Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Антикамеры

 

Фотоальбом Антикамеры Екатерининского дворца.

На плане все 5 антикамер, место 4 и 5 позднее заняли Арабесковый и Лионский залы

 

 

Созданная Ф.-Б. Расстрелли парадная анфилада Екатерининского дворца за обилие золоченой резьбы получила название «Золотой анфилады». Ее протяженность равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Церковного корпуса. Растрелли создал бесконечную анфиладу, образованную из трехсотметровой цепи залов.

 

 

Замысел был гениален. Те, кто приезжал из Петербурга, становились зрителями поистине мистического зрелища. Елизавета появлялась маленькой сверкающей точкой в самом конце анфилады. Медленно двигаясь, она приближалась к гостям, словно видение или призрак. Столь эффектный выход был вполне в духе Елизаветы. Поразить, ошеломить, удивить — эти три слова могли бы стать жизненным кредо императрицы.

В то время Парадная лестница Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца располагалась в южной части здания, вдали от въездных ворот.

 

 

Первоначально во дворце существовало пять Антикамер. Странное и строгое название Антикамеры  (итал. anticamera — обычно небольшое помещение, расположенное перед парадным залом.), в Екатерининском дворце — против Тронного зала.

Их счет велся не от Парадной лестницы, а от Большого зала дворца. Все они служили для соединения Парадной лестницы с Большим залом и были задуманы архитектором для того чтобы подготовить посетителей к аудиенции с Государыней императрицей, куда попадали гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке

Эти залы использовались по-разному: в первой собирались — самые знатные, следом — чинами пониже и так далее. В такой последовательности они и входили в Большой зал. Из записок Е. Р. Дашковой: " Петр I установил немецкий этикет, по которому в торжественные дни и на церемониях приглашенные размещались согласно чинам: жены — по чинам мужей, девицы — по чинам отцов, и потому утром на церемонии коронации мне следовало занять оказались последними, или, лучше сказать, самыми высокими скамейками, место жены полковника"."… в собор допускались лица в звании не ниже полковника, места для их жен вроде подмостков, специально сооруженных для зрителей". Теперь понятно почему "Антикамер", было пять.

Если во времена Елизаветы Петровны антикамеры выполняли сугубо представительские функции, то при Екатерине II в них иногда происходили неофициальные события — увеселительные спектакли и т. п.

В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.

В Антикамеры ведут три светлые двери из Большого зала. Освещенные окнами с двух сторон залы антикамер были декорированы по проекту Ф.-Б. Расстрелли. По архитектурному решению они перекликались с Большим залом дворца: главным элементом их декоративного наряда была деревянная золоченая резьба, а особенно пышное завершение в виде объемной скульптуры, картушей и гирлянд получили обрамления порталов. Для отделки антикамер было характерно то, что верхнему, «мезонинному» ряду окон в наружных стенах соответствовали фальшивые окна в продольных внутренних стенах. В их переплеты вставлялись обычные и иногда зеркальные стекла. Нижний ряд окон заменяли остекленные створчатые двери. Откосы окон и дверей украшала позолоченная резьба.

Дополнительными нотами в декоре пышного барочного интерьера были потолки с огромными живописными плафонами и геометрический рисунок паркета из ценных пород дерева.

Первая Антикамера, сохранившая свой первоначальный вид, — самая богатая и почти идентична второй.

 

«Первая Антикамера»

 

 

Она также двухсветная, имеет по 3 окна и 3 двери, ведущая на балконы, как в сторону площади, так и парка; стены белые с золоченой резьбой и лепкой стиля рококо; между дверями на обоих поперечных стенах огромные резные золоченые горки, уставленные драгоценным китайским и японским фарфором XVI — XVII веков. Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны», работы отца и сына Градици. Мебель составляют золоченые стулья, стиля Людовика XV, крытые белым штофом; посреди зала некогда стояла серебряная группа с миниатюрными портретами Императоров Александра I и Николая I, работы М.Зичи — подарок лейб-гусар Императору Александру II, в 1868 году.

В этой комнате, в 1765 году, был нарочно построен»  маленький театр, в котором в первый раз, 21 апреля того же года, в день своего рождения императрица Екатерина II смотрела, как малолетние придворные певчие исполнили французскую оперу «Летрокэр» .  Есть другая информация- опера была Менялы, а одним из малолетних певчих в этом представлении был будущий композитор Бортнянский. С тех нор в этом театре до постройки каменного «опера» » верхнем саду, почти еженедельно давались театральные представления.  С 1765 года в «Первой антикамере» начались представления французской труппы под руководством актера и музыканта Ж.-П. Рено. Здесь же, 19 августа 1772 г., фрейлинами и придворными кавалерам был в Высочайшем присутствии разыгран«Бригадир», Фонвизина.

Декоративное убранство первой и второй Антикамер оставалось практически неизменным до 60-х годов XIX века, когда по проекту архитектораИ.Монигетти на месте старых изразцовых печей были установлены больше горки резного золоченого дерева, выполненные в мебельной мастерской А.Тура.

Несмотря на значительные строительные работы, в центральной части дворца, императорская семья не отказалась от приезда летом 1860 года в любимое ими Царское.Поскольку проход в дворцовую церковь из императорских апартаментов был перекрыт, по распоряжению императрицы Марии Александровны в Первой антикамере была установлена походная церковь, привезенная «вследствие телеграфической депеши» из штаба Отдельного гвардейского корпуса лейб-гвардии Гатчинского полка. 8 июня 1860 года приглашенный Монигетти обойным мастер Гужибюс (Ch. Gougibus) со своими рабочими людьми обитянул стены зала белым глянцевым коленкором большими складками, а потолок — мелкими складками в виде свода с драпировкой. Временная церковь просуществовала до конца сентября 1860.

В1864 году в Первой и Второй антикамерах появились стулья «второго рококо» и резные золоченые горки для фарфора, созданные по эскизам И. Монигетти.

 

 

Из письма А. Кучумова А. Зеленовой от 27 апреля 1944 года: " Из Большого зала проходим, вернее влезаем, через груду обгорелых балок и железа, лежащих в дверях, в Первую антикамеру… она сгорела на 70%. Крыши нет, па полу груды железа, балок и кирпича. Большая часть обгорелых балок стоит почти отвесно, упираясь в степы, сохранившие часть былой великолепной отделки… Сохранились, в основном, наддверники центральных дверей и наличники многих окон. Горки, которые были заняты фарфором, сильно поломаны. Местами из-под балок и мусора торчат большие лоскуты плафона (средняя его часть была украдена немцами). Сейчас приступили к снятию всей резьбы, уцелевшей здесь, так-как из-за отсутствия крыши она начала разрушаться. Пробираелся по пожарищу, через завалы, в следующие антикамеры. Здесь сгорело все… только закопченные остатки мраморных каминов и часть Рашеттовских медальонов напоминают о прежней отделке. Местами в полах, вернее в перекрытиях, провалы в нижний этаж, куда насыпалось много гари. По доскам над провалами идем в Камероновские комнаты...."

Воссоздание интерьеров

Антикамеры, полностью разрушенные в годы Второй мировой войны, обрели первозданный вид.   Во время войны были полностью утрачены плафоны вместе со сгоревшей кровлей, сгорел и паркет. Вторую жизнь этим некогда роскошным залам возвратили реставраторы Государственного музея-заповедника «Царское Село» к 300-летию Санкт-Петербурга. Последним был принят Большим художественным советом в декабре 1999 года живописный плафон первой Антикамеры. Эта огромнейшая работа, по сложности и масштабу не имеющая аналогов в мировой практике, выполнена известными художниками-реставраторами, лауреатами Государственной премии Российской Федерации Б.Н.Лебедевым, В.Г.Журавлевым, И.А.Алексеевым, Я.А.Казаковым, Ю.Ф.Шитовым. Первая Антикамера — единственная, где что-то сохранилось с довоенных времен, сохранились две кариатиды, поэтому можно увидеть работу почти трехсотлетней давности, среди них две позолоченных фигурки путти, ныне реставрированные и помещенные над окном Первой антикамеры. 

 

«Вторая Антикамера»

За «Первой Антикамерой» находится «Вторая Антикамера», которая иногда называлась «Кавалерской» комнатой. Отделка Второй антикамеры, освещенной с двух сторон четырьмя двойными окнами, не изменилась со времен Елизаветы Петровны. Стены комнаты по-прежнему украшены пилястрами с резными орнаментами, а потолок — великолепным плафоном.

 

 

Это также двухсветлая зала, у которой по 3 окна и 1 дверь на балкон со стороны двора и парка; стены ее отделаны так же, как и в первой Антикамере, и украшены такими же горками с фарфором; между дверями у обеих стен имеются по два мраморных камина с зеркалами над ними. Плафон «Бахус и Ариадна», работы Перезинотти или Валерьяни.

По поводу авторства плафона Третьей антикамеры сохраняются разночтения. А. Н. Бенуа считал его автором А. Перезинотти, некоторые современные исследователи приписывают его И. И. Бельскому, а архивные документы говорят о том, что идея, композиция и исполнение плафона принадлежат П. Градицци, которому Бельский лишь помогал в исполнении работы. В годы оккупации плафон был утрачен, и наше представление о нем основывается на акварели А.-Х. Кольба и довоенных фотографиях, которые и послужили образцом для воссоздания композиции «Олимп» после войны.

Мебель составляют такие же стулья, как и в первой Антикамере: в углу часы в футляре из красного дерева, с прорезным орнаментом и позолотой, раб. XVIII века. Пол сделан из ореха, клена, палисандрового и эбенового дерева.

Вo времени переезда Екатерины II в ее новые апартаменты, эта комната часто служила для вечерних небольших собраний во время концертов, а иногда в ней давались и «комнатные балы». В 1845 г. в этой зале был устроен театр для «комнатных спектаклей». В начале ХХ века вторая Антикамера предназначалась для занятия спортом младших членов императорской семьи.

Вторая антикамера была разрушена во время войны, как и остальные антикамеры

 

 

С 2009 года весь центр второй Антикамеры занимают столы с показательным образцом сладкого стола "Сахарный партер", созданнного по эскизам Ф.-Б.Растрелли и рисункам XVII в. Мастер-кондитер Алдис Бричевс, Латвия, 2009 год, из поролона, сахара, пищевого сусалього золота, стразов Сваровски, пищевых красителей и водочно-коньячной пропиткой.

 

«Третья Антикамера»

 

 

Следующий покой «Третья Антикамера», или «Биллиардная». Тут стоял во времена Императрицы Екатерины II биллиард, на котором она иногда по вечерам играла партию «алягер» (от франц. a la guerre — на войне; игра в бильярд с двумя шарами для двух и более игроков).

Третья антикамера, переоформленная Растрелли, выделялась 16 резными статуями, стоящими на пьедесталах в конце XVIII века.

1780-1790 годах изменениям Дж. Кваренги подверглись Первая, Вторая и Третья антикамеры. 

Когда по распоряжению Екатерины II перестраивалась вся южная часть дворца, в Третьей антикамере барочные детали отделки уступили место классицистическим, вместо изразцовых печей в ней были установлены30 позолоченных каннелированных колонн с коринфскими капителями и четыре мраморных камина с зеркалами.

Смешанный стиль отделки этой комнаты, надо думать, объясняется тем, что во время переделки Камероном всей левой стороны дворца, когда были уничтожены четвертая и пятая Антикамеры, третья Антикамера значительно пострадала и была возобновлена уже в модном, в то время, стиле.

Она представляет из себя также двухсветный зал, с четырьмя окнами, до полу, на оба фасада дворца; стены белые. Стиль отделки ранней эпохи Людовика XVI; на продольных стенах сохранились, выступающая довольно далеко вперед, золоченые большие резные бра, стиля Людовика XV; по карнизу освещение усилено было свечами, вставленными в большие стеклянные стаканы; на поперечных стенах по два мраморных камина с зёркалами. Плафон третьей антикамеры.

 

 

Из путеводителя 1940 года: В центре правой стены стоит мраморный бюст Екатерины II работы скульптора Бродского. На манекене зеленое платье Екатерины II — мундир Семеновского гвардейского» полка, шефом которого она была. Здесь же помещается дополнительная экспозиция на тему о дворцовом перевороте 1762 года, при помощи которого Екатерина II вступила на престол.

 

Четвертая антикамера

Четвертая антикамера, в целом аналогичная, превосходила пятую богатством отделки: она была украшена пилястрами и колоннами, над которыми находились резные фигуры купидонов. Между колоннами располагались жирандоли с 60 свечами.

 

Пятая антикамера

Пятая антикамера была довольно богато отделана: ее стены членились пилястрами, потолок украшал плафон, двери были увенчаны пышными золочеными картушами. Отапливалась комната двумя изразцовыми гамбургскими печами на позолоченных деревянных ножках.

Нарядный, напряженный по линиям и цветовому решению барочный декор парадных залов был созвучен политическому и экономическому подъему Российского государства в эпоху Елизаветы и отвечал задаче возвеличивания императорской власти. По словам М.В. Ломоносова, Россия «требовала величеству и могуществу своему пристойного великолепия». Парадные залы предназначались для представительских функций, однако в обычные дни в них собиралось окружение императрицы для беседы, музыкальных и театральных представлений.

В конце 1770-х гг. четвертая и пятая антикамеры были перестроены, а детали отделки перенесены из четвертой в третью антикамеру. В первой и второй антикамерах простенки между окнами Растрелли обработал узкими, высокими пилястрами на пьедесталах. Мотив устремленности вверх усиливали рокайльные узоры резьбы, бегущие по поверхности пилястров и резные из дерева сплошь вызолоченные бра, напоминающие побеги причудливых растений. Кронштейны в виде изогнутых стеблей поддерживали вызолоченные медные чашечки подсвечников. Золоченые карнизы отделяли поверхность стен от плоских перекрытий, полностью скрытых под росписью, рассчитанной на создание иллюзии безграничного пространства.

 

 

Любопытно, что во второй и третьей Антикамерах отделочную резьбу "новодела" можно сравнить с подлинными элементами декора того времени. Амуры и кариатиды XVIII в. намного темнее современного декора. Они были найдены в садах, изъеденные временем и погодными условиями, с рытвинами на телах. И если кариатиды полностью отреставрированы, то амуры оставлены в таком виде, как их нашли. Именно для того, чтобы наглядно показать всю трудоемкость процесса реставрации.

В 1858 году были перезолочены колонны в Третьей антикамере,  а в центре антикамеры в конце 1860-х годов разместили серебряную группу с миниатюрными портретами Александра I и Николая I — подарок лейб-гусар, поднесенный Александру II.

 

Реставрация Антикамер

 

 

Судьбоносный период в жизни реставраторов-живописцев Б.Н.Лебедева, И.А.Алексеева и В.Г.Журавлёва — многолетняя работа над восстановлением плафонной живописи трёх Антикамер, которая началась в 1985 году. Во второй и первой Антикамерах плафоны выполнены на один и тот же сюжет — «Бахус и Ариадна». Художниками была воссоздана красивая история о любви, боли одиночества и разочарованиях, о пришедшем признании достоинств. И вновь в облаках небожители — богини Мудрости, Осторожности, Справедливости и Великодушия, и вновь игра воображения, которая объединяет все три живописных плафона Антикамер, создавая полную иллюзию «прорыва в небеса», вечные и ликующие.

В 1953-1956 гг. была восстановлена лишь стропильная система и чердачное перекрытие Антикамер. Тогда же первая Антикамера была разделена на два этажа, которые использовались для нужд Военно-морского училища. Реставрация Антикамер начались в 1988 г. Следующий этап реставрационных работ в антикамерах начались в конце 1990-х: воссоздавались живопись, паркет,  восстанавливалась, дополнялась и золотилась деревянная резьба.

Рассказывает (2003 год) генеральный директор ООО «Ресстрой» Геннадий Кравец:

Антикамеры — это три больших прекрасных зала, общей площадью около 1000 кв. м. 1000 кв. м художественного паркета, 1000 кв. м живописных плафонов. Около 5 тысяч кв. метров позолоченной резьбы, а на золочение необходимо около 25 кг сусального золота. Словом, это прекрасные залы в ожерелье «Золотой анфилады» Растрелли, выполненныерусскими мастерами. Причем, если Янтарная комната — это исторически творение прусских мастеров, то три Антикамеры — это произведения русских искусников. И если в первой Антикамере плафон был расписан итальянцами, то во второй и третьей — русскими живописцами…

Реставрация Антикамер после долгого перерыва возобновилась в 1999 г., когда наши специалисты завершили позолотные работы в Москве, в Большом Кремлевском дворце. Директор ГМЗ Иван Петрович Саутов доверил нам эту работу. За три года необходимо было отреставрировать три Антикамеры, в которых были горы строительного мусора, а первая Антикамера стояла вся в лесах, еще дописывался плафон. Первым впечатлением было, что мы ввязались в большую авантюру. Казалось, что работы еще лет на десять. Но глаза страшаться, а руки делают. И сегодня отреставрированы плафоны, уложен паркет, воссозданы изразцовые печи и камины, выполнена вся резьба и на 60% позолочена.Взяли учеников из лицеев, художественных школ, и сегодня у нас работает 32 своих позолотчика. Молодые девчонки работают хорошо, знают свое дело, а мы, наращивая объемы, привлекаем позолотчиков со стороны. И в сентябре прошлого года в Антикамерах работали 82 позолотчика...

Реставрация и воссоздание Антикамер ведется по чертежам, разработанным коллективом архитекторов под руководствомАлександра Александровича Кедринского, по сохранившимся рисункам, довоенным фотографиям, акварелям, отдельным деталям резьбы. Кедринский ведет авторский надзор над процессом реставрации, ведь он — один из тех, кто до войны видел и помнит эти залы.
В Антикамерах не было мебели. Согласно рисункам и гравюрам там стояли изразцовые печи. В третьей Антикамере будут установлены прекрасные жирандоли с головами дракона, которых в екатерининском дворце больше нет.

Сергей Хоменко, начальник участка, потомственный царскосел. Два года работает в Антикамерах: Когда люди видят, что сделано невозможное, поражаются, особенно американцы, да и европейцы. Главное, наши мастера все делают руками — это чрезвычайно ценится по сравнению с «компьютерной», упрощенной реставрацией, принятой на Западе. Обычный человек, может быть, и не отличит ручной работы, но ему хорошо в помещении, а в искусственно созданной атмосфере становится неуютно. Цари тоже постоянно что-то меняли, шли к чему-то от души, а не просто жили в холодных интерьерах…

Самым сложным в реставрации Антикамер было воссоздание мебели той эпохи, ведь ни эскизов, ни образцов не осталось. Поэтому мебель представлена только в первой комнате.

Реставрацию Антикамер выполнял большой коллектив реставраторов — около 18 субподрядных организаций. И хотелось бы с признательностью отметить реставраторов фирм «Геликон», «Акант-Р», «Руст», выполнивших большой объем работ.

С окончанием работ по воссозданию трех Антикамер Екатерининского дворца завершится полное возрождение его «Золотой анфилады»: Из дверного проема Третьей антикамеры открывается прекрасный вид на перспективу отделанных золотом апартаментов Екатерининского дворца протяженностью около 300 метров. Это зрелище особенно впечатляло очевидцев; недаром уже в XVIII веке анфиладу Растрелли стали называть «золотой».

Следующей Арабесковой комнатой начинаются «Пятые апартаменты», переделанные с 1779 г. по 1783 г., по вкусу Императрицы Екатерины II, архитекторомКамероном.

 
Источники:

  1. С. Вильчковский "Царское Село, 1911
  2. Фомин Н. Детское Село. Л., 1936.
  3. Екатерининский дворец-музей и парк в городе Пушкине. Л., 1940.
  4. Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  5. Сайт ГМЗ "Царское Село"
  6. Сайт города Пушкина
  7. Историко-культурный журнал "Наше наследие"
  8. Письма А.Кучумова

 

Все фотографии Антикамер

 

 У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 30563 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!