Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Картинный зал

 

Фотоальбом Картинный зал (на плане 26)

 

 

Парадный зал Большого Царскосельского дворца — Картинный зал, получивший свое название благодаря оригинальной отделке — живописым полотнам, размещенным в нем по принципу шпалерной развески, — был создан по проекту Ф.-Б. Растрелли. Картинный зал, по богатству архитектурного и художественного убранства один из наиболее значительных и парадных интерьеров дворца. Зал не перестраивался и дошел до нас в первозданном виде.

 

1870. Картинный зал. Л.О. Премацци. 

 

В 1745 году Г. Гроот приобрел для Елизаветы в Праге и Богемии 112 картин именно для Царскосельского дворца. В этом же году Елизавета повелевает — в Царскосельском дворце устроить картинную комнату, проект которой создал Ф.-Б.Растрелли. Хотя Елизавета Петровна любила живопись, она не относилась к ней как к объекту коллекционирования. Картины рассматривались ею как украшение, элемент особой роскоши, свидетельство достатка. Изобилие картин служило эффектным дополнением золота, янтаря, полов из заморских деревьев, колекции редкого фарфора. Они являлись частью убранства, призванного продемонстрировать гостям дворца чрезвычайное богатство императорского дома, а следовательно, и могущество хозяйки резиденции.

Зал был построен в 1755 году. В создании этого парадного помещения Растрелли удалось достигнуть желаемого эффекта. Огромное сосредоточение произведений искусства разных авторов поражало гостей коронованной хозяйки.

 

1917. Картинный зал. Автохром А. Зееста. Коллекция ГМЗ Царское Село

 

Растрелли использовал в помещении 130 картин. Поскольку для растрелли, главным была не живопись, а оформление комнаты, то он исользовал картины, как своеобразную цветовую мозаику, и здесь рядом висят и натюрморты и пейзажи, картины самых разных мастеров, образую картинное полотно. Эту комнату можно назвать одной из первых картинных галере России.

Зал занимает всю ширину дворца; три окна, до полу, обращены в парк и три на площадку; зал двухсветный, отделанный позолотой и лепкой в стиле Людовика XV. Площадь Картинного зала, простирающегося на всю ширину здания, составляет около 180 квадратных метров. В XVIII веке он часто использовался для дипломатических приемов, трапез и музыкальных вечеров, устраивали камерные музицирования и домашние развлечения «в узком кругу», а в ходе Семилетней войны (1756-1763) в нем проходили заседания — «конференции при высочайшем дворе». Летом 1757 года здесь состоялся торжественный прием в связи с доставкой знамен и ключей из завоеванных прусских городов.

Во время царствования Екатерины II Картинная комната Большого Царскосельского дворца  служила и столовой, и местом, где часто устраивались “комнатные балы”.

13 декабря 1764 года по величайшему Её Императорскому Величества соизволению в Царское Село прибыл английский посол граф Джон Бёкингхэмшир*. Екатерина IIпригласила посла на обед в Картинную комнату, за столом присутствовало 32 персоны. В продолжении стола играла музыка, исполняемая придворными музыкантами, с пением арий. По окончании стола в Картинной комнате начался бал, императрица с господином послом забавлялась игрой в карты […]».

10 декабря 1765 года,  в то время когда императрица “изволила забавляться в карты”, придворными музыкантами “играно на скрипицах, а дамы и кавалеры танцевали контротанец и некоторые придворные кавалеры для увеселения были одеты в дамское платье”.

 

1762-1796. Торжественный выход императрицы Екатерины II. А. Бенуа

 

В основную часть царскосельской коллекции живописи вошли произведения западноевропейских мастеров XVII — начала XVIII века, в том числе архитектурные композиции Э. де Витте, жанровые сцены А. ван Остаде и Д. Тенирса, пейзажи Я. Бота, натюрморты Я.-Д. де Хема и Я. Фейта, а также картины французских и итальянских художников: аллегории скульптуры и музыки Ж.-М. Натье Младшего, батальные сцены Ж. Куртуа (Бургиньона), композиции на мифологические и библейские сюжеты Л. Джордано, Ж. Бланшара и других.

Интересны картины французского художника Жана-Марка Натье «Аллегория скульптуры» и «Аллегория музыки», которые «узнаются» на стенах; «интерьер храма» работы Эммануэля де Витте; жанровые сцены Адриана вон Остаде и Давида Тенирса; натюрморты Давида де Гемма и Яна Фейта.

«19-го  мая 1772-го года в 12-м часу дня Екатерина вышла «в картинную залу, потом проходила в галерею, куда и Его Императорское Высочество из апартаментов своих прибыть изволил, где пробыв несколько времени, имела шествие с дамами, фрейлинами и кавалерами в Эрмитаж и там за приуготовленным столом кушала обеденное кушанье».

24 августа 1778 года Екатерина II в парадных покоях Царскосельского дворца смотрела привезенные из Эрмитажа картины. Это были картины немецкого пейзажиста XVIII века Якоба Филиппа Хаккера «Вид на Катанью и Этну», «Вид на Липари и Стромболи» и «Вид на виллу Альбани в Риме от виллы Патричи». Есть предположение, что среди привезенных картин находилась картина, французского художника Антуана Ватто «Дама в польском платье». Эта картина приобретена в 1769 году в составе собрания графа Брюля.

 

 

Интересная подробность, в этом собрании находилась еще одна картина А. Ватто «Сатира на врачей» (на снимке), которая будет передана в Екатерининский дворец из Эрмитажа во второй половине XIX века.

 

 

Теодор ван Тюльден, живописец, рисовальщик и гравер фламандской школы. Его стиль близок манере великого Рубенса, с которым художник часто работал. В 1634 году он возвращается в родной город и работает по заказам богатых горожан.Наттье был одним из самых модных художников эпохи Людовика XV. Он умел передавать очарование молодых женщин и, насколько это позволял заказ, все достоинства моделей. Иметь в коллекции полотна художника было престижно. Одна из его многочисленных аллегорических композиций была приобретена для коллекции императрицы Елизаветы Петровны: «Аллегория, представляющая Невежество, обладающее Богатством и отгоняющее от себя Искусство и Торговлю». Картина подписана художником: Th. Van Thulden fecit. A.1637. В XVIII веке в описях ее еще называли «Добродетель и порок».

 

Вторая его картина в зале — Аллегория скульптуры. Мы видим молодую женщину, опирающуюся кистью правой руки на рукоятку тяжелого железного молотка. Рядом находится выполненная из мрамора фигура Венеры Каллипиги, которую только что создала юная скульпторша. За эту работу на ее голову возложили лавровый венок. Цветовая палитра построена на контрасте теплых, золотистых оттенков полуобнаженной фигуры и туники и более холодных — скульптуры и фона. Изображение раскрывает зрителю символический смысл: за произведение искусства, появившееся на свет благодаря усилиям художника, автор вознаграждается лаврами

Особую парадность придают залу резные двери, решённые как порталы. В сочетании с золочёной резьбой, великолепным узором наборного паркета и живописным плафоном копии "Олимпа" художника Г.Дициани они создают уникальный интерьер. 

Пожар 1820 года

В 1820 году, после страшного пожара, погибли многие интерьеры дворца. В том числе был поврежден интерьер и Картинного зала.  Плафон в Картинном зале, написанный ранее художником Ф. П. Градицци на тему «Олимп», был уничтожен пожаром. Для написания его вновь Стасов привлек академика С. А. Бессонова. Художник взялся выполнить работу в течение 1821—1822 гг., производя ее на месте.

Проходная, Знаменная, Китайская гостиная, Белая столовая и Картинный зал, относительно удаленные от очага пожара, частично сохранили превосходные дюсюдепорты и прежнее декоративное убранство Растрелли на кордонах, паддугах и дверях. Поскольку приемы их отделки были одинаковы, то реставрация облегчалась тем, что в других помещениях имелись нетронутые образцы орнаментов Растрелли. В этих помещениях орнаментальное украшение было воссоздано и дополнено резным, как было и раньше, и позолочено.

Новый паркетный пол по прежнему сложному рисунку настлал А. С. Тарасов.

Полотна западноевропейских художников, занимавшие две свободные от окон стены Картинного зала, оказались поврежденными и требовали серьезной реставрации. 130 были переведены на новый холстъ Бриоско, Бенчини,  и Митрохиным. Тогда же исправлены академиком Д.И. Антонелли картины над зеркалами.

Особое место в этом собрании занимают две картины П.-Д. Мартена Младшего «Полтавская баталия» и «Битва при Лесной», написанные по заказу Петра I, который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне. Сам император картин не увидел: они прибыли в Россию уже после его смерти.

Несмотря на очевидную художественную ценность, живописная коллекция использовалась в Картинном зале исключительно с декоративной целью. Размещая произведения на стене, архитектор учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золоченым багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер». Зал часто использовали как столовую и поэтому ее так и назвали — Картинная столовая комната. Стены Картинного зала напоминают древние пиры, когда столы ломились под нагроможденными анд ними явствами и приглашенные насыщались уже одним видом такого изобилия, не успевали и не могли попробовать и десятой части угощений. желаемый эффект был достигнут: гости уходили, пораженные богатством хозяев. Едва ли Елизавета, любившая, впрочем, живопись, но не очень в ней разбирающаяся, желала произвести иное впечатление на своих приглашенных. Весь дворец с его даже "разнузданной" по словам А.Бенуа, роскошью должен был давать представление о сверхчеловеческом богатстве. И картинная коллекция при этом не имела права иметь самостоятельное значение, каковой подобная коллекция стала сейчас.

 

   

1750-Е. Консольные часы с фигурой Зефира. Париж, Ж. и Ф. Каффиери; часовой механизм Ж. Гюдена. 1750-е. Бронза, металл, эмаль; литье, чеканка, золочение. Подробнее

 

Приведем личное мнение автора книги Зиглин В.И. Царское Село в царствование Императрицы Екатерины Великой. — СПб.: Нестор-История, 2010. — 164 с.:

Уважаемые читатели, если бы меня спросили, какая картина является «визитной карточкой» «Картинного зала» Царскосельского дворца?

Я бы ответил: "Картина Даниеля Шульца «Семейный портрет князя Радзивилла»". С 1931 года эта картина находится в Эрмитаже, в экспозиции немецкого искусства. С 1752 года по 1931 год картина находилась в «Картинном зале» Екатерининского дворца. Об этой картине писали: Н. Врангель, А. Бенуа, С. Вильчковский, В. Курбатов и другие. Картина Д. Шульца имеет длинную историю атрибуции. Картина четыре раза поменяла имя автора, существует десять версий определения сюжета, три попытки прочтения даты, на данном полотне. И самое интересное, как она попала в Россию? Так как в первом и втором списках приобретений Грота, для «Картинного зала», данная картина не упомянута.

Есть исторические факты, на которых построена версия поступления картины в «Картинный зал» Екатерининского дворца.
Петр I в 1705 году, находился на территории Польши, проводя смотр войскам, посланных в помощь Польше против шведов. По приглашению Михаила Казимира Радзивилла, Петр 121 декабря 1705 года, посетил замок в Кореличах. Вероятно, Кароль Станислав Радзивилл (1669-1719) передал фамильный портрет Русскому Царю в знак благодарности за своевременное вмешательство, была отведена угроза нападения шведов.

Историческое место картины Д. Шульца под названием «Семейный портрет» (инв.№ ГЭ 8540), не Эрмитаж, а «Картинный зал» Екатерининского дворца.

Из этой же книги:

Куръез (Из книг о Царском Селе)
В литературе о Царском Селе иногда встречаются курьезные опечатки. Авенир Петрович Овсянов, очень уважаемый мной писатель, занимался поиском «Янтарной комнаты». В своей книге, под названием «В лабиринтах шахты «АННА», в приложении № 2, перечислил картины похищенные нацистами из «Картинного зала». Картина № 8. «Неизвестный художник. Моисей, избавляющий израильтянина от побоев инопланетянина. Голландская школа первой половины XVIII в. Моисей, удерживает руку мужчины, замахнувшегося дубинкой на израильтянина в красной одежде». Оказывается, инопланетянин был мужчиной, и в Голландии XVIII века их могли видеть художники. Возможно это опечатка?
Но в книге «Янтарная комната» того же автора, в приложении № 1, повторяется слово в слово. Нет, одно слово все же заменили. В первой книге напечатано, что «инопланетянин замахнулся дубинкой». Во второй книге напечатано «инопланетянин замахнулся дубиной».

Картинный зал, стулья. Стулья. Санкт-Петербург. 1780-е.

Картинный зал Большого Царскосельского дворца был излюбленным местом обедов и вечерних кушаний императрицы в узком кругу близких людей. Какие именно стулья использовались на приемах благородного общества, известно. Вполне могли служить для этой цели резные золоченые стулья, ныне находящиеся в Картинном зале, мжноно допустить, что они появились в парадном дворцом зале при Екатерине II. Во всяком случае, эти стулья являются характерным образцом мебели французского типа, широко ровавшей в петербургских дворцах екатерининского времени.

Резные золоченые стулья (известны варианты с окраской и позолотой) следует датировать концом 1770-х годов и причислять к первым образцам классицистической мебели, в которой доминировали строгие, прямолинейные формы и симметричный декор. Этот тип мебели для сидения заимствованный из Франции, свидетельствует о французской (существовавшей параллельно с английской) либо в русском мебельном деле. Из арсенала французских столяров происходят не только форма и силуэт, но и полосы резного орнамента, прорезанные прямыми или витиеватыми каннелюрами ножки, а также характерные кубы в местах сочленений, декорированные резными розетками.

Французская мебель изготавливалась из бука и золотилась без левкасной основы; виртуозная резьба на креслах и стульях отличалась четкостью и выразительной жесткостью рельефа. Отечественные изделия этого типа изготавливались, как правило, из березы и заметно отличались от французских образцов по качеству резьбы. Позолота двух типов — матовая и глянцевая — наносилась на слой левкаса, который сглаживал рельеф, придавал ему большую мягкость и округлость.

Отличить русскую мебель этого типа по времени изготовления зачастую очень сложно, так как мастера второй половины XIX века, копируя предметы, стремились точно повторить прототип. Стулья из Картинного зала, бытовавшие во дворце, по меньшей мере, с 1860-х годов, когда еще не возникла потребность в повторении подобных предметов, приобретают значение эталонов.

После пожара 1820 года зал был восстановлен архитектором В.П. Стасовым. На акварели Премаци 1870 года зафиксировано состояние зала после проведения этих работ — на потолке видна часть плафона, исполненная Ст. Бессоновым, а на постаменте стоит ваза Берлинской королевской мануфактуры, исполненная в 40-х годах XIX века. Еще раз зал был разрушен в период Великой Отечественной войны. После больших восстановительных работ в 1967 году Картинный зал был вновь открыт для осмотра, во многом благодаря и этой акварели

С общим колоритом стен Картинного зала гармонирует плафон «Олимп» — послевоенная копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца, исполненного художником Г. Дициани. Огромный плафон «Олимп» написан въ 1820 году академиком Степаном Безсоновым по старому образцу, взамен испорченного пожаром в 1820 году плафона Градици. Антонелли картины над зеркалами.

Две старинные печи немецких изразцов, середины XVIII века, стоят у продольных стен зала. Восемь ваз из лабрадора, яшмы и агата и великолепные канделябры украшали раньше подзеркальники; на отдельном столике стояла фарфоровая ваза Императорскаго завода, с вензелем «Е. II.», под которым золотом исполнен ландшафт с восходящим солнцем, освещающим земледельческие орудия труда и надписью: «полезное», ниже на вазе надпись: «Зделан в Сакт-Петербурге 1779 года». 

Золоченой резьбы в зале немного, но среди всех помещений Парадной анфилады выделяются изяществом его резные двери, решенные как порталы. Дверные проемы обрамляют золоченые кариатиды, а в центре десюдепортов изображена древнеримская богиня мудрости, покровительница ремесел и наук Минерва, опирающаяся на зеркало, которое подносит ей Амур.

В Картинном зале происходили очень важные, вероятно, конференции, касающиеся усложнившихся государственных дел: В июле 1757 года в Картинном зале происходили заседания „конференции при высочайшем дворе", на которой обсуждались вопросы, связанные с Семилетней войной (1756—63 годы). В этой войне Россия выступила в союзе с Австрией и Францией против агрессивных действий прусского короля Фридриха II.

б июня 1757 года в Картинном зале был устроен парадный обед в честь того, что „… в село Царское прибыл от армии майор Романиус, который привез завоеванного прусского города Мемеля ключи и знамена". На щите против окон размещен дополнительный материал, касающийся Семилетней войны, в результате которой русские войска, наголову разбили Фридриха II и в 1760 году взяли Берлин».

20 сентября 1760 года в зале состоялось обеденное кушанье по случаю дня рождения великого князя Павла Петровича: «По окончании литургии [ ] Его Императорское Высочество, со всеми знатными персонаюс, изволил следовать в верхние апартаменты, в картинную комнату, где изготовлен был стол, состоящий в шести штуках».

Здесь же обедал в единственный свой приезд в Царское Село Петр III  31 января 1762 года вместе с принцем Георгием Голштинским и несколькими приближенными.

Во время царствования Екатерины II Картинная комната Большого Царскосельского дворца служила и столовой, и местом, где часто устраивались “комнатные балы”. 10 декабря 1765 года, в то время когда императрица “изволила забавляться в карты”, придворными музыкантами “играно на скрипицах, а дамы и кавалеры танцевали контротанец и некоторые придворные кавалеры для увеселения были одеты в дамское платье”.

 

После 1917

 

Упаковка картин в залах Большого Екатерининского дворца после отъезда императора Николая II и его семьи. Фотография ателье Буллы. Октябрь 1917 г..

В годы Великой Отечественной войны Картинный зал сгорел, однако большинство картин удалось эвакуировать:

Лемус В. В,: После отправки лервой партии экспонатов, для которых были заранее заготовлены упаковочные материалы, положение осложнилось. Теперь приходилось, помимо ценностного значения музейных предметов, считаться с наличием упаковочной тары. Если не было ящиков необходимых размеров, следовало заменять подготовленные к вывозу экспонаты другими. В связи с этим живописные полотна Картинного зала были эвакуированы в шесть приемов, хотя они составляли единую исторически сложившуюся коллекцию. В партию 1-й очереди вошли 16 картин (Остаде, Наттье, Ян Бот и другие); в следующие три очереди всего 14 холстов, преимущественно небольшого формата, большинство картин вывезли в 5-ю очередь в г. Сарапул — 76 вещей, в том числе произведения известных мастеров кисти (Д. Тенирса, Э. де Витте, Ф. Воувермана). И, наконец, в последнюю очередь — в Исаакиевский собор 5 больших картин, занимавших центральные места в декоративной композиции. Таким образом, из 130 произведений эвакуировали 111; 19 больших холстов вывезти не успели, эти картины были похищены оккупантами (в 1946 г. четыре из них найдены в Берлине).

Из 130 полотен сохранилось 114. Для замены 16 погибших композиций в фондах Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств и других музеев Санкт-Петербурга были подобраны полотна, близкие по стилю и сюжету.

Воссозданный Картинный зал, исключительно сложный интерьер, от которого после освобождения города остались только кирпичные стены, был открыт для посетителей музея в 1967 году.

Бригада художников под руководством Я.А. Казакова сделала копию с плафона Иорданской лестницы Государственного Эрмитажа «Пир богов на Олимпе» и поместила ее в Картинном зале. Падуга расписана цветочными гирляндами и орнаментами лепных фигур. Высокие зеркальные рамы увенчаны декоративным панно.

Огромную работу выполнили резчики по дереву и позолотчики, воссоздававшие резной декор зала. Ими был не только изучен орнамент десюдепортов, панелей и зеркальных рам, но и возрождена технология середины XVIII века.Симметрично расположенные двери, решенные как величественные порталы, обрамляют резные золоченые кариатиды, в наддверниках — изображение Минервы — богини мудрости в древнеримской мифологии, покровительницы наук и ремесел.

Современная реставрация

Нынешняя реставрация Картинного зала, начавшаяся в 2004 году, проводилась специалистами ООО "Ресстрой" за счёт бюджетного финансирования, предназначенного на эти цели в размере 40,7 млн. рублей. Среди выполненных видов работ — восстановление и укрепление позолоты, реставрация станковой и плафонной живописи, реставрация наборного паркета.

Собрание живописи в Картинном зале Большого Царскосельского дворца — одна из наиболее ранних сохранившихся в своей основе коллекций, любые сведения о которой представляют несомненный интерес. Но жестко фиксированная шпалерная развеска картин и, как следствие, практическая недоступность значительной части полотен для исследователей препятствовали их изучению. Лишь в послевоенные десятилетия, когда проводилась реставрация картин этого собрания, на некоторых были обнаружены даты и подписи художников, что нашло отражение в публикации коллекции Картинного зала (альбом со вступительной статьей В. Лемус и Л. Лапиной) в 1990 г.

Сотрудниками ГМЗ "Царское Село" была найдена «Комнатная опись по Картинному залу на половине императрицы Марии Федоровны в Большом Дворце», относящаяся к 1881-1894 гг., которая представляет безусловный интерес, тем более, что, как можно понять из текста вступительной статьи к альбому, она не была известна ее авторам. Однако эта опись содержит ряд сведений, отсутствующих в упомянутой публикации. Вероятно, в эти годы картины были сняты со стен, и внимательный глаз хранителя обнаружил на многих из них подписи авторов и даты, зафиксированные в упомянутой описи, которые, по-видимому, были утрачены в последующие десятилетия.

В ряде случаев в ней приводятся сведения, идентичные тем, которые помещены в упомянутом альбоме под репродуцированными картинами, в частности авторские подписи и датировки. Перечислим их, придерживаясь нумерации картин, принятой в публикации:

  • 1 и 2-«R. Brakenburg» (картины Рихарда Бракенбурга «Сельский праздник» и «Фокусник, показывающий фокусы собравшимся поселянам», согласно описи, написаны в 1699 г.),
  • 3 — «Berstraten»,
  • 6 — Картина Эмануэля де Витте «Внутренность католической церкви» написана в 1572 г. Эта дата, с одной стороны, исключает авторство Э. де Витте (1616-1692), но с другой — возможно неточное ее прочтение (вместо 1672-1572),
  • 8 — «Вегспет fecit»,
  • 11 — В качестве автора «Ярмарки в деревне» указан Рюинбет,
  • 17- «Johannes Glauber. 1696»,
  • 20 — «A. Cuylenborch 1641»,
  • 22 и 23 — «v Dermeer 1690»,
  • 25 — «Molenar»,
  • 26 — В качестве автора «Зимнего пейзажа» (№ 26) указан Apr фан дер Hep
  • 29 — «P v Noort»,
  • 34 — «C de Vogelar f»,
  • 35 — Автором «Пейзажа со скалами» (№ 35), в котором, согласно описи, «на первом плане виден проезжающий на осле крестьянин; вдали налево сидящий на скале пустынник», назван П. фан дер Элст.
  • 41 — Картина Доминика фан Толя «Диана и Калл исто» (№ 41), названная в альбоме «Артемида и Каллисто», написана в 1652 г.
  • 47 — «Broers fecit 1712»,
  • 48 — Картина Каспара Брурса «Ярмарка» (№ 48), на которой изображены, согласно описи, «посреди картины фокусники, забавляющие собравшуюся толпу», написана в 1712 г.
  • 52 — «P. Hardime»,
  • 58, 59 и 60 — «P Rysbrack»,
  • 63 — «J В Peters»,
  • 65- «Th van Thulden fecit A 1637»,
  • 66- «David Teniers f»,
  • 71-«I. v. Janssens f»,
  • 77, 78 — «Портрет старика» (№ 77) Бартоломмео Надзари написан в 1739 г., его же «Портрет молодой женщины» (№ 78) — в 1738 г.
  • 97 — Картина Пьера Дени Мартэна Младшего «Битва при деревне Лесной» (№ 97), названная в описи «Полтавской битвой», поскольку на ней в центре изображен Петр I в том же мундире и на том же коне, что и на парной картине «Полтавская баталия», написана в 1725 г.
  • 98 — «Martin le Jeune peintre ordinaire et Pensionnare du Roy 1726»,
  • 107 — «H. Wachtell f»,
  • 114, 115 — «О. Elliger». Картины Оттмара Эллигера «Эней и Дидона» (№ 114) и «Дидона, сжигающая себя после отъезда Энея» (№ 115) написаны в 1719 г.

 

Поскольку многие из этих фамилий принадлежат художникам второго и третьего ряда, работы которых в то время вряд ли могли быть атрибуированы по характерным для них признакам, имена авторов, очевидно, были прочитаны в подписях на картинах. «Комнатная опись по Картинному залу», в сопоставлении с упомянутой публикацией, дает нам новые сведения. Точное указание размеров, совпадающих с современными, а также правильное название сюжетов или подробное описание пейзажей и жанровых картин позволяют без труда идентифицировать их с произведениями, находившимися в Картинном зале в конце XIX в.

 

В ряде случаев указываются точные датировки, отсутствующие в опубликованных аннотациях к картинам. В трех случаях указаны авторы картин, которые до настоящего времени остаются работами неизвестных художников;

  • В качестве автора «Зимнего пейзажа» (№ 26) указан Apr фан дер Hep.
  • Автором «Пейзажа со скалами» (№ 35), в котором, согласно описи, «на первом плане виден проезжающий на осле крестьянин; вдали налево сидящий на скале пустынник», назван П. фан дер Элст.
  • В качестве автора «Ярмарки в деревне», воспроизведенной во вступительной статье на с. 11, указан Рюинбет.

 

Таким образом, рассмотренная опись не только позволяет уточнить каталожные сведения для ряда картин, но и дает материал для дальнейшего исследования ценнейшего собрания Картинного зала Большого Царскосельского дворца.

 

Название картин по списку Вильчковского, 1911 год:

  1. Пирогъ, плоды и три бокала съ виномъ. Пис. на дерево. Раб. Яна Давидса де Гэма.
  2. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  3. Приморсюй видъ. Пис. на холстЪ. Раб. Клода де Рюэ.
  4. Семейная сцена. Пис. на холстЪ. Раб. Яна Гореманса.
  5. Соколиная охота. Пис. на холстЪ. Котя съ Вувермана.
  6. Внутренность католической церкви. Пис. на холстЪ въ 1572 г. Раб. П. де Витте.
  7. Портретъ неизвЪстнаго старика въ черной мантш. Пис. на холстЪ 1739 г. Раб. Бартоломео Назари.
  8. Хрустальный бокалъ съ букетомъ цвЪтовъ. Пис. на де-ревЪ. Раб. П. Гардилье.
  9. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  10. Портретъ неизвЪстнаго мужчины въ голубой шубЪ. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  11. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. Якоба Восмара.
  12. Юдифь и Олофернъ. Пис. на холстЪ. Раб. Андреа Челестини.
  13. Жертвоприношение Авраама. Пис. на холстЪ. Раб. Козимо Дадди.
  14. Лотъ послЪ бЪгства изъ Гоморры. Пис. на холстЪ. Раб. Маттео Пачелли.
  15. Убиение Кандола, царя Лидийскаго. Пис. на холстЪ. Раб. Николо Росси.
  16. Аллегория, представляющая невЪжество, обладающее богатствомъ и отгоняющее отъ себя искусство и торговлю. Пис. на холстЪ въ 1637 г. Раб. Теодора ванъ Тульдена.
  17. Ваза съ букетомъ цвЪтовъ. Пис. на холстЪ. Раб. Карла Фогелара.
  18. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. П. ванъ деръ Эльста.
  19. Пейзажъ. На первомъ планЪ Рисбрекъ представилъ себя рисующимъ съ натуры посреди своего семейства. Пис. на холстЪ. Раб. Петра Рисбрека.
  20. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. Г. Вехлета.
  21. Пастухъ. Пис. на холстЪ. Раб. Роза да Тиволи.
  22. Сельский праздникъ. Пис. на деревЪ. Копия съ Остадэ.
  23. Пейзажъ, на первомъ планЪ Аполлонъ, бЪгущий за Дафною. Пис. на холстЪ. Раб. Яна Глаубера.
  24. Схватка латниковъ съ копейщиками. Пис. на холстЪ. Раб. Бургиньона.
  25. Пейзажъ. ВстрЪча Аполлона съ Дафною. Пис. на холстЪ въ 1696 г. раб. Яна Глаубера.
  26. Харчевня. Пис. на деревЪ. Раб. А. ванъ Остадэ.
  27. Пастухъ. Пис. на холстЪ. Раб. Роза да Тиволи.
  28. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. Г. Вехлета.
  29. Портретъ неизвЪстнаго мужчины въ тёмнокрасной мании. Пис. на холстЪ. Раб. Луки Джордано.
  30. Точильщикъ. Пис. на деревЪ. Раб. Давида Тенирса.
  31. Полтавская битва. Пис. на холстЪ въ 1726 г. Раб. Мартэна младшаго.
  32. Приморский видъ. Пис. на холстЪ. Раб. К. Зегерса.
  33. Моисей, избавляющей израильтянина отъ побоевъ инопле¬менника. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  34. Лотъ съ двумя дочерьми въ пещерЪ; вдали видны Содомъ и Гоморра, объятые пламенемъ. Пис. на холстЪ. Раб. Франческо Коррадо.
  35. Тюремщикь, подносящей ИродхадЪ главу 1оанна Крести¬теля. Пис. на холстЪ. Раб. Николо Росси.
  36. Сыновья Ноя, нашедппе отца спящимъ въ виноградникЪ. Пис. на холстЪ. Итальянской школы.
  37. Семейная сцена. Пис. на холстЪ. Раб. Моленара.
  38. Ваза съ букетомъ цвЪтовъ. Пис. на холстЪ. Раб. Карла Фогелара.
  39. Приморсий видъ. Пис. на холстЪ. Итальянской школы.
  40. Юпитеръ, въ видЪ золотого дождя, проникающШ къ Да-наЪ. Пис. на холстЪ. Раб. Бланшара.
  41. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. Гюйсманса.
  42. Портретъ неизвЪстнаго молодого человека въ кирасЪ и черной шапке съ краснымъ перомъ. Пис. на деревЪ. Школы Рембрандта.
  43. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Школы Пуссена.
  44. Пастухъ съ пастушкок» к мальчикъ у фонтана. Пис. на холстЪ. Раб. Линкельбаха.
  45. Сельский фламандский праздникъ. Пис. на холстЪ въ 1699 г. Раб. Ренбурга.
  46. Дидона, предающая себя сожжению послЪ отъЪзда Тяея. Эскизъ. Пис. на холстЪ въ 1719 г. Раб. К. Эллигера.
  47. Лагерь осадныхъ войскъ. Пис. на холстЪ. Раб. Бургиньона.
  48. Эней, представляющийся ДидонЪ. Эскизъ. Пис. на холстЪ въ 1719 г. Раб. К. Эллигера.
  49. Фокусникъ. Пис. на холстЪ въ 1799 г. Раб. Ренбурга.
  50. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. К. А. Рутгарта.
  51. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. Гюйсманса.
  52. Полтавская битва. Пис. на холстЪ въ 1725 г. Раб. Мартэна младшаго.
  53. Букеты цвЪтовъ въ двухъ вазахъ. Пис. на холстЪ. Раб. Якоба Восмара.
  54. Портретъ неизвЪстнаго мужчины въ польскомъ национальномъ костюмЪ. Пис. на холстЪ. Раб. неизвЪстнаго.
  55. Пейзажъ. Писан, на холстЪ. Фламандской школы.
  56. Разные плоды и цвЪты. Пис. на холстЪ. Раб. ванъ-деръ-Мэра.
  57. Портретъ неизвЪстной женщины въ малиновомъ платьЪ. Пис. на холстЪ въ 1738 г. Раб. Бартоломео Назари.
  58. Мальчикъ, покупаюнрй блины. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  59. Лошадиный рынокъ. Пис. на холстЪ. Школы Вувермана.
  60. Фламандское семейство. Пис. на холстЪ. Раб. Яна Горе-манса.
  61. Приморский видъ. Пис. на деревЪ. Раб. ванъ-Берестратена.
  62. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Итальянской школы.
  63. Три бокала съ виномъ, устрицы, лимонъ и проч. Пис. на деревЪ. Раб. ванъ-Дюларта.
  64. Старикъ со старухой. Пис. на холстЪ. Раб. Филиппа Вувермана.
  65. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. Т. ванъ-Бергема.
  66. Караульня. Пис. на холстЪ. Копия съ Тенирса.
  67. Бокалъ съ виномъ, раки, рыба, хлЪбъ и зелень, лежащде. на столЪ. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  68. Пейзажъ. Латона съ Аноллономъ и Д1аною, просяцре го-степршмства у яштелей острова Делоса. Пис. на деревЪ. Раб. Поля Бриля.
  69. Кузница. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  70. УлыбающШся мальчикъ. Пис. на холстЪ. Копия съ Караваджо.
  71. Разные плоды, лежащде на столЪ. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  72. Рынокъ. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  73. Портретъ неизвЪстнаго старика въ черной бархатной шапкЪ и черной мантш. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  74. НевЪста. Пис. на холстЪ. Раб. Шпильберга.
  75. Блудный сынъ. Пис. на холстЪ. Раб. Бальтазара Перуцци.
  76. Каинъ, убивающШ Авеля. Пис. на холстЪ. Раб. Лактанцю Мейнарди.
  77. Спящий Бахусъ. Пис. на холстЪ. Раб. Карла Лота.
  78. Плоды. Пис. на холстЪ. Раб. Микель Аяджело ди-Кампидолю.
  79. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. П. Рисбрека.
  80. Портретъ неизвЪстнаго ученаго въ черной мантии. Пис. на холстЪ. Раб. К. де-Моора.
  81. Смерть Сафонисбы. Пис. на холстЪ. Школы Гверчино.
  82. Домашняя сцена. Пис. на холстЪ. Раб. П. Ноорта.
  83. Молодой человЪкъ, играющий въ карты съ дЪвушкою. Пис. на холстЪ. Раб. И. Бшнки.
  84. Сусанна въ ваннЪ. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  85. Штурмъ крЪпости. Пис. на холстЪ. Раб. Паламедеса (ванъ-деръ-Пуля?).
  86. Аллегорическое изображеше музыки. Пис. на холстЪ. Раб. Натье.
  87. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. Яна Бота.
  88. Ярмарка. Пис. на холстЪ въ 1712 г. Раб. Яна Брурса.
  89. Пейзажъ. Пис. на деревЪ. Раб. ванъ-деръ-Нэра.
  90. Пейзажъ. Пис. на мЪди. Раб. Чез. д’Арпино (Витен-брука ?).
  91. Пейзажъ. Пис. на мЪди. Раб. Ферга.
  92. Пейзажъ. Пис. на мЪди. Раб. Ферга.
  93. Караульня. Пис. на мЪди. Раб. Д. Тепирса.
  94. Пейзажъ. Пис. на деревЪ. Раб. А. Кейленбурга.
  95. Свадьба. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  96. Собака, караулящая битую дичь. Пис. на холстЪ. Раб. Яна Фейта.
  97. Приморский видъ. Пис. на холстЪ. Раб. Зегерса.
  98. Юпитеръ. Пис. на холстЪ. Раб. Карла Лота.
  99. Разные плоды. Пис. на холстЪ. Раб. Микель Анджело ди-Кампидолю.
  100. Орфей, допЪвающий послЪдний куплетъ для освобождешя Евридики изъ царства Плутона. Пис. на холстЪ. Работа Лактанцю Мейнарди.
  101. Перспектива. Пис. на холстЪ. Раб. П. де-Витте.
  102. Доминиканецъ съ двумя монахинями, раздаюнрй бЪднымъ хлЪбъ. Пис. на деревЪ. Итальянской школы.
  103. Старикъ. Пис. на холстЪ. Раб. И. Бианки.
  104. Лукреция. Пис. на холстЪ. Школы Нетчера.
  105. ПотЪшная дворня польскаго магната. Пис. на холстЪ. Раб. Д. Шульца.
  106. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. П. Рисбрека.
  107. Портретъ неизвЪстнаго старика. Пис. на холстЪ. Раб. К. де-Моора.
  108. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. Яна Бота.
  109. Аллегорическое изображение скульптуры. Пис. на холстЪ. Раб. Натье.
  110. Штурмъ крЪпости. Пис. на холстЪ. Раб. Паламедеса (ванъ-деръ-Пуля?).
  111. Убитый заяцъ. Пис. на холстЪ. Раб. Яна Фейта.
  112. Рынокъ. Пис. на холстЪ. Раб. Ферга.
  113. Вечеръ. Пис. на мЪди. Раб. К. Ж. Шютца.
  114. Утро. Пис. на мЪди. Раб. К. Ж. Шютца.
  115. ОтъЪздъ на охоту. Пис. на холстЪ. Раб. Ж. Б. Спетера.
  116. Ярмарка. Пис. на холстЪ въ 1712 г. Раб. Яна Брурса.
  117. Пейзажъ. Пис. на холстЪ. Раб. ванъ-Бергема.
  118. Домашняя сцена. Пис. на холстЪ. Раб. Янсена де-Данзера.
  119. Три женщины, разговаривающая съ двумя мужчинами, за ними пажъ съ собакою. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  120. Римский всадникъ. Пис. на холстЪ. Раб. Шпильберга.
  121. Портретъ неизвЪстнаго старика въ темной шубЪ и ша-почкЪ. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  122. Диана и Калиста. Пис. на деревЪ въ 1652 г. Раб. Доминика-ванъ-Толя.
  123. Разные плоды. Пис. на холстЪ. Фламандской школы.
  124. Портретъ неизвЪстнаго мужчины въ венецианскомъ костюмЪ. Пис. на холстЪ. Раб. Тьеполо.
  125. Сцена изъ семейной жизни Фламандцевъ. Пис. на холстЪ. Раб. Яна Гореманса.
  126. Шайка разбойниковъ. Пис. на деревЪ. Раб. Поля Бриля.
  127. Разные плоды. Пис. на холстЪ. Раб. ванъ-деръ-Нэра.
  128. Толпа поселянъ, смотрящихъ на фокусниковъ. Пис. на холстЪ. Раб. Рюинбета.
  129. Ночь. Пис. на холстЪ. Раб. Ванъ-деръ-Нэра.
  130. Приморский видъ. Пис. на холстЪ. Раб. Ванъ-деръ-Вельде.

 

все фотографии Картинного зала

 

Источники:

  • Фомин Н. Детское Село. Л., 1936.
  • Екатерининский дворец-музей и парк в городе Пушкине. Л., 1940.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • С. Вильчковский "Царское Село, 1911
  • А. Бенуа "Царское Село во времена Елизаветы Петровны", 1910
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Зиглин В.И. Царское Село в царствование Императрицы Екатерины Великой. — СПб.: Нестор-История, 2010. — 164 с.
  • Малиновский К.В. Новые сведения о собрании Картинного зала Большого Царскосельского дворца. Из сб.: Судьбы музейных коллекций. Материалы VI Царскосельской научной конференции.- СПб.: ГМЗ Царское Село, 2000.-380 с.
  • Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.

 

За Картинным залом располагались личные покои императрицы, среди которых находилось помещение, называемое «Эрмитаж», с небольшим подъемным столом на шесть персон и опочивальня с пышным резным альковом. Личные покои выходили в Висячий сад с фруктовыми деревьями.

Следующая за Картинным залом комната—«Янтарная». Ею начинается «Половина Императрицы Марии Федоровны».

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 22467 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!