Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Александровский парк. Крестовый канал. Висячий (Трясучий) мостик

 

Фотоальбом Висячий мост

 

Мост арочно-подвесной конструкции установлен в Александровском парке на Крестовом канале в 1826 году.

 

 

Мода на мостовые сооружения подобного типа (с основной несущей конструкцией из гибких элементов и подвешенной проезжей частью) проникла в Россию из Англии. Туда, в свою очередь, она пришла из Америки. Первый в Санкт-Петербурге опыт такого строительства относится к 1823-му году и связан с проектным творчеством Петра Базена, взявшегося соорудить цепной мост в парке Екатерингоф. Эксперимент оказался удачным, и однажды примененная конструктивная схема затем пригодилась не раз.

 

 

В 1825 году А.Менелас, продолжая работу по проектам В.П. Стасова, устанавливает несколько мостов, в том числе и этот.

Мостик, длина которого составляет 12,35 м, ширина 80 см был изготовлен на Александровском литейном заводе по проекту архитектора А. Менеласа в 1825 году и установлен «на повороте через канал» в 1826 году.

Архитектор В.П. Стасов — автор рисунка устоев моста. 

 

 

Исторический цвет моста — белый. Последние десятилетия его окрашивали в зеленый, затем в светло-серый (1981) и темно-серый цвета..

 

 

Мост во время ходьбы раскачивался, за что получил второе название — Трясучий.

Пролетное строение моста в виде пологой арки представляет собой каркасную сетку, набранную из металлических полос и подвешенную к тросам, концы которых закреплены на береговых стойках-кронштейнах и заанкерены в земле; ажурные литые стойки, состоящие из столбиков и примыкающих к ним волют, укреплены на гранитных блоках — береговых устоях, для установки которых забивались деревянные сваи; настил деревянный; перед устоями уложены известняковые плиты.

 

 

Во всей «реставрационной предыстории» Трясучего мостика можно условно выделить три этапных эпизода.

Если первый связан с послевоенным восстановлением 1949-го года, то второй — с капитальным ремонтом 1962-63 гг., и, наконец, на третий приходятся работы по замене дощатого настила и тросов, выполненные спустя еще семь лет. К концу столетия, несмотря на все ранее предпринимавшиеся меры охранно-профилактического характера, памятник начал стремительно разрушаться.

 

 

В 2002 г. техническое состояние мостика признали аварийным. Чтобы гарантировать возможность восстановления объекта хотя бы в отдаленной перспективе, было решено демонтировать практически все его элементы и перевезти их на хранение в мастерскую.

В 1962–1963 годах силами музея производился его капитальный ремонт с разборкой: были отремонтированы металлические тросы и устроен новый деревянный настил.

В 1970 году вновь заменялись дощатый настил и тросы, окрашивались металлические части: в конце 1970-х были выправлены плохо укрепленные, покосившиеся кронштейны. Периодически проводился ремонт тросов и настила.

 

 

Но в 1990-е гг был практически полностью разрушен и разобран.

В 2002 году техническое состояние Висячего моста было признано аварийным: береговые устои просели и накренились, крепление кронштейнов расшатано. К концу столетия, несмотря на все ранее предпринимавшиеся меры охранно-профилактического характера, памятник начал стремительно разрушаться. В 2002 г. техническое состояние мостика признали аварийным. Чтобы гарантировать возможность восстановления объекта хотя бы в отдаленной перспективе, было решено демонтировать практически все его элементы и перевезти их на хранение в мастерскую.

Работы по восстановлению пролетной конструкции моста, металлического каркаса, настила из лиственницы и реставрацию чугунных кронштейнов с восполнением утрат, гранитных устоев и известняковых плит на подходе к мостику выполняют сотрудники ЗАО РПНЦ «Специалист», Срок выполнения работ – 1 апреля 2012 года.

В 2012 году началась активная стадия его полной реставрация. Виды работ:

 

 

Владимир Оськин, реставратор РПНЦ «СПЕЦИАЛИСТ»:
— Когда мы пришли на место, где исторически располагался мост, от него уже не оставалось ничего ценного, кроме двух камней-устоев по берегам. Остальное — и чугунные кронштейны, и довольно простое в конструктивном отношении пролетное строение — было разобрано. Его, как и весь настил из лиственницы, пришлось в соответствии с проектом заново воссоздавать, поскольку реставрировать там было совсем нечего. В дополнение к этому вместо сохранившихся тросов основной несущей конструкции для ее большей достоверности потребовалось установить металлические стержни. Дело в том, что во времена строительства Висячего моста технология плетения стальных канатов еще не была изобретена. Следовательно, они никак не могли быть аналогами элементов исторического конструктива и появились здесь как результат поздних ремонтов. Приняв во внимание это обстоятельство, КГИОП и утвердил замену новодельных тросов стержнями, которые в большей мере отвечают 1-ой половине XIX в.

Реставрация в полном понимании этого слова выполнялась только по каменным устоям и кронштейнам. Так, на поверхности гранита береговых опор мостика наблюдались многочисленные сколы и выбоины. Поэтому после расчистки устоев их утраты понадобилось восполнять вставками и производить мастиковку. Аналогичные действия были произведены с известняковыми плитами, которые лежат перед устоями, но, по правде говоря, историческими не являются.

 

 

Что касается четырех чугунных кронштейнов, то каждый из них (в основном из-за сколов на концах ажурного узора) лишился определенного количества небольших элементов. Все эти детали, а также недостающие розетки, были отлиты и возвращены на место. Однако основная проблема заключалась в многочисленных трещинах опорных частей кронштейнов. Пришлось не только проваривать такие места электросваркой, но и с их внутренней стороны ставить пластины усиления на винтах. После восстановления все кронштейны были загрунтованы и покрашены в исторический белый колер, как предусматривалось архитектурно-реставрационным заданием, хотя за последние десятилетия он успел побывать и зеленым, и светло-, и темно-серым.

Стоимость работ — ок. 25 млн.руб

1 марта 2012 года реставрация моста закончилась.

 

Источники:

  1. Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  2. Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  3. О. Самарин. Царскосельский мост в девятнадцатый век и врата в восемнадцатый (ЗАО «РПНЦ «Специалист»).  ARDIS СПб № 2(51) 2012 год
  4. ГМЗ "Царское Село

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 7998 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!