Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Портретный зал

Фотоальбом Портретный зал.  (На плане 36)

 

 

В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Ф.-Б. Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ.

 

 

Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.

Ныне на стенах, затянутых белым узорчатым штофом в обрамлении золоченой резьбы, помещены большие парадные портреты Екатерины I работы И. Адольского (последняя четверть XVIII века — после 1729) и Елизаветы Петровны кисти Г. Бухгольца (1735–1780), вмонтировавшего в свое полотно портрет, выполненный Л. Караваком, а также исполненные неизвестными живописцами XVIII века портреты великой княгини Наталии Алексеевны (сестры Петра I) и Екатерины II.

Из путеводителя 1940 года: В огромных рамах стиля рокайль, украшенных в верхней части коронами и вензелями, висят портреты: Екатерины I — работы русского художника Ивана Адольского (Большого), написанный в 1711 году, и Елизаветы Петровны, написанный в 60-х годах XVIII века художником Бухгольцем. Сопоставление этих двух портретов показывает эволюцию в сторону усиления парадности портрета и увеличения роскоши костюма и.дворцового убранства в средине XVIII века. Елизавета на портрете одета в пышное платье из дорогого шелка, затканного золотом; бока платья приподняты, юбка натянута на кринолин.

Такие платья шили из дорогих, тяжелых материй; на платье тратили по 30 — 35 аршин парчи или шелка, отделывали их кружевами, золотом, позументами. Не меньшей роскошью отличались костюмы придворных кавалеров, расшитые золотом и серебром, унизанные бриллиантовыми пуговицами. Царица, как самая знатная дворянка в государстве, должна была превосходить всех роскошью своего наряда. После смерти Елизаветы Петровны осталось свыше 15 тысяч платьев. Блеск, пышность и. ценность нарядов должны были внушать мысль об особом положении „благородных" и сильнее подчеркивать их отличие от „подлого народа".

В зеркальных витринах около окон расположены разнообразные предметы туалета. В одной из них можно видеть веера, табакерки, несессеры и прочие мелкие вещи тонкой художественной работы XVIII и XIX веков. В другой витрине костюм вельможи XVIII века—из бархата, шитый шелками, и образцы мужских париков. Здесь же венчальный наряд Александра I из серебряной парчи.
 

В общих чертах Портретный зал сохранял первоначальную отделку на протяжении двух столетий. Исключение составляла замена одной из двух изразцовых печей на лепную каминную печь, облицованную белым мрамором и декорированную зеркалом в золоченой раме, а также живописной вставкой с изображением букета цветов, лепными вазами и фигурами амуров.

 

1917. Портретный зал. Автохром А.А. Зееста. Коллекция ГМЗ Царское Село

 

Замена была произведена в середине XIX века во время работ по переделке ряда интерьеров Большого Царскосельского дворца под руководством архитектора И. А. Монигетти. В это же время на камине были установлены часы из белого мрамора и золоченой бронзы конца XVIII века работы французского мастера П.-М. Баранкура и канделябры, изготовленные во Франции в 1770-х годах, которые находились в зале и в 1917 году (сегодня — в экспозиции Екатерининского дворца).

Камин просуществовал в зале вплоть до войны. Вот что о нем написано в путеводителе по дворцу 1940 года: "Нарушает первоначальную ценность отделки только камин, построенный Стасовым в 40-х годах. XIX века." При послевоенном восстановлении зала камин восстанавливать не стали, а вернули голландскую печь.

 

Слева от камина — ломберный стол, выполненный русскими мастерами в 1780-х годах (утрачен в годы оккупации). На столике фарфоровая японская ваза и блюдо производства мастерских Арита (Имари) конца XVII — начала XVIII века.

 

На развлечениях и приемах, парадных обедах и вечерних кушаньях рождались и закреплялись новые формы придворной русской жизни, культуры, развлечений и быта, заимствованные у Западной Европы, но преломленные через традиционные национальные обычаи. Парадные комнаты, соединенные дверями с золочеными резными порталами, образовывали «золотую» анфиладу залов, из которых выходила императрица в Большой Тронный зал, где проходили государственные церемонии. Ее появление в проеме дверей, обрамленных золотой резьбой, было очень эффектным и воспринималось как портрет в богатой золоченой раме, находящийся сегодня на стене в Портретном зале. «В глубине <...> за бесчисленными дверями <...>жило мифическое существо — сама благочестивая государыня императрица. Оттуда, точно из какого-то зеркального царства, подвигалась она в высокоторжественных случаях и выходила к толпившимся в залах подданным. Медленно превращалась она из еле видной, но сверкаюгцей драгоценностями точки в явственно очерченную фигуру» (Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1910).

Потолок Портретного зала украшен переданным в Царское Село из Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге живописным плафоном «Меркурий и Слава», выполненным, по мнению итальянских специалистов, представителем венецианской школы Д. Скайярио (1726–1792).

 

1941

Лемус В. В, воспоминание об эвакуации музейных ценностей: Запомнился, как уникум, огромный ящик для резного, по рисунку Растрелли, дивана, этот ящик долго стоял у крыльца, загораживая проход, как вдруг исчез из поля зрения: оказалось, что опрокинутый на бок и устланный сеном он превратился на время в место отдыха для бригады упаковщиков из пяти человек. Вот в этом обширном и прочном футляре растреллиевский диван был доставлен в полной сохранности в Горький, а оттуда в Новосибирск, для того, чтобы через 40 лет он вновь занял свое историческое место в Портретном зале Екатерининского дворца.

 

Источники:

  • Фомин Н. Детское Село. Л., 1936.
  • Екатерининский дворец-музей и парк в городе Пушкине. Л., 1940.
  • Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. Альбом. Автор — составитель И.К. Ботт.-СПб.: Аврора, 2009.-256 с., ил.
  • А.Бенуа "Царское Село во времена Елизаветы Петровны", 1910 г. 129 с.
  • Вилъчковский С.Н. Царское Село. Репринтное воспроизведение издании 1911 г. СПб., 1992
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 12470 просмотров
Комментарии (2)
Lia # 5 ноября 2010 в 18:41 +1
Замечательное место, обожаю Екатеринский дворец.                        
Viktoria # 10 ноября 2010 в 19:46 +1
Я тоже! Стараюсь бывать там при каждом посещении ЦС.