Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Агатовые комнаты. Овальный кабинет

Фотоальбом Овальный кабинет или Круглая уборная

 


 

Рядом с Яшмовым кабинетом расположен Овальный кабинет, в него можно войти и из Висячего сада, и через Кабинетец.

План помещения определил его название. 

Камерон хотел стены кабинета «убирать подделанным мрамором», но этот вариант отвергли, их оштукатурили и украсили декоративными панно в лепных рамах легкого растительного орнамента с золочеными листьями аканта. и живописными медальонами с аллегориями Земли, Воды, Воздуха и Огня.

Более других Агатовых комнат в процессе реставрационных работ 2013 г изменился облик именно Овального кабинета. В результате расчисток выяснилось, что первоначальная гамма декора этого интерьера, полностью отличается от существовавшей до 2011 года.

Вместо оливковых оттенков стен и поверхностей купола, коричневых и сине-фиолетовых красок его живописных клейм, черно-белой гаммы камина открылись розовато-бежевые масляные слои основного колера стен и купола. Они оттеняют живописные вставки, созданные в стиле краснофигурной живописи, примененном и в мастичном декоре камина.

На стенах Овального кабинета, декорированных штукатурными панелями и тончайшей намазной золоченой лепкой в виде виноградных ветвей, следы прежних окрасок сохранились минимально, но реставратору-позолотчику высшей категории Фомичевой Наталье Михайловне удалось обнаружить первоначальную расколеровку розоватых и бежевых оттенков.


Сложность представлял штукатурный слой, отходивший от кирпичной основы практически по всей поверхности, в связи с чем мастерам пришлось его тщательно укреплять инъекциями и «прошивать» вдоль многочисленных трещин мелкими кляммерами. После этого он превратился в «художественную штопку», следы которой, впрочем, скрыты слоями шпатлевки и масляной окраски.

Стены розоватого тона, на стенах четыре панно с медальонами, исполненными гуашью. Верхние части простенков заполнены золоченой лепкой, а в центре каждого из них помещен живописный медальон с аллегорическим изображением одной из четырех стихий — воздуха, воды, огня и земли.

Стихии представлены в виде женских фигур, сидящих на прибрежной скале у моря с соответствующими символами: птицей, кувшином, оптическим стеклом и снопом хлебных злаков:

  • женщина, изображенная с птицей в руках, олицетворяет воздух;
  • сидящая с кувшином представляет воды;
  • играющая с оптическим стеклом символизирует огонь;
  • та, что держит сноп хлебных злаков, означает землю.

Сводчатое перекрытие и карниз украшены значительно богаче стен.

Свод разделен на множество разных углублений - кессонов,  заполненных живописными вставками, с изображением ваз, светильников, музыкальных инструментов и других предметов. Живописные композиции здесь преобладают — на фризе изображены танцующие изящные менады, в кессонах на своде — музыкальные инструменты и античные вазы.

Хуже всего из элементов декора кабинета сохранились живописные клейма купола, написанные, как и вся монументально-декоративная живопись Агатовых комнат, маслом по бумаге. От центральной композиций купола остались лишь обрывочные фрагменты, которые Реставрационный совет принял решение законсервировать и вернуть на историческое место, использовав как эталон колера тонировки фона.

Состояние живописного фриза кабинета при реставра признали хорошим. После его расчистки открылась тончайшая фигуративная живопись в стиле краснофигурных античных ваз, практически без утрат. Было установлено, что она относится к первоначальному периоду отделки и имеет высокую художественную ценность, но под слоями многочисленных, подчас, ремесленных, записей разглядеть ее изящество и безупречность практически не представлялось возможным. По окончании реставрации все живописные композиции по уже апробированной методике наклеили на свои места.

Прочие клейма имели лучшее состояние, особенно в нижнем ярусе. Из четырех живописных вставок в круглых медальонах стен одна оказалась утраченной полностью, еще одна – на 50%. Реставраторы проявили высочайшее мастерство, вернув к жизни великолепную живопись купола и тондо Овального кабинета.

Золоченый лепной декор купола и декоративная масляная живопись в треугольных кессонах сохранились удовлетворительно – специалисты выполнили их расчистку, укрепление и тонировки.

Под карнизом тянется фриз с изображением танцующих фигур, исполненный, так же как и вставки потолка, темперой на бумаге.

Стены кабинета с двумя дверями и окнами-дверями, выходящими на Висячий сад и Большой дворец, воспринимаются как широкие простенки, оштукатуренные и декорированные в виде панно с двойными орнаментальными рамками по краям.

Двери из палисандра, ореха, красного и розового дерева изготовлены мастером И. Шпонгольцем,

Наборный паркет (тоже из дома Ланского, как и в других кабинетах). В ходе реставрации паркетных полов полностью заменили истлевшие лаги, отремонтированы паркетные щиты, укреплены и расчищены элементы паркетного набора.

 

Украшением Овального кабинета служит камин белого мрамора с фризом и лопатками из разноцветной керамики. Камины во всех комнатах разные, они соответствуют художественному решению каждого интерьера.

камин до начала реставрационных работ

Камин украшают рельефные изображения ваз, мраморные плакетки и фриз из искусственного мрамора с имитацией росписи античных ваз. При реставрации выяснилось, что часть рисунков, которые выглядят, как розоватые, на самом деле - ярко красные.

При реставрации беломраморной облицовки камина и его декора из черной и красной мастики, повторяющего рисунки на античных вазах, было выполнено восстановление архитектурных профилей в местах сколов и выбоин, а также расчистка и укрепление сохранившихся слоев мастики. По решению Реставрационного совета недостающие фрагменты сюжетных композиций не воссоздавали, а места утрат заполнили фоновой черной мастикой, несколько отличающейся по глубине тона от исторической. Силуэты фигур во фризе камина восстановили по сохранившейся довоенной фотографии.

Камин после реставрации  стал настоящей жемчужиной в коллекции каминов Камерона во дворце.

процесс реставрации камина, июль 2013

На камине стояли бюсты римских императоров Августа и Юлия Цезаря, выполненные из зеленой яшмы, античный бюст философа Платона из красного порфира.

Мебельному убранству Агатовых комнат была отведена скромная роль. Это вызывалось особенностью архитектуры помещений и отвечало назначению залов — мест отдыха и развлечений в летнее время. В Овальном кабинете находились резные золоченые стулья с мягкими высокими спинками, обитые белым шелковым узорчатым штофом и комод Булль. Они были частью большого гарнитура, исполненного Ж. Шарлеманем по рисункам Ч. Камерона специально для Агатовых комнат. Здесь же овальный стол наборного дерева.

В конце XVIII века в кабинете висели живописные полотна, которые позже убрали, т. к. они нарушали целостное восприятие архитектурного убранства этого помещения.

Предметы убранства, находившиеся в зале, за небольшим исключением были утрачены в годы Великой Отечественной войны.

Овальный кабинет до последней реставрации

Пока мебельное убранство не вернулось в зал,  после реставрации поставили у окна только одну ваза в виде чаши, из восточного алебастра, на черном мраморном пьедестале.

Из Овального кабинета дверь ведет в Яшмовый кабинет.

 

Источники:

  • Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. Л., 1987.
  • Воронов М. Г., Ходасевич Г. Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. Изд. 2-е. Л., 1990.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Собственная информация

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 7588 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!