Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Живописный и Скульптурный кабинеты

 

Фотоальбом Живописного и Скульптурного кабинетов

Группу комнат у церкви, обращенную к саду, называли комнатами Елизаветы Алексеевны. Их семь: Передняя, Проходная, Камер-юнгферская, Опочивальня Елизаветы Алексеевны, Палевый кабинет, Библиотека и Проходная.

В 1781–1783 годах «Уборная Ее Высочества» (великой княгини Натальи Алексеевны), созданная В.И. Нееловым, была разделена по проекту Ч. Камерона деревянной перегородкой.

Первый из них предназначался для занятий живописью и получил название Живописного; во втором великая княгиня Мария Федоровна занималась лепкой и резьбой по кости, и он именовался Резным, а сейчас -Скульптурным. (на плане 10 и 11)

 

 

 

Живописный кабинет (Палевый, Диванная)

Живописный кабинет носил также названия Палевый (по цвету стен), и Диванная Елизаветы Алексеевны.

В отличие от парадных залов в этих кабинетах Камерон применил сводчатые перекрытия: в Живописном кабинете, квадратном в плане,— крестовый свод, а в Резном, узком и вытянутом,— коробовый.

 

 

Цветовое решение кабинетов различно. В Живописном, удивительно светлом, солнечном,— теплый кремовый фон стен, живопись темного колорита в сочетании со сверкающей позолотой.

В кабинете работал скульптор И. П. Мартос, он сделал «восемь фурм для вылития из гипса в потолке разных борлев» (барельефов) в Живописный кабинет, а для Резного кабинета на стены и свод выполнил «двадцать одну форму для выливания из гипса римских знамен и других фигур и медалионов». «Римские знамена»— это десять скульптурных панно в прямоугольных рамах, украсившие стены кабинета.

Золотисто-желтый тон и золоченая отделка стен Живописного кабинета, а также декор дверей сохранились с конца XVIII века. 

На стенах Живописного кабинета представлены композиции «Весна» и «Осень» П.-Ш. Тремольера (1703–1739), а также украшавшие некогда Туалетную комнату Екатерины II медальоны, изображающие букеты цветов, работы неизвестного живописца второй половины XVIII века.

 

 

Крестовый свод, люнеты и фриз были заново расписаны по эскизам В. П. Стасовым художником Брандуковым  в ходе восстановления интерьера после пожара 1820 года. Кабинет был восстановлен с сохранением прежнего характера отделки. Однако роспись на сводчатом потолке и фризе, хотя и повторяет существовавшую композицию, но по рисунку для Камерона чрезмерно тяжела и отвечает характеру росписей стасовского времени.

Кресла из волнистого клена выполнены в 1820-х годах по рисунку В. П. Стасова в мастерской А. И. Тура и расписаны художником И. Бернаскони.

 

  

 

На столе — светильник-миракль из бронзы и перламутра, изготовленный в петербургской мастерской В. Дегена в 1825 году и в августе того же года подаренный вдовствующей императрицей Марией Федоровной своему сыну, императору Александру I.

 

Скульптурный кабинет (Библиотека Елизаветы Алексеевны)

 

 

Скульптурный кабинет был оформлен по проекту Ч. Камерона одновременно с Живописным, в 1781–1783 годах. Тогда же архитектор соединил Парадную Голубую гостиную и Скульптурный кабинет небольшим коридором.

Цветовое решение кабинетов различно. В Скульпторном кабинете — фон стен холодный светло-зеленый, белая лепка и белая резьба на дверях.

В оформлении Скульптурного кабинета преобладает рельефный декор. Стены зеленоватого оттенка украшены белыми классицистическими барельефами.

 

 

Сводчатый потолок декорирован монохромной росписью, выполненной в технике гризайли. Резной кабинет кроме арабесок украшали «на дверях на меди сорок восемь живописных картинок в бронзовых и золоченых рамках». Такая коллекция живописи на меди — очень большая редкость. Рядом в комнатах такие картинки, писанные на меди, украсили каминные экраны но все они были похищены фашистами.

На письменном столе-жардиньерке, украшенном акварельными видами Царского Села, выполненными в конце XVIII века, стоит канделябр из золоченой бронзы, изготовленный в 1783 году петербургскими бронзовщиками Ж. Басселье и К. Шперлингом по рисунку Ч. Камерона. Кресла работы А. И. Тура и люстра золоченой бронзы с граненым хрусталем созданы в начале XIX века. Особый интерес представляет экспонируемая в кабинете копия первой половины XVII века с картины Пармиджанино (Франческо Маццола, 1503– 1540).

Отделка этих комнат, равно как и мебель, была возобновлена по рисункам архитектора В. П. Стасова после пожара 1820 года, когда особенно пострадали внутренние комнаты Императрицы.

Библиотека стала одним из интерьеров, переделанных Стасовым полностью. Она была отделана настенной лепкой (Заколупин) и росписью сводов (Брандуков). Характер использованных орнаментов типичен для Стасова, который любил бесконечный акантовый бегунок (фриз) и часто прибегал к мотиву римских штандартов, не раз набрасывая их эскизы и используя в отделке помещения, например лицейского зала. Библиотека отличается строгостью и торжественностью оформления—чертами, присущими творческой манере Стасова.

 

Этими комнатами заканчается та часть апартаментов, в которых жила Императрица Елизавета Алексеевна, когда летом пребывала в Царском Селе.  Здесь проводила Елизавета Алексеевна последнее лето своей жизни. Здесь таяла она на глазах окружавших ее придворных, чувствуя себя счастливой вследствии cближeния ссупругом. Здесь искала она yeдинeния и отдыха от петербургской жизни, проводя время в чтении, прогулках верхом и занятий музыкой. Здесь, возвращаясь со ставших уже утомительными для нее обязательных выездов в Павловске, к вдовствовавшей Императрице Марии Феодоровне, писала она проникнутые необыкновенной грустью письма к своей матери; тут незаметно и скромно занималась она своим великим делом развития деятельности Патриотического общества. Здесь же принимала она, совершенно запросто, престарелаго историографа Жуковского, который готов был молиться на нее, но так увлекался чтением вслух Императрице, что не замечал, как утомлял ее.

Отсюда выехала, следом за своим супругом, в сентябре 1825 года, Елизавета Алексеевна в Таганрог, прекрасный климат которого не вернул ей сил и где она должна была пережить свое великое горе (Воспользовавшись своим пребыванием на юге, Александр Павлович посещает военные поселения в Новочеркасске и в Крыму, где по дороге в Георгиевский монастырь (это происходит уже в ноябре) сильно простужается и 1 декабря (19 ноября) 1825 года – Александр Павлович Романов умирает в Таганроге), Елизавета Алексеевна умирает по дороге в Петербург весной следующего года — Елизавета пережила мужа только на полгода. Она умерла в Белёве, сопровождая гроб супруга из Таганрога в Петербург и задержавшись там из-за болезни.

 

Источники:

  • Фомин Н. Детское Село. Л., 1936.
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. Л., 1987.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Вилъчковский С.Н. Царское Село. Репринтное воспроизведение издании 1911 г. СПб., 1992.

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 7393 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!