Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Александровский парк

 

История императорского Александровского парка (фотоальбом) восходит к первым годам созидательных работ в Сарской мызе, когда на будущей парковой местности заводились охотничьи угодья, пруды со щуками, сооружались оранжереи, мельница.

 

 

Обширная территория естественного леса на Сарской мызе, простиравшаяся на запад от «палат», в 1718 году была огорожена тыном и превращена в Зверинец. Именно Зверинец стал предшественником нынешнего Александровского парк.

 

В 1740- гг

В середине XVIII века, при Елизавете Петровне, на территории между Зверинцем и дворцом начались работы по созданию Нового, или Верхнего сада. Автором проекта был, по-видимому, главный садовник трех императорских Летних садов в Петербурге К. Шрейдер, а осуществлял проект под его надзором садовый подмастерье М. Кондаков и другие помощники. Завершение замысла по устройству сада было прервано смертью императрицы Елизаветы Петровны.

Одновременно с созданием Нового сада в середине XVIII века был парадно обустроен Зверинец. Его обнесли спроектированной Ф.Б. Растрелли каменной стеной. На углах инженер П. Островский возвел обведенные рвами бастионы. В двух из них — на юго-восточной стене — были построены по проекту Растрелли небольшие квадратные увеселительные павильоны — люстгаузы. В центре Зверинца появился начатый около 1748 года по проекту С.И.Чевакинского  павильон Монбижу (фр. mon bijou — моя драгоценность, мое сокровище), расположенный симметрично Эрмитажу.

Окончательную отделку Монбижу получил в 1754 году по проекту Ф.Б. Растрелли . Подобно тому, как Эрмитаж стал композиционным центром новой территории парка, созданной на месте Дикой рощи, Монбижу стал таким же центром в парке, созданном на месте Зверинца.

В 1748-1749, садовый мастер Я.Шредер, инж. П. Островский создают Крестовский канал в регулярной части Александровского парка.

1750-е

При новой хозяйке резиденции императрице Екатерине II работы по обустройству Верхнего сада по прежнему плану были прекращены.

В четвертом квадрате сада И. Буш-отец создал небольшие, извилистых очертаний, водоемы, с островком и полуостровками, которые соединялись построенными И.В. Нееловым деревянными мостиками, впоследствии замененными металлическими. Облик трех других квадратов Нового сада также все больше отдалялся от задуманного при Елизавете. Парнас зарастал деревьями. Стрижка шпалер поддерживалась лишь в лабиринте «скарпир», переименованного в куртину «Грибок».

1770-е

В эти годы всеобщего увлечения англо-китайскими садами возник замысел создать в Царском Селе целый комплекс построек в китайском стиле, который по размаху должен был превзойти бы подобные затеи в других парках мира.

В 1770-х годах появился проект Китайской деревни, авторство которой приписывается как А. Ринальди, так и В.И. Неелову. Постройка деревни велась Ч. Камероном с 1782 года. Она создавалась как забава и вскоре стала обретать вид яркой и сказочной архитектурной игрушки.

Название Александровского парка связано с именем его создателя — императора Александра I, по замыслу которого парк получил целостный облик. Замечание С.Н. Вильчковского о том, что, «унаследовав от Великой Екатерины любовь к садоводству, император Александр I довел оранжереи и парки Царского Села до необыкновенной степени совершенства», прежде всего можно отнести к двум паркам — Александровскому и Баболовскому. Государь любил гулять в парке, продолжая традицию садовых прогулок, заведенную еще Екатериной II. Ему даже удалось воплотить в пейзажной композиции некоторые свои идеи.

1790-е

Александровский дворец выстроили к 1796 году на месте бывших яблоневых куртин, а вокруг него по  началось создание парка в пейзажном стиле по проекту садового мастера И. Буша-сына. Разбили пейзажный парк с тремя прудами неправильной формы, получившими позже названия Кухонного, Детского и Фасадного. Парк с тремя прудами, насыпными холмами, дорожками, непринужденно вписанными в трапециевидный участок, был органично соединен с геометрическим в плане Новым садом.

Границами Собственного сада Нового дворца стали: на западе — Крестовый канал; на севере — каменная стена. Зверинец уже в конце XVIII века пришел в запустение. Начало его переделке было положено в 1800 году, когда И. Буш проложил здесь пейзажные дороги.

1810-е

 

Начало преобразованию Зверинца было положено садовым мастером И. Бушем еще в 1800 и 1810 годах: в это время были проложены новые пейзажные дороги, которые объединили территорию и составили «костяк» будущего парка.

В 1810-х годах работы продолжили архитектор П.В. Неелов и садовник Д. Мэннерс, а с 1817 года они перешли в ведение архитектора А. Менеласа, которому было поручено на месте прежнего Зверинца создать обширный парк. Датированный 1817 годом план, по которому работал Менелас, был составлен на основе более раннего, с четко обозначенной дорожной сетью и указанием будущих водоемов и павильонов, но с лишь частично разработанным ландшафтом. При осуществлении этого плана Менелас расширил старые водоемы и выкопал новые по собственным рисункам, спланировал территории, изменил рельеф, посадил деревья и кусты, проложил новые дороги, спроектировал и построил мостики и плотины, разработал, а затем осуществил проекты архитектурных сооружений.

В связи с огромным объемом предполагавшихся работ по Высочайшему повелению в августе 1810 г. был назначен «Комитет для рассмотрения и улучшения садов Царскосельских, и распоряжения суммами, на оные отпускаемыми».

Одновременно с градостроительным урегулированием города в 1811 году создавалась ландшафтная композиция императорского Александровского (Нового) парка. В 1811 году начались работы по парковой планировке, посадке деревьев, прокладке дорог. Проводились они по проектам архитектора А. А. Менеласа с участием художника И. А. Иванова и архитектора В. И. Гесте с небольшими перерывами вплоть до кончины императора в 1825 году. В этих работах принимали участие садовые мастера Джозеф Буш, затем Карл Манерс, а с 1814 года – Федор Федорович Лямин. В дни пребывания Александра I в Царском Селе Лямин лично получал указания от императора, ежедневно встречаясь с ним по утрам на плотине Большого озера.

А. Менелас организовал в единое гармоничное целое огромное пространство, простиравшееся от построенных им же Египетских ворот до Петербургской дороги, огибающей парк с запада, соединив уже существовавший Александровский дворец и сад при нем с вновь распланированными территориями и новыми постройками. Характерной особенностью Александровского парка, расположенного на обширной плоской территории, стали далекие перспективы, уходящие в бесконечность.

Осенью 1816 года император распорядился о посадке кустов и деревьев близ дворца и переделке каскада на пруду (Нижнем или Фасадном). В следующем году по указанию Менеласа садовник Ф. Лямин посадил перед дворцом и колоннадой кусты сирени. Начатые одновременно работы по каскаду были отложены (и произведены в 1823 году), но было предпринято углубление пруда, вода из него каналом вдоль дороги отводилась в пруд в Кузьмине. Работы по расширению и углублению этого пруда Менелас завершил в 1826 году.

При создании Александровского парка в 1817 – 1820-х годах к нему было отнесено все пространство в пределах регулярной трехлучевой композиции Екатерининского дворца. Новые участки в александровское время получили пейзажную планировку. Граница парка отодвинулась до въездов в Царское Село из Петербурга, где впоследствии возвели Кузминские и Александровские ворота.

На всей территории площадью 400 гектаров высадили тысячи лиственных деревьев, преобразивших облик местности. Ведущими породами в пейзажной композиции стали дубы и липы, вязы, ясени и клены, ильмы, березы и орешник, ивы. Рядовые посадки сибирских пихт и елей использовали в формировании некоторых новых пейзажных дорог. На открытых пространствах распланировали луга, засеянные травами и покрытые дерном. При устройстве прудов местами искусственно изменяли рельеф, насыпая горки из вынутой земли.

На присоединенных к северо-востоку для Фермы и нового парка землях (полей крестьян деревни Кузьмино, получивших земли в другом месте) в первую очередь необходимо было распланировать ближайшую к дворцу часть, расположенную вдоль Кузьминской дороги, которая огибала присоединенную к парку полукруглую территорию, где, согласно плану, выполненному архитектором В. И. Гесте, предполагалась обширная городская площадь.

 

 

На проектном плане, по которому работал Менелас, этот участок окружен пейзажной дорожкой и прорезан длинным водоемом («рекой»), устроенным на месте канала вдоль прежней трассы дороги, по которому отводилась вода из садовых прудов. В 1817 году Менелас составил «примерную смету на отделку предполагаемого парка при Александровском дворце с сообщением через оный парк реки, паханием и высеянием по всему лугу травою, выстилкою по берегам реки дерном», с устройством вокруг парка дороги для езды, постройкой ворот со стороны Кузьмина; а также с отделкой небольшой плотины и посадкой деревьев с кустарниками.

Большое значение имело присоединение новой обширной территории за Фасадным прудом. Здесь распланировали красивый Фермский луг с живописнымпрудом «Ковш», предназначенным для обозрения с колоннады Александровского дворца, с Белой башни и башни Фермы. Пруды на Фермском лугу наполнялись таицкой водой из Крестового канала.

В 1818-1823 годах снесена окружавшая Зверинец каменная стена с бастионами (кроме северо-восточного), проложены новые дороги (с сохранением четырех старых просек-плезиров). В отличие от  нового Фермского парка, первоначальный Александровский парк не дал столь значительного прироста территории и оставался практически в границах старого, еще петровских времен.

Так на северо-западном его рубеже вновь построенный Ламский павильон расположился на месте бывшей каменной стены у реки Кузьминки, вытекающей из пределов бывшего Зверинца и не превращенной еще во 2-й Ламский пруд. Северо-восточной границей парка стала «новая окружная дорога» (будущий Академический проспект), проведенная в 1818 году «чрез место» уничтоженного бастиона Зверинца у Императорской фермы.

Лишь на юго-западе территория нового парка распространи­лась до трассы Столбовой дороги (бывшего Москов­ского тракта, сейчас участок Волхонки от Парковой до Александровки), у которой был выкопан на Виттоловском канале живописный Виттоловский, или Подшапельный пруд.

Посредством прокпадки новых дорог обьединяются два самых больших зеленых массива в Царском Селе: будущий Баболовский и новый Александровский парки.

Многочисленные парковые павильоны, сооруженные А.Менеласом, в своей совокупности составили своеобразный неоготический ансамбль Царского Села. Прототипы этих построек, возможно, были лично выбраны Александром I, который во время своего пребывания в Англии в 1814 году имел возможность видеть средневековую и неоготическую архитектуру. Пейзажный, или английский, парк, возникавший на месте Зверинца, органично включал в себя такие сооружения.

Строительство, начатое при Александре I, после 1825 года продолжилось при Николае I, который испытывал склонность ко всему, что было связано с романтикой Средневековья, и, в частности, к неоготической английской архитектуре.

1820-е

Первые постройки Менеласа появились на Ферме, начатой в 1810 году И. Бушем-сыном. В 1818—1827 годах по указанию Александра I она была обустроена в лучших традициях английского фермерского хозяйства. Ферма стала первой постройкой, обозначившей со временем часть Александровского парка, получившую ее имя — Фермский парк.

Окруженная цветущей растительностью, Ферма производила впечатление уголка «старой веселой Англии». К ней тяготела и построенная в 1827 году Пенсионерная конюшня для «отставных лошадей императорского седла», рядом с которой возникло затем кладбище «пенсионеров». Были также возведены Ламский павильон (1820-1822) и Слоновник (1828), в которых содержались экзотические животные.

Фасады Монбижу были переделаны по образцу неоготического Кренборн-тауэр на Шрабс-хилл в Виндзорском парке (Беркшир), при том, однако, что английский прототип, в отличие от царскосельской постройки, был треугольным в плане. Отделку здания, к перестройке которого Менелас приступил еще в 1819 году, завершил в 1832-1834 годах А. Тон. Павильон стали называть Арсеналом; в нем разместилась богатейшая императорская коллекция оружия.

Башня Шапель, построенная в 1825-1827 годах на месте старого люстгауза, превратилась в прибежище для романтического уединения.

В 1822—1827 годах в старом бастионе Зверинца А. Менелас возвел 36-метровую Белую башню, которая предназначалась для игр и обучения царских детей. При входе в бастион были сооружены Руинные ворота (1823—1824), в которых размещались службы; здание создавало видимость крепостного сооружения, пострадавшего от ядер непрятеля.

1830-е

В 1830-е годы появились также предназначенные для игр Детский домик на Детском острове близ Александровского дворца (архитектор В. Горностаев) и земляная Крепостца рядом с бастионом, в котором возвышалась Белая башня.

В начале XX века на северо-восточной территории Александровского парка — в Фермском парке, от дворца до Египетских ворот, возникли постройки, в которых отразилось увлечение зодчих мотивами древнерусского зодчества. Эти постройки вписали заключительную страницу в историю садово-паркового строительства в царскосельской императорской резиденции, строительство которых прервала сначала война 1914 года, а затем — вихрь событий 1917 года...

Таким образом, в ходе многочисленных перестроек и перепланировок Александровский парк был поделен на 3 части: Новый (регулярный) парк,  значительно более обширный — пейзажный парк и Фермский парк:

Регулярная часть Александровского парка:

 

Пейзажная часть Александровского парка

 

При сравнении с Екатерининским парком нетрудно заметить, что здесь также применены пейзажные и регулярные приемы садово-паркового искусства, контраст между которыми сгладили кромя и природная изменчивость паркового массива, но облик Александровского парка совершенно другой. Отличие состоит не только в природных и исторических условиях развития территории, особенностях архитектурно-художественного оформления зданий и парковых павильонов.

 

 

Здесь крупнее масштаб — широкие дороги и перспективы, большие пространства древесных массивов, открытых полян и лугов, значительные расстояния между постройками. Устремленные вдаль парковые дороги кажутся бесконечными. Неповторимый характер ему придают палладианское изящество Александровского дворца, величественность и имперский размах композиции, романтичность густых заросших аллей, световых контрастов, живописное разнообразие парковых павильонов и зданий, облик которых напоминает о средневековых европейских и древнерусских образцах зодчества, и даже многозначительная запущенность. 

 

Входы в Александровский парк

 

 Для прогулок в парке предусмотрено множество входов, дороги от которых пронизывают его насквозь. Своеобразен основной вход — через Большой Китайский мост на Крестовом канале, который ведет в Новый или Верхний сад, наиболее посещаемую и ухоженную часть Александровского парка. Здесь особенно наглядно воспринимается его композиционное единство с главной царскосельской резиденцией.

С противоположной стороны парка находятся пограничные Александровские ворота, общие с Баболовским парком. Они включены в ограду, изгибавшуюся дугой перед въездом, близ пересечения нескольких дорог. От них мало что сохранилось, сюда вплотную подошла современная застройка поселка Александровская. Оформлению ворот придавалось большое значение, и они имели парадный торжественный облик. Двустворчатые ворота с калитками завершали имперские двуглавые орлы с коронами. Сквозные чугунные решетки готического рисунка опирались на столбы чугунного литья в виде мощных дикторских связок.

От Александровских ворот начинается дорога для Высочайших особ. После обсадки елями с поразительной красоты кронами эта дорога получила название Елевой аллеи. Она следует к прудам, образованным на реке Кузьминке, и, вначале огибая их, пересекает по Большому Ламскому мосту, приводя к руинам готического павильона Арсенал (Монбижу). Отсюда Арсенальной дорогой можно пройти к широкой Тройной перспективе Нового сада, уходящей вдаль сквозь золоченую решетку к Екатерининскому дворцу. С площадки на пересечении Тройной и поперечной перспектив открываются изумительные виды на Александровский и Екатерининский дворцы.

На Столбовой дороге со стороны Баболовского парка имеются и другие входы. Красносельские (Слоновые) ворота стилистически решены одинаково с Александровскими, их обрамляют готические каменные караулки. Дороги от них ведут к готическому же Ламскому павильону, где давно уже не живут экзотические животные — южно-американские ламы, и Ламским прудам на реке Кузьминке, где по-прежнему склоняются к воде серебристые ивы. Ворота Баболовской Розовой караулки, от которых начинается протяженная Баболовская перспективная дорога-просека, оформляют въезд на Подкапризовую дорогу. От них же отходят пейзажные дороги к Шапельному пруду и Шапели — одному из самых привлекательных участков парка.

Малый и Большой Капризы, возведенные в 1772-1774 гг. архитектором В.И. Нееловым и инженером И. Герардом, оправдывают свое название обликом и преданиями. Капризы не только оформляют въезд на Треугольную площадку Екатерининского дворца, но и входы в оба парка — Александровский и Екатерининский, и сами по себе служат площадками для обзора диковинного ансамбля сооружений в китайском вкусе — Скрипучей Китайской беседки, Китайской деревни, Китайских мостов на Крестовом канале.

В 1896 г. Данини ремонтировал караульное помещение в конце Елевой аллеи, у границы Александровского парка по дороге на ст. Александровка. В 1909 г. на месте старой караулкиДанини построил новую, которая существует и поныне.

 

Сохранившиеся проекты С.Данини для Александровского парка:

 

Ворота при въезде к Александровскому дворцу. Вариант. 1898. Надпись в левом верхнем углу: «Проект ворот при въезде в Императорский Александровский дворец против Малой улицы». Подпись в правом нижнем углу: «Архитектор С. Данини»; надпись в правом верхнем углу: «№ I», в левом нижнем углу карандашом: «10 000 р. без орлов и вензелей». Карандаш, тушь, акварель, белила, серый картон. 27,4x45. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1294-ХШ.

Ворота при въезде к Александровскому дворцу. Утвержденный вариант. 1898. Надпись в левом верхнем углу: «№ 2 Проект ворот при въезде к Императорскому Александровскому дворцу со стороны Малой улицы»; подпись в правом нижнем углу: «Архитектор С. Данини»; надпись вверху в центре: «Высочайше утвержден. Поведено поставить два фонаря. Барон Фредерике. 30 мая 1898 г.»; в правом нижнем углу карандашом: «8500 р.». Тушь, акварель, карандаш, серый картон. 37x54,4. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1295-ХШ.

Ворота при въезде к Александровскому дворцу. Вариант. 1898. Надпись в левом верхнем углу: «Проект ворот при въезде к Императорскому Александровскому дворцу со стороны Малой улицы»; в правом верхнем углу: «№ 3»; подпись в правом нижнем углу: «Архитектор С. Данини», в левом нижнем углу карандашом: «7000 р.», в правом нижнем: «8ооо р.». Тушь, акварель, карандаш, серый картон. 30,5x46,5. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1296-ХШ.

Гранитная пристань. Перспектива. 1897. Надпись вверху по центру: «Проект Гранитной пристани на „Озерках" в 4-й части Александровского парка»; подпись: «Архит. С. Данини». Акварель, картон Bristol. 33,3x47,5. Кат. 76. Александровский парк. Гранитная пристань. Перспектива. 1897. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-3075-ХШ.

 В середине 1900-х гг. обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги по проекту известного русского художника И. Билибина близ станции Павловск II был сооружен великокняжеский охотничий павильон. Предназначался для высочайших особ по прибытии их на охоту. Интерьеры дома были выполнены также по проекту И.Билибина. В 1911 г. охотничий домик был подарен императору Николаю II по случаю Юбилейной Царскосельской выставки и перенесен в Царское Село для наследника Цесаревича Алексея Николаевича (располагался за Воротами-руиной в Александровском парке, утрачен в годы Великой Отечественной войны). Для великокняжеского охотничьего павильона И. Билибиным был исполнен в т.ч. эскиз печи с металло – и изразцовым декором в стиле русского национального романтизма.

 

1944


Январь 1944 Ольга Берггольц У ворот Александровского парка — две фанерные дощечки, тоже на русском и немецком языках. На одной надпись: «Вход в парк строго воспрещен. За нарушение — расстрел». На другой: «Гражданским лицам даже в супровождении немецких солдатов вход воспрещен». (Я привожу надпись со всеми особенностями орфографии.) Мы сняли эти доски и взяли с собой. Потом мы вошли в наш парк, за вход в который еще вчера русскому человеку грозил расстрел.

из письма А. М. Кучумова жене 27 апреля 1944 г: "В один из дней… Дождались попутной машины до Пушкина, сели, и началась наша экскурсия по дороге, которой так часто приходилось ездить… Вот, наконец, и застава родного парка… полуразбитая решетка, на трех столбах еще сидят русские орлы… Рядом — сгоревшая белая караулка, дальше начинается парк. Как все неузнаваемо… Кажется, что пронесся какой-то страшный ураган...

".

Из письма А. Кучумова своей жене 6 мая 1944 года: "… Рано утром проснулся и по пустынной улице Васенко, неузнаваемой, заваленной деревьями, обломками и мусором, с руинами и грудами кирпича вместо домов направился к Александровскому дворцу. Несмотря на ясное солнечное утро, поражала.могильная тишина, безмолвие… Мертво все кругом, ни души. Вхожу в парк… Знакомые родные места, но как страшно здесь. Бурелом,., огромные свалки мусора с обломками дворцовых вещей, разломанные решетки, сорванные ворота парка. Желто-белый величественный фасад дворца носит тяжелые следы недавних боев… На площадке эспланады правильные ряды фашистских могил с березовыми крестами и такими же изгородями. Над ними возвышается гранитный пьедестал с железными крестами и эмблемой разъединенной свастики — символом смерти. Увы… этот проклятый символ лежит па всем.., разрытая земля, сломанные решетки, разграбленный и оскверненный дворец — все это дело рук этих пришельцев… Хочется скорее стереть с лица земли эти страшные воспоминания...

Напротив дворца за прудом десятки землянок, бункеров и дотов, часть их расположена и на этом берегу пруда. Кажется, что гигантские чудовища-кроты взрыли весь парк. Страшная картина… ведь в памяти по-прежнему встают зеленые луга и мощные дубы, так, как мы видели их в последний раз, покидая Пушкин. Подхожу к мосту-плотине, пробираясь через свалки мусора, дальше картина еще ужасней — бурелом, взрытая земля… Одному страшно пробираться к башне, которая видна из-за вала бастиона. Возвращаюсь обратно к воротам дворца...

К счастью, здесь встретил проходящего бойца-минера, познакомились, попросил его пройти со мной. Он согласился, правда, не очень охотно, так как этот район еще не обследован до конца… Идем… он впереди со своими принадлежностями, осматривая каждый вершок дорожки, еле заметной под обломками деревьев, я иду за ним… буквально по его следам. Через несколько метров несколько срубленных деревьев поперек дорожки преграждают путь, перед ними минер находит.мину, разряжает ее… Продолжаем медленное продвижение вперед — еще два сюрприза вытаскивает он из под веток — гранаты с запалами… Кругом не парк — это лес после страшной бури… От плотины до бастиона нет почти ни одного дерева, одни стволы — ветви сбиты, высокая трава заволакивает их. Подходим к чугунным вороталх и страшное опустошение родного любимого уголка Белой башни перед глазами...

Земля вокруг башни почти сплошь покрыта воронками от снарядов. Откос бастиона покрыт землянками — целый пещерный городок… Подхожу к моей руине, внешне она цела, пет только рам в окнах… Из окна видны жалкие остатки Охотничьего домика, который разобран на дрова и землянки, вдали полуразрушенный собор с ободранным куполом. Городок почти весь цел, выгорели только несколько здании. Вид кругом печальный, но родной, близкий… "

В начале апреля 1944 года на основании постановления Государственного комитета обороны Совнарком принял решение «восстановить в прежнем виде внешний ансамбль дворцово-парковых территорий Екатерининского, Александровского, Павловского парков». Вслед за этим последовало решение Ленгорсовета о проведении срочных мер по сохранению пострадавших памятников архитектуры.

В 1941-1944 Ламский павильон был разрушен, он сгорел и был частично востановлен после войны. Сейчас идет реставрация павильона с разной степенью интенсивностью в разные периоды.

После войны ремонтно-восстановительные работы  Малых (Железных) Китайских мостов  проводились в 1949, 1961–1963 и в 1967 годах. В 1971 году мосты были окрашены без проведения капитальной реставрации. В настоящее время оба мостика отреставрированы иорганично смотряться в "китайской" части Александровского парка.

После войны для Пенсионерских конюшен и кладбища императорских лошадей настали тяжелые времена: сначала в конюшнях открыли мастерскую реставрации металла, то есть кузницу, а в 1962-м на кладбище устроили центр хранения и изготовления пиротехнических материалов. Если до этого кладбище просто медленно приходило в запустение, то теперь его начали энергично разрушать. Для пиротехнического центра построили новое здание, уничтожив при этом 13 захоронений 1880 — 1910-х годов: плиты сваливали в кучу, обломки использовали для засыпки блиндажей, где хранились порох и готовая взрывоопасная продукция. По могилам ездили грузовики, круша надгробные памятники. Мраморные плиты с надписями разворовали. В начале1995 года, по инициативе г-на Жана-Луи Гуро, видного французского общественного деятеля, писателя, издателя, знатока лошадей, в Париже был создан комитет "Царское Село", объединивший известных политиков, деятелей культуры — любителей конного спорта с целью изыскания средств в Европе на восстановление комплекса Пенсионерских конюшен. В конце ноября 1999 года был реализован первый этап проекта. Началось восстановление уникального комплекса. В настоящий момент реставрированы и воссозданы 89 из 122 оснований памятников, реставрирована большая часть плит, определены места 97 захоронений, найдено 8. Для завершения реставрации необходимо изготовить заново 22 плиты из известняка и 67 мраморных вкладных досок с текстами эпитафий, а также реставрировать две сохранившиеся мраморные доски.

Склоны горы, идущей на территории Екатерининского парка к  Большому Капризу, скрыты деревьями и густо разросшимся кустарником,  в годы войны деревьми были вырублены. В 1949 году произведены посадки молодых деревьев, чтобы Большой каприз вновь приобрёл свой былой облик.

Во время Отечественной войны Павильоны Слоновьих ворот сильно пострадали: здесь были утрачены крыши, перекрытия, печи, оконные и дверные заполнения, внутренние деревянные лестницы. Стены получили пробоины, кирпичная кладка и облицовка –серьезные повреждения. Красносельские ворота в ГМЗ "Царское Село" торжественно открыли после реставрации. 26 мая 2008 года. Работы по восстановлению памятника XIX века длились 2,5 года. Караулкам  возвращено их историческое предназначение: в комфортных условиях проживания здесь разместятся  лесники и парковые рабочие.

Здание Шапели пострадало в годы войны: утрачены часы-куранты, витражи. В последние годымного любителей полазать по развалинам посетило законсервированный объект с угрозой для жизни. В  2009 году здание обнесли металлической оградой и теперь нельзя войти под свод очень красивой арки и, громко крикнув, послушать удивительное эхо..

Урны черного сионита и скульптуру из Малой Шапели перенесли в фонды музея еще в 1920-е гг. Резные детали памятника постепенно утрачивались, и в 1967 г. мраморную сень решено было разобрать для реставрации в будущем.

Восстановление комплекса Китайская деревня в соответствии с контрактом с датской Компанией "ТК Девелопмент Пушкин", ставшим первым и единственным в области российской культуры с привлечением 100%-ых западных инвестиций (открытие 1-ой очереди комплекса "Китайская деревня" состоялось в ноябре 1998 года).

А. Кучумов в письме к А.Зеленовой после войны: " В заключение ко всему добавлю, что в этом году в парках такая трава, какой я никогда не видел, местами чуть не до плеча, а какое обилие полевых цветов, луга буквально залиты ими и никто их не топчет и не рвет (гуляющих почти нет, боятся мин). В целом все выглядит с зеленью деревьев и лугов совсем иначе, разруха и характер мертвой пустыни сгладились. Все живет, всюду видны следы трудолюбивой руки русского человека. Там где еще неделю назад были пепелища с торчащими из бурьяна печами и трубами, сегодня чистое место, все убрано, кирпич и железо."

 

2012

 

 

Октябрь 2015 года

 

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 19437 просмотров
Комментарии (1)
Дмитрий Кудряшов # 7 октября 2015 в 11:57 +1
Ведутся работы по подготовке к огораживанию Александровского парка: убираются деревья по линии будущего забора вдоль Дороги на Александровку.
Первый этап работ - от Розовой караулки до Слоновьих (Красносельских) ворот.