Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Александровский парк. 2. Новый (регулярный) сад

 

Регулярный (Новый) сад — регулярная часть нынешнего Александровского парка, был разбит в1740-х года.

Фотоальбом Пейзажный парк

 

Сад располагается прямо напротив западного фасада Екатерининского дворца и четко ориентирован центральной аллеей на центр здания. В хорошую погоду в безлиственное время года от дворца по этой прямой перспективе можно увидеть находящийся на очень значительном отдалении от дворца Арсенал. Если мысленно продолжить ось с другой стороны дворца, то она пройдет по Эрмитажной аллее и упрется в Эрмитаж

 

Фрагмент карты 1857 г.

 

На плане Растрелли Новый (Верхний, Крестовый) сад представлен на плане в проектном варианте: изображены так никогда и не устроенные в малых квадратах «площадки для каруселей» (театрализованных, костюмированных конных состязаний), «зеленый театр» и каналы, разделяющие сад на четыре части. Разбивка сада, начавшаяся в 1748 году, была закончена через 30 лет в царствование Екатерины II.

В 1748-1749 гг садовый мастер Я.Шредер, инж. П. Островский создают Крестовый канал в регулярной части Александровского парка. Он представляет из себя правильный квадрат, окружающий 4 боскета Нового сада — регулярную часть Александровского парка.

В него сейчас можно пройти по Большому Китайскому мосту, от которого начинается липовая аллея (Центральная) — главная ось Нового сада. Пересечение Центральной аллеи с широкой просекой, окаймленный двумя аллеями (т.н. Тройная аллея, идущая к Александровскому дворцу) образует крест, который делит Новый сад на четыре равных партера (квадрата) со сторонами в 200 метров и является основой его планировки.

В квадратах при Елизавете началось устройство увеселительных затей. Каждый из квадратов (боскетов) них имеет свой собственный облик:

  1. В центре первого возник «скарпир» — круглая насыпная площадка с замысловатой деревянной галереей, которая состояла из беседок, соединенных в одно целое наподобие сот и увенчанных позолоченными куполками,
  2. Замысел создания в следующем квадрате земляного театра под открытым небом, с дерном скамьями и зелеными кулисами, при Елизавете не был осуществлен, но подсказал идею сооружения здесь в 1770-х годах Китайского театра
  3. третьем квадрате была насыпана конусовидная гора Парнас в окружении стриженых боскетов. Спиральная дорога от ее подножия приводила на вершину, где была устроена смотровая площадка и посажен дуб.
  4. Четвертый квадрат, где размещались карусели и другие затеи, получил позднее пейзажную планировку.

Автором проекта Нового сада был, вероятно, архитектор Н. Жирар, однако строительство велось уже без его участия; руководили работами садовые мастера К. Шрейдер и М. А. Кондаков.

Завершение замысла по устройству сада было прервано смертью императрицы Елизаветы Петровны.

1750-е

9 августа 1751 спущены в Крестовый канал вокруг Нового сада два трешкоута для плавания по оному каналу.

Из четырех боскетов Нового сада, ближайший к Детскому пруду практически весь занят высокой искуственной горой Парнас, Парнас был насыпан при расширении и углублении прудов и Крестового канала в 1755 году; тогда же там были посажены деревья.

К концу 1750-х годов многое из задуманного в Новом саду оставалось еще не начатым, а вскоре, с утратой интереса к регулярным садам, само стремление осуществить первоначальный замысел в полном объеме исчезло.

В первом из четырех квадратов Нового сада, налево от Большого Китайского моста, находится несколько вызвышенная куртина, засаженная хвойными деревьями. Вокруг куртины целый лабиринт дорожек и площадок, обсаженных высоко разросшимися, старыми стриженными деревьями — это, так называемый, Грибок.

1770-е

Название куртины «Грибок», расположенной на территории Нового сада, связано с формой беседки, находившейся здесь в конце XVIII — начале XIX века.

26 мая 1776 года Ее Величество, гуляя в Новом саду, желая было перейти с угла канала или в другую куртину сада, или на дорогу ко дворцу, но невозможно было, и потому заблагорассудила в этом месте повелеть построить таковую висячую, или крестовую, Китайскую беседку, дабы с Большой дороги, не переходя чрез большой против средины дворца мост, быть по произволению в куртинах Нового сада, в каких угодно будет..." И придворный архитектор В. И. Неелов получает распоряжение на строительство этого моста. Строительство Крестового моста было закончено в 1779 году.

В четвертом, восточном квадрате Нового сада в середине XVIII века предусматривалась площадка для увеселительных затей. Но он недолго просуществовал в первоначальной регулярной планировке. В 1778 году по проекту И. В. Неелова здесь были вырыты два пруда с искусственными островами, соединенные узким проливом.

1780-е

В 1788 году, построен театр или "оперный дом". Китайский театр, прежде называвшийся Каменной оперой. Как и близлежащая Китайская деревня, театр был спроектирован Антонио Ринальди в рамках принятого в эпоху рококо пристрастия к «китайщине». Строительство здания началось в 1778 году и велось в течение года под присмотром И. В. Неелова. который внес в первоначальный замысел некоторые изменения. Китайский театр был открыт 13 июня 1779 года представлением новой оперы придворного композитора Джованни Паизиелло «Дмитрий Артаксеркс». Следом был поставлен его же «Идол китайский». Именно Паизиелло служил основным поставщиком театрального репертуара при Екатерине II. Спектакли продолжались летом 1780 и 1781 годов.

Малые (или Железные) Китайские мосты переброшены черезКрестовый канал на Тройной аллее. Эти два моста были изготовлены по проекту  Ч. Камерона на Сестрорецком заводе и построены в 1782-1788 гг. Три года спустя мосты заменили на металлические, сделанные на Сестрорецком оружейном заводе, архитектор К.-И. Шпекле. Только благодаря металлу они и дотянули до наших дней.

В 1784-1786 гг на Крестовом канале с двух концов Центральной аллеи, одновременно с Драконовым мостом, через строится Большой китайский мост по проекту Ч. Камерона, распоженнный уцентральных ворот в Александровский парк со стороны парадного плаца.

1790-е

В 1792 году рядом с Новым садом началось строительство Нового Царскосельского (Александровского) дворца, которое было поручено архитектору Д. Кваренги. В связи с этим были предприняты новые работы по устройству сада по образцу английских пейзажных парков, вошедших в моду в последней трети XVIII века.

1800-е

В той же куртине, что и Гора Парнас, раньше располагался "Фазанник", почти на берегу Крестового канала, состоял из маленького деревянного домика для зимовки птиц, с помещением для фазанного егеря и железной высокой вольерой, построенной в 1909 году С.А. Данини.

Со временем планировка Нового сада несколько изменилась. Сейчас на месте стройных рядов подстриженных лип и широких перспектив партеров шумят свободно разросшиеся деревья. Время постепенно стирает границы и различия между регулярной и пейзажной частями Александровского парка.

1860-е

Крупнейшая реставрация Малых (Железных) Китайских мостов  была произведена еще до революции в 1868

1880-е

Косой мост на протоке из Крестового канала, который был в начале XIX века был деревянным, в 1882 году его перестроил архитектор А.Ф.Видов.

1900-е

В 1908 — 1909 годах под руководством придворного архитектора С. Данини производится капитальный ремонт здания, устраиваются новые мраморные лестницы. Сцена, сохранявшая устройство с XVIII века, переоборудуется по последнему слову техники; теперь на новой сцене театра можно было ставить большие оперные и балетные спектакли. Усовершенствованная система отопления дает возможность использовать летний театр в течение всего года.

В начале 20 века напротив Александровского дворца по ходу Тройной аллеи поставлено 2 металлических моста по типовому проекту, предположительно А.Видова.

1941

15 сентября 1941 года при вражеском обстреле Китайский театр почти полностью сгорел, и до сих пор не реставрирован. Сейчас о нем напоминает лишь полуразрушенная кирпичная коробка.

 

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  • Цылов Н.И. "Атлас города Царского Села", 1857, репринтное издание, 2007
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  • Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Сайт ГЦМЗ "Царское Село"
  • Сайт "История города Пушкина"

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 6920 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!