Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Парадный кабинет Александра I

 

Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет (фотоальбом) Императора Александра I

Кабинет создан по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначался для важных официальных аудиенций. (На плане 21).

 

 

Интерьеры в стиле ампир были решены Стасовым по-разному, в зависимости от назначения и размеров помещений: парадно и торжественно или строго и сдержанно. Главным способом декорирования интерьеров стали использование искусственного мрамора для отделки стен и монументальная роспись потолков и сводов.

 

Наиболее полное раскрытие стиля ампир являет собой Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I. Своеобразный Кабинет при всей своей простоте необычайно эффектен. Он принадлежит к лучшим образцам русского интерьера в стиле ампир. Эффектное архитектурное решение кабинета дополняется продуманным и стилистически выдержанным убранством: цветом искусственного мрамора на стенах, росписями с военными символами и трофеями и мебелью, выполненной по проекту зодчего.

Эффектное архитектурное решение кабинета подчеркивается строгой простотой отделки. Вход в зал оформлен в виде экседры — лоджии, отделенной от основного объема комнаты двумя ионическими колоннами.  Экседра перекрыта конхой.Эта же композиция, но в виде плоской лоджии с трехчетвертными колоннами и полукруглым тимпаном повторена на противоположной стене. Оба мотива чрезвычайно характерны для Стасова, который их использовал много раз. В интерьере эти монументальные приемы, смягчаемые живописью и без излишне тяжелых деталей ордера (архитрава, полного карниза), дали исключительный эффект. Кабинет Александра I является ярким примером огромного новаторского мастерства Стасова.

Стены кабинета облицованы светло-розовым искусственным мрамором, с которым и связано  второе название кабинета — Мраморный.

В первоначальной отделке Парадного кабинета участвовали живописец Ф. Торичелли (роспись фриза с античными трофеями и фигурами путти; сюжетные композиции из «Истории Амура и Психеи»), скульптор Ф. Трискорни (камин), а также мастера Я. Щенников (мраморная отделка стен), А. Тарасов (паркет и двери красного дерева) и Ф. Гроссета (мебельный гарнитур красного дерева по эскизам В. П. Стасова).

 

Люстра на 30 свечей. Санкт – Петербург. 1817 г. Бронза. Позолота. Поступила в Екатерининский Дворец в 1817 году.

 

Характер рисунков стасовских паркетов резко отличается от рисунка полов и Растрелли, и Камерона. Здесь они соответствуют строгости остальной отделки комнат и представляют собой геометрический, преимущественно прямолинейный симметричный орнамент. Так, в Приемной пол охвачен простой рамкой и составлен из вписанных друг в друга восьмиугольников, в Кабинете — из прямоугольников, образующих крестообразные фигуры, между которыми вставлены «концентрические» квадраты. Стасов для паркетов широко использовал красное дерево с обрамлениями грушей, кленом, розовым и черным деревом.

 

 

В 1821–1822 годах В. П. Стасов руководил восстановлением кабинета после пожара. Мраморную отделку реставрировал тогда мастер П. Блохин, росписи воссоздавал художник Ф. Брандуков, а новая мебель из персидского ореха была изготовлена в мастерской А. И. Тура. Предметы письменного стола императора выполнены на Петергофской гранильной фабрике из малахита и золоченой бронзы.

Основная идея оформления кабинета — торжество победы и величие победителя. В иносказательной форме она звучит в росписи фриза в виде военных трофеев, в элементах бронзового декора камина, мебели, в предметах на рабочем столе, в композиции каминного гарнитура с фигурой римского полководца и императора Юлия Цезаря. Даже в декоре люстры присутствует этот ведущий мотив — фигура Славы. 

 

Каминный гарнитур Юлий Цезарь, 1807-1817. часы и парные канделябры. Франция. Париж. Мастер Люсьен-Франсуа Фёшер. Часовой мастер Мюнье младший. Бронза, малахит, мрамор, эмаль; литье, чеканка, золочение, патинирование, мозаика, шлифование, полирование. Подробнее

 

Различные изделия из бронзы находились в основном в двух кабинетах императора — Парадном (Мраморном) и Рабочем. Письменный стол императора Александра I в Парадном (Мраморном) кабинете Большого Царскосельского дворца украшает комплекс предметов, выполненных из уральского малахита и золоченой бронзы.

 

 

В основном, они пополнили рабочий стол императора в начале 1820-х годов, после ремонта в связи с пожаром северной части дворца (1820). Среди них немало подарков матери императора. Настольная лампада с изображением сцены «Тайной вечери» на экране, курильница-подсвечник в виде треножника, пресс для бумаг с фигурой бога войны Марса были подарены Александру Марией Федоровной в 1821-1824 годах.

Выбор малахитовых вещей для обстановки парадного кабинета императора — дань моде того времени. Произведения из знаменитого уральского камня приобрели необычайную популярность в первой четверти XIX века. Глубокая благородная зелень самоцвета с его неповторимыми узорами, в оправе из золоченой бронзы прекрасно гармонировала с розовым цветом стен искусственного мрамора кабинета. Принадлежности для письменного стола из малахита составляли гарнитур с каминными часами французской работы с фигурой Юлия Цезаря, корпус которых также выполнен из этого камня. 

 

 

Предметы письменного стола императора Александра I. Первая четверть XIX века. Россия. Санкт-Петербург. Подробнее

 

 

Прямым обращением к теме победы в Отечественной войне 1812 года является роспись ваза с росписью, изображающей въезд Александра I в Париж в 1814 году, роспись выполнена в 1818 году Ж.Ф.Ж. Свебахом на Императорском фарфоровом заводе;

Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I, главная тема убранства которого — победа и победитель — аллегорически повествует о заслугах императора в Отечественной войне 1812 г. При этом воинственный, героический дух художественного оформления Кабинета смягчен изображениями на сюжеты древнегреческого мифа об Амуре и Психее и поэмы о странствиях и возвращении Одиссея.

Несколько смягчают строгость линий и сдержанность колорита бронзовые золоченые накладки в декоре дверей, оконных переплетов, камина, зеркал и мебели.

В 1810-1820-х годах В.Стасов много работал над отделкой интерьеров императорских дворцов, в том числе над созданием мебельных предметов. С его именем принято связывать появление в это время особого типа мебели для сидения — стульев и кресел с так называемой боковой рамой, имеющей как конструктивное, так и композиционное значение. Боковую раму можно считать отличительной особенностью русской мебели 1820-1830-х годов.

 

 

Конструкцию боковой рамы архитектор впервые использовал в мебели для Царского Села, придав креслам, стульям и диванам новый характерный силуэт. Выразительность этой мебели достигалась за счет красивого очертания боковин, усиливалась рисунком текстуры древесины и часто не требовала дополнительного декора. Иногда мебельщики дополняли изделия небольшими резными деталями на спинке, создавая композиционные акценты или логически завершая линию силуэта.

Первая мебель такой конструкции появилась в 1817 году, когда Стасов работал над интерьерами личной половины Александра I в Большом Царскосельском дворце. В это время по проектам архитектора в петербургской мастерской Ф. Гpocce были изготовлены предметы гостиных гарнитуров из тополя и карельской березы для Приемной императора и из красного дерева — для Парадного кабинета.

Выразительные силуэты, предложенные зодчим, понравились современникам. Не случайно гарнитур из Парадного кабинета впоследствии был повторен практически без изменений для петербургского дома графов Бобринских; эта реплика отличалась лишь материалом (травленый тополь) и рисунком бронзовых накладок. Использование Стасовым золоченой бронзы в декоре мебели для сидения стало отличительной особенностью предметов, созданных им для императорских интерьеров.

В 1820 году пожар, вспыхнувший в Большом Царскосельском дворце, повредил убранство Парадного кабинета, восстановлением которого руководил сам его создатель.

Роспись, исполненную ранее Торичелли, после пожара воссоздал Брандуков. В счете последний писал: «по старому снятому рисунку, потолок расписан из масла разными сюжетами бронзового колера. Арка над колоннами промежду коситонов написаны арматуры и венки, вверху оных зонтик, фриз кругом всей комнаты — военные трофеи с купидонами бронзового колера по белому мрамору».

Камин из белого мрамора с бронзовыми позолоченными украшениями сделал скульптор Трискорни.

Новую мебель из персидского ореха по тем же эскизам Стасова выполнил петербургский мастер А. Тур, много и плодотворно сотрудничавший с придворным архитектором в 1820-1830-х годах.

 

 

 

Из письма А. Кучумова А. Зеленовой от 27 апреля 1944 года: В Мраморный кабинет можно пробраться по обгоревшей балке перекрытия. Здесь тоже мрамор сильно пострадал, колонн, которые были в нише входа, нет, они сгорели (основа была деревянная), остальная часть уцелела, сильно закопчена… Целы рамы обоих зеркал, сами зеркала лопнули, куски их лежат па полу...

Значительные разрушения, нанесенные кабинету во время Великой Отечественной войны (сильно пострадали мрамор и росписи, паркет и почти вся мебель погибли), потребовали новых реставрационных работ. Наконец, в 1974 году Парадный Кабинет предстал перед посетителями в прежнем виде.

 

   

 

Источники:

  1. Фомин Н. Детское Село. Л., 1936.
  2. Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  3. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  4. Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  5. Царское Село – любимец двух столетий. Каталог выставки./ Под ред. И.К. Ботт. СПб., 2004, 150с.
  6. Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. Альбом. Автор — составитель И.К. Ботт.-СПб.: Аврора, 2009.-256 с., ил.
  7. Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009
  8. Письма А. Кучумова 

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 11893 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!