Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Чесменская (Орловская) ростральная колонна

 

Фотоальбом Чесменская колонна

 

 

Чесменская колонна — памятник в честь морских побед русского оружия во времярусско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Проектирование английского сада в Царском Селе совпало с начатом Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, а его строительство — с разгромом турок. Победа в этой войне имела огромное политическое значение для России. Идею российского триумфа можно было выразить, лишь обратившись к величественным формам древней классики. Возникла необходимость в создании памятников торжественных и в то же время благородно-сдержанных. Так с памятников, посвященных победам над Турцией, началась «царскосельская античность». 

24 июня 1770 года под предводительствомграфа А. Орловаи адмиралаГ. Спиридова десять российских военных кораблей и семь фрегатов разбили и обратили в бегство турецкого капитана-пашу Жефир-Бея, у которого было 16 линейных кораблей и более 100 фрегатов, галер, бригантин и мелких судов. Сражение это произошло в Хиосском проливе и явилось преддверием Чесменского боя 26 июня, в результате которого под командованием контр-адмирала С.К. Грейга был сожжен весь турецкий флот.

В ноябре 1770 года с помощью флота находившийся в Средиземном море русский отряд занял остров Митилены. Неприятель был обращен в бегство, остатки морских сил Турции были сожжены. В честь этих грандиозных сражений императрица Екатерина II решила воздвигнуть памятник. Таким образом, Чесменская колонна стала памятником трех побед: Хиосской, Чесменской и Митиленской.

Чесменская колонна сооружалась по проекту, разработанному в1771 году А. Ринальди. Екатерина знала возможности Ринальди как тонкого декоратора, знатока классических форм и оценила присущее ему чувство камня. Особое художественное чутье при работе с этим материалом, вероятно, сформировалось у Ринальди еще на родине, где он часто видел облицованные мрамором стены и усвоил унаследованные от античности декоративные традиции и навыки применения камня в архитектуре.

Сооружение Чесменской колонны затянулось в связи с необходимостью преобразования в пейзажное озеро 6-угольного Большого пруда, в центре которого было определено место для монумента. Углубление Большого пруда перед приемом обильной таицкой воды и изменение его очертаний произошло в 1773 году. Считается, что береговая линия озера подражает абрису Эгейского моря, а острова напоминают об архипелаге, где были одержаны победы.

Колонна была установлена в 1774 - 1779 годах. Строительные работы велись в1774-1776 гг. под руководством архитектора А.Ф. Виста и каменных дел мастера И. Пинкетти.

Барельефы, ростры и венчающий колонну орел отлиты по моделям скульптора И. Шварца.

Высота памятника 14 метров.

 

 

Мраморная дорическая колонна установлена на гранитном четвероугольном пьедестале с рустиками. "Екатерина II в1771 году повелела графу Брюсу, тогдашнему начальнику Конторы строения Исаакиевской церкви, по утвержденному ее десницею рисунку и мере заготовлять под особым его ведением эту ростральную колонну с тремя рядами ростров (латинское название носа корабля rostrum. С таковыми носами и кормами корабельными поставлен был первый в Риме ростральный столп в честь консула Дуиллию, одержавшего первую славную морскую победу над карфагенским флотом).

 

 

Ноября 16 дня 1773 года высочайше повелено по смете графа Брюса отпустить из Кабинета в распоряжение Конторы строений Села Царского 13 141 р. 80 коп. для сделания сего гранитного основания, постановления лесов и прочего нужного приготовления, чтобы поставить и укрепить сию колонну на этом, от ее величества назначенном месте летом 1775 года.

Потом на месте уже, ее чистили, уравнивали части полировкою, и наконец, поставив поверх ее видимого вами орла, 1779 года февраля 18 дня по отобрании лесов отдана она в заведение и сохранение Конторы строений Села Царского. На суживающемся завершении пьедестала с двух сторон размещены бронзовые композиции из якорей и весел.

На четвероугольной тумбе самой колонны со всех сторон прикреплены бронзовые литые с выпуклым изображением доски, каждая квадратно в полтора аршина; с южной стороны на одной три надписи; а на восточной, с северной и западной сторонах представлены самые события.

В текстах вопроизведены основные события и названы участники:

 

 

"В память морских побед / одержанных в архипелаге. Первая / между Асиею и островом Хио 24 июня 1770 года / предводительством / генерала графа Алексия Орлова и адмирала Григория Спиридова / десять российских военных кораблей и седьм фрегатов / разбили и обратили в бегство / турецкого капитан-пашу Жефир-Бея /  с шестнадцатью линейными кораблями. / Фрегатов, галер, бригантин и мелких судов было более ста."

Вторая:

"Того же июня 26 числа сожжен весь сей флот / в Чесменском порте контр-адмиралом Грейгом / отряженную эскадрою победительного флота."

Третья:

"Ноября от 2 до 4 1771 года в присутствии / российских в средиземном море войск вождя / генерала графа орлова / по высажении войск на остров Митилину, / по обращении в бегство неприятеля, по овладении предместьем, адмиралтейством / и окрестными местами, сожжен был / остаток морских сил турецких, / два линейных корабля седмидесятипушечные / и хранилища разных припасов и снастей морских."

С восточной стороны на доске выпукло представлено Хиосское морское сражение и расположение обоесторонних флотов, в каковом находитлись во время сражения; с северной — сожжение турецкого флота в Чесменском заливе; с западной — взятие острова Митилины и сожжение двух кораблей и морских хранилищ.

 

 

Колоннаукрашена рострами и увенчана орлом, символизируя победу России над Турцией.  Царящий над колонной орел с головой, горделиво обращенной к турецкому полумесяцу, который он держит в лапе, целясь в него хищно раскрытым клювом, не только символизирует Россию, будучи ее «геральдическим животным», но и отсылает по созвучию к фамилии героя, в честь которого Екатерина II и воздвигла этот памятник, — Алексея Орлова-Чесменского

На рострах слабым рельефом изображены эмблемы покоренного Востока — полумесяцы и чалма; включенные в их носовую часть военные атрибуты — штандарты, копья, колчаны, бунчуки, сабли из темной бронзы ярко выделяются на светлом фоне мрамора.

 

 

Памятник стоит на гранитном стилобате в виде усеченной пирамиды, поднимающейся прямо из воды. По центру ее восточной стороны расположена полуциркульная арка, забранная решеткой, за которой в теле стилобата находится каменная лестница, ведущая к пьедесталу колонны.

 

 

Пьедестал отделан рустами серо-розового гранита. Нижняя часть базы пьедестала выполнена из красного гранита, верхняя — из красного мрамора или порфира (шокшинского кварцита) и четко отделяется от самого пьедестала. Из синего полосатого мрамора выполнены пьедестал со скосом, база и капитель колонны. Ствол колонны и шесть ростр высечены из розового тивдийского мрамора.

Письмо Императрицы Екатерины II к графу Алексею Григорьевичу Орлову, от 19 июля 1795 г.:

"Граф Алексей Григорьевич. Письмо ваше, от 12 сего месяца, Я получила, и благодарю вас как за поздравление ваше, так и за желания, произносимые от вашего ко Мне усердия, в котором Я никогда не сомневалась. В знак же Моего к вам благоволения,посылаю вам табакерку. Вся цена её состоит в изображениитого памятника*, который славу вашу и знаменитые отечеству заслуги ваши свидетельствуют. ...".

* — Ростральной колонны, поставленной в честь его посреди озера в Царскосельском саду, которое было вырыто, как известно, шведскими военнопленными. Эта колонна сделана из цельного уральского мрамора, и имела в себе весу при перевозе из С.-Петербурга в Царское Село, на катках, 1950 пудов. ...

 

 

Во время Великой Отечественной войны, в годы немецкой оккупации г. Пушкина в 1941 - 1944 годах, Чесменская колонна сильно пострадала. Немцы, один вид памятника русским военным победам был невыносим, пытались сбросить колонну в пруд танками. Но у них ничего не вышло. Они смогли только отбить доски и барельефы с пьедестала.

Бронзовые барельефы, изображавшие сражения при Хиосе, Митиленке и Чесме, выполненные по моделям скульптора И. Шварца, были частично утрачены, часть их нашли после войны на дне Большого пруда.

Ольга Берггольц, 1944; Чесменская колонна стоит посреди застывшего озера, покрытого налетом золы и гари.

В 1994 - 1996 годах по проекту архитектора А. Кедринского под руководством скульптора В. Козенюка бронзовые барельефы воссоздали и в июне 1996 года к 300-летию Военно-Морского Флота России установлены на свои исторические места.

 

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • И. Степаненко. Ринальди. Сборник: Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009

 

Февраль 2012 Южноуральский брат Чесменской колонны

Июль 2013 В России и Санкт-Петербурге впервые отметили Чесменскую победу

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 16065 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!