Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Агатовые комнаты. Яшмовый кабинет

Фотоальбом Яшмовый кабинет

Из Большого зала можно пройти в Яшмовый кабинет, поражающий обилием красок и оттенков уральской яшмы, ярких и приглушенных. Уральская яшма — неповторимый по многоцветью камень. Яшма представляет собой плотную кремнистую породу со значительной примесью других тонкорассеянных минералов. По заключению академика А.Е. Ферсмана нет «ни одного другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма; все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину. Самыми обычными цветами являются красный и зелёный, к ним присоединяются оранжевый, жёлтый, бурый, чёрный, серо-фиолетовый, голубовато-зелёный…» .

Безвестные мастера, работавшие здесь, сумели использовать его качества в архитектурном убранстве с удивительным мастерством. Яшмовый кабинет Камерон называл «первой агатной комнатой» или «купольной комнатой». Позднее кабинет получил современное название, так как в его отделке широко использованы яшмы.

Он исключительно интересен по композиции: небольшой, прямоугольный в плане, центральная часть его перекрыта кессонированным куполом, а боковые — лучковыми сводами. Портики, разделяющие его на три части, сначала не были предусмотрены.

Подкупольное пространство выделено колоннами и пилястрами, несущими архитравы, делящими комнату на три части. Колонны и пилястры имеют массивные бронзовые основания и такие же капители.

Над средней частью расположен полусферический кессонированный купол, декорированный лепными золочеными розетками.

У основания купола, под его карнизом, гладкий живописный фриз мифологического содержания.

Несколько неожиданно, но оригинально Камерон ввел в убранство стен бронзовые золоченые рельефы мифологического содержания.

На парусах (части купольного свода в виде выгнутого сферического треугольника) рельефные декоративные женские фигуры.

единственный сохранившийся фрагмент камероновской арабески на парусе купола- вокруг каждой лепной фигуры был овал. Но при реставрации ее не восстановили, остался только этот маленький фрагмент

Лоджии, отделенные от средней части помещения колоннами и расположенные одна против другой, перекрыты сводами с квадратными розетками в кессонах. Такой прием членения интерьера и его убранства напоминает известные работы соотечественников Камерона братьев Адамов.


В комнате два окна, до полу: одно — ко дворцу, другое — в парк. Дверь в юго-восточной стене, ведущая в Большой зал, открывает анфиладу из трех наиболее интересных помещений второго этажа.

При создании кабинета Камерону удалось добиться разрешения сделать облицовку естественным камнем. Этот смелый эксперимент, тогда вызвавший большие сомнения, оправдал себя — облицовка существует два столетия, и если бы не варварские разрушения фашистов, она была бы в идеальном состоянии.

Стены, колонны, пилястры, ниши и двери кабинета облицованы разноцветными уральскими яшмами разных месторождений: стены и двери лоджий, равно как и портик, облицованы плитами ямской яшмы темно-красного цвета с зелеными прожилками. В отделке дверей использована ленточная кошкульдинская яшма, отличающаяся красивым регулярным чередованием узких полосок красного и зеленого цветов.

Филенки стенных панелей отделаны орской красной яшмой ярких и приглушенных оттенков; обрамление филенок, наличники дверей, оконные карнизы — зеленой калканской яшмой различных тонов, которую в XVIII веке в России называли «восточным хрусталем»; колонны покрыты пластинками уразовской яшмы.

Колонны и пилястры покрыты пластинками уразовской яшмы. Архитравы над колоннами, откосы оконных проемов и ниши облицованы темно-красной кошкульдинской яшмой.

Камерон сам выбирал камень по цвету и рисунку на Петергофской гранильной фабрике, где уже многие годы пополнялись запасы яшм. Мозаичный набор камня выполнен необычайно искусно. На стенах набор из больших пластин камня, много сложнее набор облицовки колонн, их круглой поверхности, он сделан из небольших пластин. Всю эту работу выполнили русские мастера — кашинский крестьянин из Тверской губернии Василий Давыдов с помощниками. В его мастерской в Царском Селе резали, шлифовали и полировали камень. Мозаичный набор он делал сам под сводами Висячего сада.

Когда набор был готов, Камерон предложил срезать кирпичную кладку, облицевать ее известняком и уже на нем крепить яшмы. 10 февраля 1786 года он писал П. И. Турчанинову: «Агатная работа в купольную комнату... почти вся готова к постановлению; но прежде как то зделать можно, непременно нужно как для красоты комнаты, для порядочного, расположения пилястров и колон, так и для избежания многих лишних, трудов и работ, чтобы обрублено было от стен в некоторых местах толщиною на два вершка и что учинить можно не подвергая оное строение малейшей опасности, ибо стены в самом толстом месте четыре фута; в других от двух до трех футов, а в самом же уском месте по заде ниш толщиною в два фута, а с наружных стен ничего не потребно будет отсекать...» Одновременно Камерон просил, чтобы «сие убавление зделано было под смотрением каменного мастера Минчания (Минчаки).

Так и сделали: мозаичный набор укрепили на пудостском камне. Впервые в истории русской архитектуры был создан интерьер, целиком облицованный уральскими самоцветами. Такой мозаичный набор из пластин одного камня, подобранных по рисунку, получил потом название «русская мозаика».

На стенах все тяги и украшения из золоченой бронзы. Золоченые бронзовые орнаменты, которые Камерон мастерски применял в декоративном убранстве помещения, оживляют приглушенные краски камня и придают интерьеру изысканный, праздничный вид.

В декор стен были включены изготовленные Ж.-Д. Рашеттом в 1786-1788 годах десять бронзовых вызолоченных барельефов с мифологическими сюжетами: на зеленом яшмовом фоне располагались бронзовые золоченые фигурки мифологических персонажей., но Екатерина II распорядилась установить только девять из них. На место десятой (в северном углу кабинета, над камином) поместили флорентийскую мозаику XVIII века мозаика «Морской порт» из разноцветных мраморов и лазурита тончайшей работы. Только она и сохранилась.

Яшмовая отделка стен и мозаичная картина великолепно дополняют друг друга. В каждом из этих произведений проявилось не только тонкое понимание красоты природного материала, но и высокое мастерстве художников, сумевших воплотить этот малоподатливый камень в бесценные произведения искусства.

Убранство кабинета дополняют чаши из самоцветов, поставленные на архитраве над колоннами, они выполнены по рисункам Камерона. Эти шесть яшмовых и порфировых ваз, принадлежали к числу первых произведений из твердого камня, исполненных в 1780-х годах на Петергофской и Колыванской гранильных фабриках. После Великой Отечественной сохранилась лишь одна из них — в форме чаши, из красного алтайского порфира. В настоящее время место утраченных предметов занимают две вазы XVIII века из украинского лабрадорита и три вазы из мелкозернистого гранита, исполненные в XIX столетии.

Мраморные бюсты украшали стенные ниши; на дверях и оконных откосах яшмовые и агатовые украшения, вделанные в массивную золоченую бронзу. 

В нишах Яшмового кабинета стояли утраченные ныне скульптурные группы из белого мрамора работы итальянских мастеров XVIII века: «Амур и Психея» и «Бахус и Ариадна». Камин и тумбы украшали бюсты из белого мрамора, изображающие Ариадну и Ниобею, а также бюст Диониса из красного порфира.

Паркет в Яшмовом кабинете, особенно наряден в сравнении с паркетами Фельтена, взятыми из дома Ланского для других комнат Холодных бань. Тонкий, изысканный рисунок напоминает раскрытый зонтик, помещенный в квадратное обрамление. Искусно подобранные породы дерева — пальма, палисандр, розовое дерево и красный сандал  - придают ему живописный характер. Паркет хорошо согласуется с декоративным оформлением полусферического купола и органично вписывается в композиционный строй помещения. Паркет из пальмы, палисандра, розового дерева и сандала, напоминает своим узором раскрытый зонтик в квадратном обрамлении.

Все бронзовые украшения — базы и капители пилястр, декоративные детали дверей, панелей позолочены, они выполнены мастерами Басселье и Шперлингом в Петербурге. В договоре о работах эти мастера употребили термин «хрустальные панели», имея в виду панели стен. В перечне камней, привезенных из Петергофа, тоже значится «горный восточный хрусталь». Договор мастеров помог выяснить, какой камень называли хрусталем,— это калканская яшма.

По цветовому решению этот кабинет — полная противоположность Большому залу: здесь почти всегда как бы царят сумерки, такое впечатление усиливают темный фон стен и темные панели, лишь позолота бронзы оттеняет их, и в нишах на темном фоне камня белели раньше мраморные скульптуры «Амур и Психея» и «Бахус и Ариадна».

В отличие от Большого зала, где камины являются важным декоративным элементом, здесь камин скрыт за колоннами, он облицован яшмой в цвет стен и поэтому незаметен. Камин «со всеми медными на огне золочеными молюрами». Выполнил его Василий Давыдов.

К середине XIX века в Яшмовом кабинете была собрана небольшая, но уникальная коллекция столов XVIII века, выполненных русскими мастерами для комнат Екатрины II в Зубовском флигеле - нескольких столов, украшенных золоченой бронзой и медальонами из папье-маше в стиле Веджвуд, выгибных столиков, двух полушкафов Булль со множеством выдвижных ящиков, турецкого карточного стола с перламутровым покрытием, подаренный императрице турецким султаном, и двух круглых табуретов, крытых старинным палевым гродетуром; тут же хранится катальное кресло Императрицы Екатерины II.

Любопытен столик простого дерева, украшенный рисунком пером. Рисунок изображает вырезки из газет екатерининского времени, игральные карты и карту земельных приобретений России после раздела Польши в 1795 году, прекратившей тогда свое самостоятельное существование как государство в результате раздела ее территории между Россией, Пруссией и Австрией.

На одном из шкафчиков, под стеклом, вырезанная из слоновой кости модель скипетра, на другом — часы в виде храма из искусственной яшмы, с капителями золоченой бронзы, работы конца ХVIII-го века.

Помимо столов в убранство интерьера входили резные золоченые стулья и каминный экран, изготовленные по рисунку Ч. Камерона специально для Агатовых комнат. Многие из них погибли в годы войны; сохранившиеся предметы обстановки Яшмового кабинета находятся в фондах музея-заповедника.

Из письма А. КучумоваА. Зеленовой от 27 апреля 1944 год: "..Яшмовый кабинет - повреждены сыростью фриз и лепка, содрана часть орнаментов и все бронзовые барельефы, двери с повреждениями и без ручек, но на местах. В окнах, заделанных бревнами, сделаны амбразуры для пулеметных гнезд..."

Из Яшмового кабинета можно пройти в Овальный зал и Большой зал.

 

Источники:

  • Екатерининский дворец-музей и парк в городе Пушкине. Л., 1940.
  • Козъмян Г.К. Чарлз Камерон. Л., 1987.
  • Воронов М. Г., Ходасевич Г. Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. Изд. 2-е. Л., 1990.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Письма А. Кучумова

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 11137 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!