Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Башня-руина

 

Фотоальбом Башня-руина

 

Гюбер Робер. Башня-руина в Царском Селе. 1783 (?). Холст, масло. Музей-заповедник «Царское Село»

 

В комплексе памятников русско-турецкой войны, возведенных в Екатерининском парке, важное место принадлежит монументальной и эффектнойБашне-руине, она была построена первой по времени постройки.

Башня-руина, построенная по проекту архитектора Ю. Фельтена в 1771 году, — своего рода символ падения Оттоманской Порты, русско-турецкой войны в 1762 году, увенчавшейся подписанием в 1768 году Кучук-Кайнарджийского мира. Эту «руину» надо рассматривать как символ. Победа России над турками поразила Европу и значительно увеличила ее международный престиж. Д. Швидковский сообщает, что Башня-руина, «представляющая собой как бы часть погребенных под землей античных развалин с маленькой турецкой надстройкой — аллегория дремлющей под османской властью великой Греции».

 

Иван Бельский. "Гатчинские ворота и Руина в Царском Селе". 1788.
Вольная копия картины Г.Робера. 
Поступила в 1917, дар князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова. ГРМ

 

Зодчие второй половины семнадцатого века понимали и ценили красоту живописных развалин античных и готических сооружений. Они возводили в пейзажных парках искусственные руины, придававшие парковым ландшафтам особую живописность. Фельтен создал для императрицы несколько вариантов проекта. Основной мотив — башня в виде гигантской колонны, ушедшей в землю, — был, вероятно, задан заказчицей. Детальная разработка отдавалась на волю архитектору.

 

 

Пять чертежей-проектов Башни-руины хранятся в Эрмитаже. На одном листе башня изображена в виде массивной дорической колонны с надписью на примыкающей стене, включающей год: 1771. Второй рисунок фиксирует башню с каннелюрами. Третий вариант показывает стрельчатые арки, перспективный портал, зубчатое завершение стены, а четвертый — башню в виде каннелированной колонны с беседкой в китайском вкусе наверху Предлагалось также сооружение изкаменных арок, образующих вздымающуюся вверх спираль.

Утвержденный проект Фельтена осуществил архитекторский помощники. И.М. Ситников. Работы производились в 1771-1773 годах. Монументальный «руинный столп» высотой 21 метр воспроизводит ушедшую глубоко в землю гигантскую дорическую колонну. Башня завершена обширной квадратной площадкой — абакой капители, увенчана круглым бельведером-павильоном со стенами, прорезанными «готическими» стрельчатыми арками, и зубчатым верхом.

Башня-руина напоминает развалины грандиозного древнего крепостного сооружения; внутри это впечатление усиливается. Арка служит входом в узкий коридор, где начинается винтообразный пандус, приводящий на верхнюю площадку.

 

 

Это сооружение ассоциировалось с величественными руинами колыбели европейской культуры — античной Греции, на которую «уселась» Турция, символически представленная незначительной по размерам беседкой наверху.

Летом 1773 года художник А. Бельский и помогавшие ему живописцы расписали альфреско наружные стены Башни-руины. Тогда же на поверхности штукатурки были высечены трещины, искусно имитировавшие естественные повреждения кладки стен, чтобы башня производила впечатление «разваливающейся». Благодаря этому башня и стены напоминали развалины крепостного сооружения, интерес к которым в архитектуре второй половины XVIII века был особенно велик.

Башня состоит как бы из двух столбов- внутреннего и внешнего. К башне примыкают каменные стены, частью открытые, частью скрытые в толще насыпной земляной горы, идущей от Чугунных ворот и полого поднимающейся ко второму ярусу Башни-руины.. Стена, обращенная в сторону парка, прорезана полуциркульной аркой. Ее архивольт вытесан из блоков пудостского камня. Стоимость этого памятника обошлась в 16 155 р. 13 1/4 коп.

 На замыкающем арку гигантском камне высечена надпись:"На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году".

 

 

Арка служит входом вузкий коридор, в правой части которого начинается винтообразный пандус, служащий для подъема на верхнюю площадку. Наверху башни находится смотровая площадка на высоте 21 метра от основания, отсюда открывается великолепный вид на пейзажный парк.

Исторически башня служила видовой площадкой, а крепостная стена с главным входом в виде арки-въезда и земляной насыпью использовалась для прогулок и увеселительных катаний. Башня-руина уже в XVIII веке стала одним из наиболее популярных сооружений царскосельских парков, которое неоднократноизображали художники.

А. Кучумов в письме своей жене от 23 июля 1944 года: "… Идем  к Фельтеновской Руине… беседка наверху наполовину разрушена, что придало большую живописность и естественность; внутри был устроен пороховой погреб… Насыпь, ведущая на Руину, лишилась всей растительности, все деревья срублены на блиндажи..."

 

Реставрация Башни-руины

 

17 августа 2009 года впервые после реставрации Башня-руина открылась для посетителей. Основной целью реставрации, завершенной в 2006 году, стало устранение повреждений, нанесенных войной и временем, но при условии сохранения первоначального колорита постройки – «руин». Подняться на смотровую площадку, увенчанную круглым павильоном, можно по винтообразному пандусу, что делает обзор Екатерининского парка более доступным для царскоселов и гостей нашего города.

Башня-руина за время своего существования была реставрирована дважды.

Впервые – в 1880-х годах. Работы того периода не отличались особой основательностью, в результате чего в последующие сто лет шедевр зодчества существенно обветшал.

В конце 90-х годов ХХ века Башня-Руина вновь оказалась в центре внимания реставраторов, однако серьезные работы по ее восстановлению развернулись лишь в2004-2005годах. «К сожалению, Руина попала в разряд долгостроев, этого нельзя отрицать, — рассказала руководитель пресс-службы ГМЗ Татьяна Зиновьевна Жаркова, — но основной причиной долгостроя явился недостаток денег на проведение работ. В начале 90-х годов государство выделило на реставрацию башни мизерные суммы, нам приходилось изыскивать собственные средства, а их, конечно, не хватало. Благодаря активной позиции Ивана Петровича Саутова и его умению работать с партнерами в последние десять лет нам удалось наверстать упущенное время и выполнить колоссальную работу».

О сложности проведения реставрации говорил и сам директор ГМЗ И.Саутов : «За время работы я утвердился во мнении, что не имеет смысла всецело полагаться на финансовую помощь со стороны государства. Вялость в ее оказании может привести и порой приводит, к сожалению, к стагнации любого проекта, даже самого перспективного. Мы ощутили это на примере Башни-Руины, но, изыскав недостающие средства, довели все-таки работу до конца. По своей архитектуре, масштабам и размерам, по техническому состоянию Башня-Руина представляла собой проблемный объект, восстановление которого просто нельзя было откладывать на завтрашний день. Подрядчикам пришлось начинать реставрацию фактически с нуля. Сначала восстановили фундамент, применив при этом практику археологических раскопок и обнажив исторический массив основания Башни. Затем провели дренажные работы, воссоздали систему стока вод.

 

 

Восстановление стен Башни потребовало особой предусмотрительности. Необходимо было принять во внимание совместимость исторических и новейших материалов, учесть тот факт, что стены насыщены водой. Все это было сделано. Более того, мною лично, мною лично были предусмотрены специальные цепи и желоба, обеспечивающие контролируемый сток воды с крыши Башни. Были проведены также работы по благоустройству прилегающей парковой территории, реставрации лестницы, мостов-плотин на канале, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. Они приобрели свой первозданный вид, зафиксированный в архивных материалах XVII века. Аллеи украсили новые каменные скамейки».
Генеральный директор ООО «Лензеленстрой»А.М. Кучменко, присутствовавший при сдачи объекта, заметил, что несмотря на несовпадающие иногда взгляды на претворение в жизнь проекта реконструкции Башни и на то, что администрация ГМЗ не всегда могла вовремя рассчитаться с подрядчиками за проделанную работу, взаимопонимание никогда не оставляло партнеров. Его слова поддержали Саутов и Жаркова. По их мнению, партнеры объединились в стремлении воссоздать былую красоту архитектурного творения, подарить ее жителям и гостям Царского Села и не допустить, чтобы денежная проблема стала камнем преткновения на этом пути.

Работы по реставрации Башни-Руины проводились при участии нескольких фирм подрядчиков: польской, объединений «Крант», «Ратонда», «РестСтрой», «Лензеленстрой» и других.

Осенью 2011 года у Башни-руины усановили одну из самых мрачных композиций проекта Paragone или Спор искусств. Живопись в 3D версии

 

 

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • И. Степаненко. Фельтен. Сборник: Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Письма А. Кучумова 

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 17700 просмотров
Комментарии (1)
angel # 21 октября 2016 в 20:46 0
Меня всегда интересовало назначение огромного колодца в беседке на верху башни. В этой статье о нем ни слова(((