Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Предхорная

Фотоальбом Предхорная

 

 

Это последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви. Но у неёё было много названий — Павлинья, Куропаточная.

 

1917. Предхорная. Автохром А. Зееста. Коллекция ГМЗ Царское Село 

 

Согласно плану В. И. Неелова, комната имела два окна, выходящие во двор, и еще два, обращенные к Дворцовой церкви. В конце XVIII века Ч. Камерон разделил Предхорную на два помещения: «комнату, что подле Церкви» и «уборную Великого князя Павла Петровича». Окна в церковь были тогда заложены.

В 1820 году, во время страшного пожара, начавшегося в церкви дворца, комната была практически полностью уничтожена.Восстанавливал комнату, как и другие пострадавшие помещения дворца, В.П. Стасов.

В. П. Стасов, занимавшийся перепланировкой интерьеров дворца в 1844–1845 годах, следуя пожеланиям императора Николая I, убрал перегородку и вновь превратил Предхорную в просторную светлую комнату, стены которой были оклеены обоями и завершены лепным золоченым фризом.

 

1880-е. В. Лапре. Предхорная. Коллекция ГМЗ Царское Село

 

Эти изображения представляют сегодня большую историческую ценность, так как некоторые из запечатленных фотографом помещений Большого Царскосельского дворца в результате переделок вскоре изменили свой облик, а позднее, в катаклизмах послереволюционных и военных лет, все залы утратили отделку и частично — предметы обстановки.

Так и на фотографии Предхорной, выполненной в 1880-х годах, стены еще затянуты китайским расписным шелком, на смену которому уже в 1890-е годы пришел нарядный сапожниковский штоф с фазанами, лебедями, павлинами и утками, изготовленный по образцу лионского шелка XVIII века.

Художественный облик Предхорной определяет красота шелковой обивки, колористическое решение которой поражает тонкостью исполнения и сочностью красок. С 1894 года стены Предхорной были затянуты золотистым шелком с тканым узором, построенном на чередовании двух мотивов, заключенных в цветочные композиции, — фазан и лебедь; павлин и две утки. Последний и дал второе название интерьеру — Павлинная. Эта ткань, утраченная в годы Великой Отечественной войны, была выткана на фабрике братьев Сапожниковых по образцу уникального французского шелка ручной работы, изготовленного на лионской мануфактуре Ф. де Лассаля (1720 — 1808) в последней трети XVIII века.

Но это был не первый шелк комнаты.

 

 

В первом варианте по небесно-голубому фону были разбросаны сочные, многокрасочные венки крупных цветов и золотых колосьев пшеницы. В них заключены удивительные по живости композиции: три куропатки, прогуливающиеся среди пышной травы и цветов. Птицы и растения переданы почти с натуралистической точностью.Цветовая палитра, насчитывающая 32 оттенка, позволила мастерам создать праздничный, гармонический ансамбль. При этом, несмотря на пластическую лепку фигур куропаток, плоскости стен комнаты не разрушаются, а отсутствие черного цвета даже в тенях способствует мажорному настроению. Содержание рисунка обивки стен дало одно из названий комнаты —Куропаточная гостиная.

 

 

Автором рисунка этого шелка являлся замечательный мастер из французского города Лиона Филипп де ла Салль (1720-1808). Обладавший тонким художественным чутьем, в совершенстве знавший технологию ткачества, он немало содействовал громкой славе Франции в этом виде искусства. Несмотря на то что обойные шелка ла Салля стоили огромных денег, все европейские монархи стремились украсить ими свои дворцы. Большие заказы поступали и из России.

Благодаря вытканным именам известно, что шелк выработали крепостные мастера на мануфактуре статского советника И. Лазарева в подмосковном селе Фряново.

По просьбе Екатерины II знаменитый лионец создал рисунки для шелков Чесменского дворца в Петербурге, Екатерининского в Царском Селе и Большого Петергофского дворца. Рисунок шелка Куропаточной гостиной — один из них.

Но ткани недолговечны. И уже в 1818 году здесь появился новый шелк, повторивший старый образец, а в 1897 году прославленные русские ткачи фабрики братьев Сапожниковых в Москве изготовили взамен обветшавшего новый шелк, вполне соответствовавший старой материи по качеству, цвету и рисунку. Ткань изготовили с небольшим запасом, и это обстоятельство помогло при восстановлении погибшего в войну интерьера.

Вильчковский указывает, что в 1911 году в комнате висела наиболее замечательная из картин Шарлеманя А.И. "Екатерина II в мастерской Фальконета", доставившая художнику звание профессора и приобретенная императрицей Марией Александровной.

 

 

Помимо этой картины, Вильчковский упоминает 2 вида Московского Кремля рабы Ф.Алексеева и "Апофеоз Екатерины Великой" работы Марчелло Баччиарелли.

 

«Апофеоз Екатерины Великой» работы М. Бачиарелли

 

Оба полотна утрачены в период оккупации.

 

 

Ломберный стол, изготовленный во Франции в 1780-х годах, был также утрачен в годы Великой Отечественной войны. На столе китайская фарфоровая ваза XVIII века с полихромной цветочной росписью в фигурных ламбрекенах и изображением предметов «восьми драгоценностей» (ба бао) на тулове (сегодня — в коллекции музея).

 

1941-1944

В 1941–1944 годах интерьер был частично разрушен, шелк XIX века — полностью утрачен.

Из письма А. Кучумова А. Зеленовой от 27 апреля 1944 года:

"… Переходим в Предхорную, Обивка содрана. От дверей сохранилось только две створки с вырубленными топором филенками. Паркет покрыт таким слоем грязи, что трудно сказать, в какой он сохранности. То же относится и к паркетам всех следующих «уцелевших» комнат… Над дверью здесь и в Голубой сохранились даже наши этикетки на русском и французском языках. Странно видеть их в ободранной комнате..."

 

Послевоенное восстановление

 

 

После войны убранство Предхорной было воссоздано по чертежам XIX века. Лепной фриз, потолок и наборный паркет реставрировали.

В Предхорной стены затянуты шелком ручной работы XVIII века, который так же был сохранен в эвакуации. На каждом куске этой ткани, вытканной в XVIII веке по французским рисункам крепостными мастерами фабрики статского советника И. Лазарева в подмосковном селе Фряново, ставилась фамилия мастера. До нас дошли имена С. и Н. Стрельниковых, Н. Дьячкова, И. Белого, а также Василия Паука. Возможно, подобное прозвище было высшей похвалой искусству ткача.

Шелк братьев Сапожниковых был использован для обивки уникальных канапе и кресел, созданных в 1750-х годах по рисункам Растрелли. Образцы русского мебельного искусства, спроектированные при дворным архитектором специально для залов Большого Царскосельского дворца, в первые дни войны были эвакуированы и благодаря этому сохранились.

 

 

Советские мастера А. Аксакова и Т. Евграфова по технологии XVIII века на ручных станках полностью воссоздали декоративные особенности, многоцветие и изысканность старого шелка. В Предхорной старый шелк установлен на западной стене. Из него же выполнены драпировки на окнах и в нише. Остальные стены, а также стулья второй половины XVIII столетия обиты новым шелком.

Шелк братьев Сапожниковых, сохранившийся в фондах музея, и был использован для обивки золоченого канапе (сегодня неверно именуемого диваном) и кресел, созданных в 1750-х годах по рисунку Ф.-Б. Растрелли. 

В 19 в. Предхорную украшали уникальные настенные часы- картель:

 

1735-1745. Часы-картель. Франция. Париж. Часовой мастер Этьен Ленуар Бронза, эмаль; литье, чеканка, золочение 55 х 25 х 12 На эмалевой вставке корпуса подпись: E-ne LENOIR A PARIS. Поступление: из исторической коллекции Подробности под снимком Инв.№ВД-1284-1У.Подробнее. 

 

Источники:

  • Вилъчковский С.Н. Царское Село. Репринтное воспроизведение издании 1911 г. СПб., 1992.
  • Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  • Фомин Н. Детское Село. Л., 1936.
  • Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009
  • Письма А. Кучумова
  • Сайт ГМЗ "Царское Село"

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 10412 просмотров
Комментарии (2)
alyonkamoi # 13 февраля 2013 в 15:51 0
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста размеры данной комнаты. Я делаю макет, а в интернете данной информации нет. А также очень интересует высота и ширина дверного проема, заранее спасибо большое!
Photojour # 13 февраля 2013 в 16:51 0
Здравствуйте. С подобным вопросом Вам стоит обратиться непосредственно в ГМЗ "Царское Село". Мы пользуемся опубликованной информацией, а запрашиваемую Вами информацию не публикуют)