Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Агатовые комнаты. Агатовый кабинет

 

Фотоальбом Агатовый кабинет

 

  

 

Наиболее изысканным и богато отделанным помещением Агатовых комнат является Агатовый кабинет, имеющий второе название -  Аванзал. Поистине неистощимой была фантазия Камерона при создании этого кабинета, расположенного симметрично Яшмовому. Он овальный в плане, перекрыт крестовым сводом, с двумя экседрами, высокий, с двумя окнами-дверьми, выходящими в парк и на Фрейлинский цветочный садик.

Две двери соединяют кабинет с лестницей на первый этаж Холодных бань и Большим залом, который вместе с Агатовым и Яшмовым кабинетами, расположенными на одной оси, составляет анфиладу трех наиболее интересных помещений Агатовых комнат.

 

  

 

Его стены сплошь облицованы уразовской яшмой — «мясным агатом», каждая плоскость стены превращена в красно-коричневое панно, обрамленное узкой рамой из зеленой калканской яшмы и бронзовой золоченой орнаментальной рамой — «молюром», как называли ее мастера XVIII века.  В отделке филенчатой панели с плинтусом и карнизом использована кошкульдинская, сургучная, калканская и зеленая полосатая тунгатаровская яшма; две ниши по сторонам юго-восточного окна украшены сургучной яшмой; наличники дверей и окон. В верхней части стен протянулся широкий фриз из темной и светло-зеленой калканской яшмы, украшенный бронзовыми золочеными розетками — «розами», или «репейками».

Дверные проемы в Большой зал, на балконы, лестницу и ниши облицованы сургучной, тунгатаровской и калканской яшмами, образующими мозаику, дополненную золоченой бронзой. Наконец, в западном углу (справа от двери) установленяшмовый камин, как и в Яшмовом кабинете, здесь совсем незаметный.

 

 

Все украшения из бронзы, как и в остальных помещениях, исполнены Басселье и Шперлингом.

 

 

Важнейшими элементами убранства Агатового кабинета, как и других помещений, является декор свода — лепка и живопись. Перекрытие кабинета обильно декорировано золоченым орнаментом, рельефной скульптурой и аллегорической живописью.

 

 

Между рельефов свода размещены аллегорические композиции «Живопись и скульптура», «Наука», а также сцены «Жертвоприношение Амуру», «Венчание Вакха» и «Триумф Венеры». Все живописные вставки исполнены темперой на плотной бумаге. И везде символ любви — Амур.

В лепном декоре работы Гофферта много повторяющихся мотивов — треножники, амуры, грифоны. Изображения грифонов встречаются в интерьерах Камерона в Царском Селе очень часто — и в Агатовых комнатах и во дворце. В Агатовом кабинете их восемь, причем в центре композиции. И это не случайно. В XVIII веке символика, аллегории, так часто использовавшиеся в декоративно-прикладном искусстве, имели конкретное идейное содержание. Грифон — символ столицы Боспорского царства Пантикапеи, для русских тогда — это символ владения Черным морем. После победы над турками и присоединения Крыма этот символ приобрел особое значение. Вся лепка, сплошь покрывающая свод, позолочена, подобно тому, как это делалось в древнеримских домах.

 

 

Необычайно изящна, даже изысканна лепка в экседрах — легкие гирлянды, розетки, грациозные музы в круглых медальонах. Здесь в каждой детали угадывается тонкий рисунок Камерона.

В стенных нишах до 1941 года стоялимраморные статуэтки «Гладиатор», «Фавн с козленком». Органично в убранстве кабинета мозаичное панно в бронзовой раме с изображением храма-ротонды в Тиволи, выполненное в технике римской мозаики, из цветной смальты, работы римского мозаичиста Арвати 1770 г.  «Veduto del Tempio della Sibilla Tiburtina in Tivoli Gesare Arvatti fece in contro la Chiesa de Greci Roma 1770».Тут же стояли две белые фарфоровые вазы с бронзовыми ручками, раб. Императорского Фарфорового завода, времен Екатерины II.

 

Агатовый кабинет Агатовых комнат. Столик, вовзращенный в музей в 2012 году, справа. Фотография 1917 г. Автохром Зееста

 

Мебель составляли два табурета, две этажерки красного дерева с бронзой, столик красного дерева, крытый сафьяном, наборной работы стол, экран золоченого дерева и простой крашеного дерева стол с очень любопытной верхней доской, на которой пером нарисованы газеты, игральные карты, карта земельных приобретений России после второго раздела Польши и медальонный портрет Императрицы Екатерины II в виде Минервы, с надписью:

«Се образ матери России и Богини,
«Падите мысленно народы и Цари
«Пред взором Ангела щедрот и Героини,
«Пол света счастливых Ей зиждут Алтари.
«Герои и Цари, за нею в след дерзайте!
«Народы! Истину и кротость обожайте».

Газета изображена та, в которой объявлено о пожаловании Зубова в генерал-фельдцейхмейстеры. Работа пером исполнена артиллерии-поручиком Вильгельмом Фохт в 1791 г.

 

 

Особую нарядность придает Агатовому кабинету красочный паркет из розового и черного дерева, сандала, клена и ореха. Паркет так же, как и в Большом кабинете и в Яшмовом — из дома Ланского.

Мебельное убранство комнаты — стулья с обивкой из белого штофа, изготовленные по проекту Ч. Камерона, а также мозаичный стол с изображением Чесменской колонны, в годы оккупации города было утрачено.

Из письма А. КучумоваА. Зеленовойот 27 апреля 1944 год: "Агатовый кабинет почти цел, исчезла только бронза (орнаменты, тяги панелей) на высоту арийского роста, выше сохранилась. Каменные двери на месте..."

 

 

 

В декабре 2011 года закончилась реставрация Агатового кабинета и он предстал перед публикой в обновленном виде.

В Агатовом кабинете были выполнены работы по расчистке и укреплению золоченой лепки на потолке, яшмового набора на стенах, восполнены утраты золоченого бронзового декора, отреставрированы исторические двери.

По словам реставраторов, основные сложности были связаны с тем, что яшма, которой облицованы залы, — значительно более твердый материал, чем мрамор. В частности, шлифовка могла производиться только с помощью алмазов.

 

 

Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской: «Это помещение не из простых. Живопись очень не простая. Сложная. По библейским сюжетам. Воспитание Амура. Частично сохранившаяся живопись. Она находилась в фондах Екатерининского дворца. Мы её реставрировали. Реставрировали тяжело. Реставрировали специалисты Русского музея. Единственная мастерская смешанной техники, потому что это бумага».

В основе всех производимых работ, подчеркнула Ольга Таратынова, глава ГМЗ Царское Село, лежал принцип консервации. Например, истончившийся паркет не циклевался, а лишь подвергся очистке. "В результате, мы можем ходить именно по тому паркету, по которому ступала императрица", — добавила она.

Август 2012 года

В историческую коллекцию Государственного музея-заповедника «Царское Село» спустя восемь десятилетий вернулся столик наборной работы, изготовленный в конце XVIII века по заказу императрицы Екатерины II. Он выкуплен при содействии аукционного дома «Сотбис» у частного коллекционера из Нью-Йорка за 250 тысяч долларов США. Необходимые средства выделило Министерство культуры РФ. 

Возвращенный столик – один из пары редких предметов мебели екатерининского времени, украшавших Китайскую голубую гостиную Большого Царскосельского дворца и Агатовый кабинет павильона «Холодная баня».

В конце 1920-х годов, в период массовых распродаж музейных ценностей, оба стола покинули Царское Село, а в 1931-м были проданы на аукционе Рудольфа Лепке в Берлине.

В мае 2009 года изящный предмет мебели, богато декорированный наборными композициями, был выставлен на торги на аукционе Сотбис в Нью-Йорке. Фотография стола, а также сохранившиеся номера дворцовой и музейной инвентаризаций позволили идентифицировать этот предмет как один из тех, которые находились в императорской резиденции в Царском Селе.

 

 

В 2009-м стол не был продан и остался у владельца. Тогда музей обратился в Министерство культуры с просьбой выделить необходимую для покупки ценного предмета сумму, и его удалось вернуть в Россию.

— Можно считать, что в данном случае государство сделало «работу над ошибками» и восстановило историческую справедливость – купило проданную много лет назад и считавшуюся утраченной музейную вещь. Для нас это настоящее событие – учитывая то, что значительная часть предметов мебели из Царского Села погибла в годы Великой Отечественной войны, – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

 

 

Сложный характер узора, многоцветность и изящная утонченность отделки, высокое мастерство исполнения бронзового декора позволяют говорить о большой художественной ценностей этого предмета мебели. Эксперты предполагают, что столик изготовлен в мастерских ведущего петербургского мастера Христиана Мейера, создававшего мебель по заказу императрицы Екатерины II. При этом они основываются на особенностях отделки и приемах, характерных для русской мебели 1790-х годов.

Стол займет свое историческое место в Агатовом кабинете павильона «Холодная баня», реставрация которого завершится осенью 2013 года. Местонахождение второго (парного) столика в данный момент неизвестно.

Из Агатового кабинета можно выйти на Лестницу, ведущую на первый этаж в Холодную баню и в Большой зал.

 

Источники:

  • Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. Л., 1987.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Сайт Царское Село
  • Письма А. Кучумова
  • ГМЗ Царское Село
  • Информация СМИ о ходе реставрационных работ


 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 10465 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!