Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1745-1719. Часы в виде цветущего дерева

мастер Эдм-Жан Козар. Бронза, металл, фарфор, эмаль: литье, чеканка, золочение, тонировка, полнхромная роспись 103 х 70 х 43. Подпись на циферблате: Causard a Paris. Поступление: из исторической коллекции Инв. № ВД-73-IV. Подробности по ссылке под снимком
1745-1719. Часы в виде цветущего дерева  

Рейтинг: 0

Просмотров: 2076

4 ноября 2009

Photojour

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Комментарии (1)
Photojour # 5 декабря 2012 в 11:33 0
Идея быстро проходящего, убегающего времени, была распространа в качестве мотива декора часов : XVI века. Мастера выражали ее по-разному. Иногда часы украшались цитатами из античных авторов, прямо говорящими о краткости бытия: Время бежит», «Жизнь пробегает как тень», «Бежит невозвратное время». Но чаще быстротечность часов и минут становилась темой аллегорических композиций с различными персонажами и атрибутами.
Лови мгновенье, наслаждайся приятными, пусть и мимолетными, радостями жизни... — таков лейтмотив композиции часов в виде цветущего дерева, в тени которого расположились кавалер с дамой. Неумолимое движение стрелок и бой часов в ветвях дерева, украшенного фарфоровыми цветами, должны были напоминать их владельцам о быстротечности жизни, о краткости прекрасной поры цветения.
Куртуазный характер этой композиции, идеально соответствующий духу галантного искусства рококо, сделал ее очень популярной в середине XVIII века.
Различные варианты модели встречаются во многих музейных и частных собраниях. Из фарфора с полихромной росписью в подобных часах выполнялись обычно не только цветы, но и фигуры. В некоторых вариантах помимо изображения дамы и ухаживающего за ней кавалера представлен слуга (арапчонок) или коварный соглядатай пасторальной сцены.
Часы в виде дерева — одно из наиболее ранних произведений художественной бронзы в собрании Екатерининского дворца: они датируются 1745-1749 годами. На основании и фигурах мужчины и женщины, выполненных из бронзы, имеется «С под короной ». Такое ставилось на французских : изделиях на протяжении короткого времени, с  1745 по 1749 год. 5 марта 1745 года в силу королевский эдикт, предписывавший всем производителям и торговцам бронзой уплатить налог с имеющегося у них в наличии товара. Все, что они производили или продавали впоследствии, также облагалось налогом, величина которого рассчитывалась исходя из веса изделия: за один фунт (453,6 г) полагалось уплатить в казну 1 ливр. Мелкие предметы и детали, весившие менее 2 унций (1 унция — около 28 г), налогом не облагались. Для исполнения эдикта были созданы специальные конторы со значительным штатом сотрудников: управляющий, контролеры, сборщики налога, весовщики, маркёры, ставившие клеймо на изделия, и т. д. Бронзовщики, литейщики, ножовщики, производители клинков, весов, торговцы бронзой и предметами из различных металлических сплавов, а также мебелью с бронзовыми деталями должны были в течение месяца представить списки всех имеющихся у них изделий. Служащие контор приходили в мастерские и магазины и, согласно представленным описям, взвешивали предметы, начиная с самых тяжелых (в их обязанности входило также выявление скрываемых изделий). Затем на вещи ставилось клеймо «С под короной», удостоверявшее уплату налога.
Закон соблюдался очень строго, никаких исключений не делалось. Другим мастерам по металлу — токарям, позолотчикам, серебряникам и др. — запрещалось обрабатывать изделия без клейма. Официально эдикт, действовавший до 1749 года, был направлен на выявление недоброкачественной продукции; бронзы плохого качества не маркировались и подлежали уничтожению. Однако главной его целью было все-таки пополнение казны.
Часовой механизм предмета выполнен поставщиком французского королевского двора Эдмом-Жаном Козаром (около 1720-1780; мастер с 1750). Козар специализировался на производстве механизмов для каминных и настольных часов. Механизмы его работы встречаются в корпусах, созданных бронзовщиками Н. Маршаном, А. Фуле, Н. Пети, Н. Бонне, Ж. Сен-Жерменом, Р. Осмоном и др.
Часы в виде цветущего дерева являлись частью обстановки знаменитой Янтарной комнаты Большого Царскосельского дворца на протяжении всего существования этого уникального интерьера.
Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009