Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Александровский парк. Шапель

 

Фотоальбом Шапель

 

В 1825–1828 годах на окраине Александровского парка появился павильон «Шапель» (от франц. chapelle — капелла) в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.

 

 

Шапель до и после реставрации

 

Сооружение Шапели по проекту А. А. Менеласа на месте разобранного южного бастиона Зверинца, началось еще при Александре. Менелас использовал при строительстве Шапели часть стен елизаветинского Люстгауза Растрелли. Шапель представляет собой две квадратные башни, одна из которых "разрушена" до первого яруса, связаны переходом, расположенным над аркой широкого проезда.

 

 

Внутри имеющая междуэтажные перекрытия, внешне башня имитирует каркасную готическую постройку с единым пространством и огромными окнами, 

Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах — большими стрельчатыми окнами,  которые в действительности являются ложными.

 

 

Свет проникал в капеллу через единственное окно — в качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов, с раскрытыми Евангелиями в руках. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, исполнены В. И. Демут-Малиновским.

Свод капеллы были расписаны художником В.Дадоновым, роспись стен (французской зеленью) изображала висящую на них драпировку, прикрепленную гвоздиками ткань с узким свето-голубым бордюром. На своде было изображено золотое сияние, стены окрашены в светло-зеленый цвет.

 

 

Во второй, как бы разрушенной башне, построенной на основе стен старого люстгауза Зверинца, была устроена консольная лестница, ведущая на террасу в «центральном нефе» базилики, с которой можно было попасть в саму капеллу. Расположенные рядом с башней «остатки» пилонов базилики декорировали мхом. 

.

 

Она завершается высокой шатровой кровлей с небольшими башенками с острыми шпилями. Центральная башня с часами — символом неумолимого времени, и флюгером-петухом, как в протестантских храмах, — символом отречения апостола Петра.

 

 

Он виден далеко из-за деревьев. Деревья, высаженные вплотную к стенам Шапели, камни, укрытые мхом, способствовали созданию иллюзии подлинных средневековых развалин.

На стены и террасу этой искусственной руины вела специальная узкая лестница, сохранившаяся и по сей день. По ней можно пройти на террасу в «центральном нефе» базилики, с которой можно было попасть в саму капеллу.

Башня Шапель окружена легендами. Один из жителей Кузьмина говорил, что была легенда — когда благословляющая рука Христа опустится — будет конец света. Разные люди сообщали, что в капелле собираются члены секты «Аум синрикё» — они же нарисовали на стенах маску Тутанхамона и тайные знаки. Записаны показания — в 1921 замурованы  два хода из башни, в которых скрывались бандиты, грабившие прохожих.

 

 

"Шапель построили для постановки в ней мраморнаго изваяния Спасителя. Императрица Mapия Феодоровна купила у известногоскульптора Даннекера, за 100,000 р. это вполне драгоценное изваяние, статую Иисуса Христа. Первоначально планировалось поставить ее в одну из московских церквей, но этого не состоялось и  она подарила статую императору Александру I. По преданно, скульптор Даннекер увидел однажды во сне Спасителя; с того времени день и ночь этот образ занимал его до такой ж степени, что он начал думать, будто его побуждает к работе сверхъестественная сила и после восьмилетних размышлений и попыток он произвел изваяние Иисуса Христа.

 

 

Когда статуя еще была в модели, Даннекер привелъ к себе в студию семилетняго ребенка и спросилъ его: «Что это за статуя?»—Это Спаситель,— отвечалъ ребенок, и художник в радостном восторге обнял ребенка. Это удостоверило его, что он понял мысль свою так ясно, что даже дети понимаютъ ее. Первый эскиз изваяния явился в 1816 году, но самая статуя окончена только в 1824 году.

Изваяние Христа полно грусти и божественной изящности. Спаситель стоит, тело его покрыто одеждой, которая падает небрежно длинными складками, одна рука положена на сердце, другая—простерта. Даннекер, трудясь над ней, безпрестанно читал Евангелие и Библию и едва только священное писание открывало ему какую нибудь характерную черту, он спешилъ поправлят статую. Произведение этого скульптора, помимо художественной красоты и духовного величия, носит еще печать благочестия.

Помимо статуи,  в Шапели находился подаренный графом Толстым египетский саркофаг.

Существует легенда, что эта часовня у наших массонов в свое время пользовалась болышим почтением и, по разсказам старожилов, здесь даже и в ночное время можно было встретить масонов и мистиков, молящихся или стоящих по часам в духовном размышлений. Вот как описывает эту часовню посетивший ее, на второй год по постройки, один из писателей Александра Благословеннаго, Ив. Ив. Мартынов: «Здание построено в готическомъ вкуси; въ главномъ здании или въ капелле стены уже растрескались, какъ бы отъ древности, въ окнахъ синия стекла; пристроенная къ главному корпусу часть представляетъ полуобрушивппяся стены, въ иныхъ местахъ выдавппяся въ сторону и угрожающая падениемъ; на северной стороне капеллы примыкаютъ къ ней стены, также обрушившаяся, и нисколько колоннъ или остатковъ отъ нихъ, поросшихъ сверху мохомъ. Осмотревъ капеллу снаружи и не видя никого при ней, а двери видя запертыми, я хотелъ было уже воротиться назадъ, сожалея о напрасной моей поездке, ибо увидать изваяние Спасителя было важнейшимъ предметомъ оной. Къ счастью, я посмотрйеъ въ главную стеклянную дверь и увиделъ солдата, шьющаго на полу сапоги.
— Можно ли видеть Христа Спасителя?—спросилъ я.
— Какъ не можно, отвечалъ онъ и тотчасъ взялъ съ собою ключъ отъ храмины, повелъ меня между мнимо развалившихся стенъ по узкой лестницй въ средний ярусъ; передъ храминой находится площадка, съ которой и входъ въ капеллу.
Солдата отпер двери. Храмина небольшая, четырехугольная, с коническимъ куполом; в каждом из четырех углов, при основании восходящего вверх конуса, ангелы держат раскрытое Евангелие. Изваяние Спасителя, на четырехугольном пьедестале краснаго зернистаго гранита, поставлено у южной стены, посредине, лицом к северу. Спаситель высечен из одного куска чистейшего белого мрамора, впрочем, не без темноватых двух или трех полос вдоль одежды. Очи Спасителя устремлены на зрителя и как бы говорятъ: «Мною ко Отцу»; слова эти по-латыни написаны под стопами Спасителя— «Рег me ad Patrem». Изваяние вышиною в сажень без пьедестала. С разстроенным сердцем, с неизъяснимым чувством кающегося грешника, предающего себя ходатайству Спасителя, медленно вышел я из капеллы, говорить Мартынов..." И. Яковкин

Постройка служила местом романтического уединения и частью декораций для средневековых игр царской семьи. Возвышавшиеся среди зеленых кущ Александровского парка шпили и зубчатые башни создавали иллюзию средневекового государства, по которому разбросаны затерявшиеся в пространствах жилища феодалов — сюзерена и его вассалов.

 

 

После 1917

После революции Шапель открыли для посещения как музейный объект, но в начале 1930-х закрыли в связи с низкой посещаемостью. 

С 1931 года до Великой Отечественной войны в Шапели располагались жилые квартиры. Осмотр 1933 года зафиксировал довольно плачевное состояние павильона, при котором «отваливаются кирпичи со стен, выбиты почти все стекла (малого размера), у статуи работы Даникера отбиты пальцы».

В начале Великой Отечественной войны павильон использовали для установки в нем зенитных орудий, которые расположили в бывшей «комнате часов» в чердачном помещении. Над зенитками была раскрыта часть кровли. В период фашистской оккупации это был наблюдательный пункт.

Здание Шапели пострадало в годы войны: утрачены часы-куранты, витражи.

А. Кучумов в письме  к А.Зеленовой описывает Шапель после войны: Перед самыми воротами Шапели аллея была заминирована, остались десятки ям от выращенных мин, стоявших в несколько рядов. Здание совсем не пострадало, сорвана только часть железных листов с одной стороны крыши и сбиты фиалы с двух башенок. Поднимаемся внутрь часовни. Христос все такой же, с теми же надписями, новых не прибавилось… На чердаке башни был немецкий наблюдательный пункт, куда поднимались с площадки над воротами по синей стремянке из ЕДМ. В нижнем, жилом, помещении башни конюшня, видимо, стояли лошади связистов..."

В 1963 году принято очередное решение о реставрации павильона с последующим использованием под кафе-мороженое. Сведений о проведении этих работ нет. По некоторым данным, к 1966 году нижний этаж всё еще использовался под жильё.

В 1987 году вновь был поставлен вопрос о реставрации и капитальном ремонте павильона, но и тогда проект не удалось реализовать. 

В последние годы много любителей полазать по развалинам посетило законсервированный объект с угрозой для жизни.

В  2009 году здание обнесли металлической оградой и уже нельзя было войти под свод очень красивой арки и, громко крикнув, послушать удивительное эхо.

В 2012 году на сооружении появились строительные леса- специалисты ГМЗ начали исследование кладки Шапели на предмет ее сохранности и определения масштабов реставрационных работ.

 

 

Появилась реальная надежда на возрождение в ближайшее время этого прекрасного готического павильона.

 

24.03.2015 После Арсенала на очереди реставрация Шапели

 

 

1 августа 2018 года Письмо в грядущее заложили в реставрируемый павильон Шапель.

 

 

15 сентября 2018 года Павильон «Шапель»: реставрация завершена

 

 

 

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  • Степанова И. Менелас. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Сайт "История города Пушкина"
  • Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  • А.Кучумов. Павловский дворец. История и судьбы
  • фото tsarselo.ru

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 26549 просмотров
Комментарии (5)
Татьяна # 25 января 2012 в 11:36 0
Великолепное описание. Очарована статьёй.Есть ошибки в правописании для современного русского, тем больше очарования придаёт это статье.Если можно, как связаться с автором? Мне интересно, кто этот человек?
Photojour # 25 января 2012 в 14:43 0
Татьяна, автор статьи я, я проставила кавычки, на цитате из книги Ильи Яковкина - именно этот отрывок, видимо, Вы имели ввиду   smile
Вiтько # 13 сентября 2015 в 10:58 0
Позвольте задать пару вопросов.
Какая птица нынче «сидит» на шпиле? Это остатки «родного» флюгера-петуха? Или его заменили (когда? зачем?) Я слышал версию, что это баклан…
Верхний этаж. Башня имет два этажа плюс чердак или три этажа плюс чердак? В любом случае, доступа изнутри на верхний уровень не было. И эти помещения никак не использовались (кроме немецкого наблюдательного поста во время войны)? В источнике, который нельзя назвать серьёзным и научным, но всё ж таки, — в журнале «Чудеса и приключения», была статья об использовании этого таинственного верхнего этажа Шапели для собраний высокопоставленных членов масонской ложи, которые якобы поднимались туда с помощью внешнего подъёмника. Насколько можно доверять таким сведениям?
Спасибо.
Photojour # 10 октября 2015 в 09:30 0
Уважаемый, Вiтько, есть смысл задать эти вопросы специалистам ГМЗ Царское Село. Версию про баклана мы также неоднократно слышали и некое сходство у фигуры на флюгере и бакланом несомненно просматривается. И современный флюгер отличается от проектного плана и старых фотографий, но когда его могли заменить и заменяли ли - вопрос.
Что касается собраний масонской ложи в Шапели - версия ходит по интернету, но лично нам не встречались серьезные публикации на эту тему, чтобы мы могли их включить в статью.
Lorena # 1 октября 2018 в 12:20 0
Хорошо,что Шапель восстановили и что скульптуру Адини можно теперь там увидеть, но все таки жаль Малую Шапель, навряд ли ее восстановят.