловых контактов с Императорским стеклянным заводом он активно пользовался произведенным там стеклом в своих работах. Это не только плоские поддоны резного бесцветного стекла, характерные для люстр этого времени вообще и его производства в частности, но и различные эффектные стеклянные вазы и шары со сложной резьбой, входившие в оформление светильников, выполнявшихся по рисункам К. И. Росси.
К подобным высокохудожественным изделиям мастерской Шрейбера относятся канделябры царскосельского собрания. Колонки резного бесцветного стекла, увенчанные двумя аналогичными по исполнению полусферами, заключены в монтировку золоченой бронзы высочайшего качества исполнения.
Парные канделябры на семь свечей были приобретены в 1824 году у Шрейбера за 950 рублей в связи с меблировкой вновь отделанных ампирных апартаментов вдовствующей императрицы Марии Федоровны. С середины XIX века они украшали интерьер Опочивальни Екатерины II в южной части дворц а, где в 1850 году их запечатлел в акварели Э. П. Гау. После 1918 года, по решению Художественной комиссии, канделябры вернулись в зал соответствующей им стилистики — в Библиотеку императрицы Марии Федоровны.
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009