Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Фрейлинский садик

Фрейлинский (Цветной, Александровский, Собачий) садик (фотоальбом)

 

Первый этаж Камероновой галереи состоял из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам, поэтому садик у галереи со стороны дворца называется Фрейлинским.

 

 

Таким же живописным, как Висячий садик, его проектировал Ч.Камерон. Его создал Джорж Буш, сын прославленного царскосельского садовника Иоганна Буша.

Садик представлял прекрасный eголок, благоухающий цветами. Здесь высажены деревья и цветущие кустарники: сирень, жасмин, барбарис, спирея и множество многолетних и однолетних, отличающихся красочностью цветов.

 

 

Садик расположен вдоль Камероновой галереи, у бокового фасада Агатовых комнат.Он невелик, очень поэтичен, в нем всегда высаживали много искусно подобранных душистых цветов. В отличие от Висячего сада он предназначался для уединенных прогулок.

 

 

Строительство Камероновой галереи завершилось в 1787 году. В том же году на ней были установлены большие скульптурные группы: здесь были размещены «Аполлон Бельведерский» (1780 г., ныне в Павловске, в Старой Сильвии) и группа Ниобид, гибнущих от его стрел («Сын Ниобы», 1786 г., Старая Сильвия; «Дочь Ниобы», 1787 г., Старая Сильвия; «Ниоба с дочерью», 1787 г., утрачена после 1941 г.).

Камерону пришлось потратить немало сил, чтобы убедить заказчицу убрать с галереи большие скульптурные группы. В 1791 году их перенесли в Цветной (Фрейлинский) садик.

 

Среди скульптур была и Ниоба бронзовая с дочерью. 

 

Нишу в цокольном этаже Камероновой галереи украсила отливка ватиканской «Умирающей Клеопатры» (1787 г.). Если попытаться словами передать содержание программы скульптур, собранных на уровне первого этажа, — это будет мысль о трагичности человеческого существования, которое подвержено карающему вмешательству богов.

В 1785 году на невысоком цоколе установили легкую ажурную ограду работы русских кузнецов, мастеров Сестрорецкого оружейного завода. Проект решетки для ограждения Фрейлинского садика предложил Камерон. С северной стороны в садик ведет невысокая лестница, а второй вход — с аллеи парка.

Детали решетки выполнялись на Сестрорецком оружейном заводе. В июне 1786 года группа мастеров приступила к установке решетки. В разное время эту работу выполняли талантливые русские мастера — кузнецы Егор Федотов, Иван Пулковский и Иван Михайлов, молотобойцы Яков Андреев, Иван Петровский, Матвей Иванов, Кузьма Данилин, Петр Никитин, Петр Юганов, Андрей Юрьев, Иван Петров, Матвей Юганов и Иван Андреев.

 

 

Работа завершилась в начале 1790-х годов. Решеткой на каменном фундаменте огородили с двух сторон прямоугольную площадку длиной 98 метров и шириной 36 метров. Сохранившаяся до наших дней решетка является единственным такого рода произведением, созданным Камероном. Звенья пятиметровой длины составлены из квадратных стержней с заостренными концами. Внизу они чередуются с «цветами» из листьев аканта, напоминающими цветок тюльпана. У основания «цветов» — розетки, или «репейки».

Вместо общепринятых столбов между звеньями поставлены по три литых балясины с рельефными листьями аканта на утолщениях. «Цветы» этой решетки как бы перекликаются с деталями решетки Камероновой галереи: они различны по форме, но их единство прослеживается в рисунке акантового листа.

Кроме описанных были еще три звена решетки упрощенного варианта и одни ворота, расположенные у края сводов Висячего сада. Эта решетка и ворота не сохранились.

В числе деталей решетки, заказанных на Сестрорецком заводе, были изготовлены четыре фигуры орлов весом по 66 килограммов и четыре вазы весом по 46 килограммов. Фигуры орлов и вазы не сохранились, и местоположение их в ограде пока не установлено.

 

Новые Пудостские (Фрейлинские) ворота (фотоальбом)

 

В садик ведут так же монументальные Новые Пудостские (Фрейлинские) ворота, расположенные у Холодных бань. Они сооружены из пудостского камня по проекту В. П. Стасова в 1817 году.

 

 

 

Их композиция в виде двух устоев из четырех колонн, перекрытых антаблементом и увенчанных чугунными жертвенниками с орлами, поддерживающими кольцо, весьма оригинальна.

 

 

Дорические колонны из пудостского известняка, как и весь ордер, выполнены в тяжелых пропорциях (1:5,5). Пучки колонн фланкируют чугунные узорчатые ворота и благодаря своей монументальности превосходно увязаны с примыкающим высоким цоколем Холодных бань.

 

 

К осуществленному решению Стасов пришел не сразу. В марте 1817 г. зодчий представил примерную смету на три варианта ворот: из пудоского известняка с цельными колоннами на гранитном цоколе, или с целыми колоннами из гранита и, наконец, выполненными из чугуна. Выбран был наиболее дешевый вариант—из известняка, и Стасову ассигновали необходимые деньги. Каменные работы выполнял каменотес Семен Копылов, который в этом же году выложил фундамент и для Чугунных ворот на улице Волконской. Декоративные жертвенники по рисунку зодчего были отлиты на Петербургском казенном чугунолитейном заводе. Все работы были произведены в течение лета 1817 г.

Створы ворот простого и строгого рисунка состоят из ряда копий, соединенных в верхней части венками. Между колоннами на массивных чугунных подставках были установлены стеклянные фонари.

 

Пудостские ворота

 

Ворота у Холодных бань вошли в число замечательных парковых сооружений Стасова. Следует обратить особое внимание на исключительную гармонию здесь чугунных и каменных элементов. Можно заключить, что пудостский известняк в сравнении с гранитом был выбран удачно, поскольку очертания форм получились мягче, чем это можно было сделать в граните.

Эту постройку Стасов спроектировал в один год со знаменитыми триумфальными воротами «Любезным моим сослуживцам», посвященными победе в Отечественной войне 1812 года. В их облике воплотилась тема подвига, совершенного русскими воинами во имя отечества. Композиционные приемы, использованные архитектором при создании обоих ворот, во многом схожи: одинаковое количество каннелированных дорических колонн без баз поддерживает тяжелый антаблемент, фриз которого декорирован триглифами. Во фризе ворот Цветного садика между триглифами размещены щиты с изображением воинских атрибутов. Такие же щиты украшают ограду ворот «Любезным моим сослуживцам».

 

 

В течение XIX столетия планировка Цветного садика многократно менялась в соответствии со вкусами того или иного владельца. Неизменной оставалась лишь старая камероновская ограда, существующая и в наше время.

В 1912 году Цветной садик назвали Фрейлинским, вероятно потому, что в Галерее жили фрейлины императрицы, которое преимущественно и пользовались садиком.

Среди архивных документов, находящихся в Музее-заповеднике «Царское Село», можно увидеть опись 1918 года, где в числе статуй и бюстов описаны четыре плиты с собачьего кладбища в «садике Александра I», которые утрачены во время последней войны. 

В середине XIX века здесь был установлен гранитный бюст императора Александра I работы А.Теребенева (1850), благодаря которому садик получил свое новое название — Александровский.

 

 

В 1925 году в «Путеводителе по Детскому Селу» В.Курбатов этот садик называет «Собачий сад». В центре садика стояла скульптурная группа «Монито» — собака, играющая с щенком. 

До 1918 года «Монито» находилась в Собственном садике, напротив Зубовского флигеля, где были апартаменты Александра II.

В наши дни в садике по-прежнему растут деревья и цветущие кустарники, поддерживается цветочный наряд, и этот уголок старинного сада, как и в былые времена, доставляет наслаждение посетителям парка.

 

 

Реставрация и воссоздание решетки Фрейлинского сада реставрационной компанией "Арт-Декор"

Реставрация Арт-Декор выполнила комплексную реставрацию решетки Фрейлинского сада, в т.ч. ковку, литьё и частичное воссоздание элементов решетки.

 

Источники:

  1. Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. Л., 1987.
  2. Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  3. Воронов М. Г., Ходасевич Г. Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. Изд. 2-е. Л., 1990.

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 8725 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!