Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Каминный гарнитур: часы и парные вазы, 1853

Россия. Санкт-Петербург Гальванопластическое и литейное заведение герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Бронза, эмаль; золочение, окрашивание, роспись. 45,5 х 18 х 13,5 (часы) 33 х 19 х 15,5 (вазы).Поступление: из исторической коллекции Инв. № ЕД-663-IV, ЕД-661-IV, ЕД-662-IV.
Подробнее под снимком
Каминный гарнитур: часы и парные вазы, 1853  

Рейтинг: 0

Просмотров: 974

16 декабря 2012

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 16 декабря 2012 в 13:55 0
Часы и парные вазы были приобретены в 1853 году для обстановки павильона Турецкая баня в Екатерининском парке Царского Села. Гарнитур является одним из ранних образцов русского ориентализма в декоративно-прикладном искусстве XIX века.
Ориентализм — увлечение культурой стран Ближнего Востока, Турции, стран Магриба (мусульманские государства северной Африки: Марокко, Алжир, Тунис) и южной, так называемой мавританской, части Испании — пришел в Россию XVIII века как через европейское влияние, так и через прямые контакты с арабским Востоком в ходе русско-турецких войн. В середине XIX века интерес к восточной культуре получил новое звучание благодаря полифоничному характеру эпохи историзма, активно использовавшей художественные формы и стилистические приемы искусства различных стран и времен.
Появление первых мотивов исламского искусства в художественном оформлении царскоселькой резиденции относится ко времени царствования Екатерины II. В подражание английскому парковому строительству, эталоном которого являлись сооружения У. Чемберса в королевском саду Кыо близ Лондона, в Екатерининском парке были возведены Турецкий киоск, Турецкий каскад, Башня-руина. В память побед русского оружия в войнах с Турцией 1768-1774 годов в Царскосельском саду были установлены Чесменская, Морейская и Сибирская колонны, Катульский обелиск.
В1850-1853 годах, как продолжение этой темы, на берегу Большого пруда Екатерининского парка был возведен павильон Турецкая баня по проекту придворного архитектора И. А. Монигетти. Задуманное как памятник победоносно завершившейся войне с Турцией 1827-1828 годов это великолепное здание отразило обшее увлечение мавританским искусством. В качестве прототипа было использовано архитектурное решение одной из мечетей Адрианополя. Во внутреннем оформлении павильона Монигетти применил подлинные мраморные фрагменты отделки бани султанши из дворцового комплекса Эске-Сераль, вывезенные русскими войсками в качестве трофеев. Полихромно декорированные росписью и искусственным мрамором интерьеры Раздевальни, Подкупольного зала, восьмигранного кабинета Турецкой бани, наряду с подлинными предметами восточного искусства, дополнили вещи, созданные русскими мастерами. Осветительные приборы (не сохранились) и каминный гарнитур в «восточном вкусе» были изготовлены в Гальванопластическом и литейном заведении герцога Лейхтенбергского. Предприятие, основанное в 1844 году в Петербурге зятем императора Николая I герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, явилось первым в России производством, применившим технологию гальванопластики для отливки, золочения и серебрения круглой пластики, а также предметов декоративно-прикладного искусства. В начале 1850-х годов предприятие много работало для нужд Царскосельской резиденции. Так, по проектам художника Г. Мейера его мастера выполнили еще один «восточный» заказ — ансамбль из семи светильников для Азиатской комнаты наследника цесаревича (будущего императора Александра II) в Большом Царскосельском дворце, также решенный в ориенталистском духе.
Часы и парные декоративные вазы со времени их создания в 1853 году и вплоть до Второй мировой войны украшали камин в интерьере Раздевальни Турецкой бани. Оформление предметов разнохарактерно по цветовой гамме: монохромный корпус часов в виде архитектурной композиции целиком выполнен из золоченой бронзы, а тулова ваз покрыты темно-синим лаком и окрашены в синий и красный цвета. Объединяет гарнитур украшающий все предметы рельефный стилизованный восточный орнамент. Не только декор ваз, но и их форма (овоидная, с высоким многогранным горлом и ручками в виде стилизованного крыла) варьируют мотивы фаянсовых ваз, именуемых альгамбрскими, которые изготавливались во второй половине XIV века в Малаге (Гранада, Испания).
Источник: Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009