Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Гранитная (Руска) терраса. Катальная горка

 

Фотоальбом Гранитная терраса (Катальная гора), Рамповая аллея

 

 

В XVIII веке, на протяжении трех десятилетий, на месте Гранитной террасы существовала Катальная горка, или павильон "Катальная гора".

В 1730-е гг. на территории сада выросла гора для катания на «лодках» и «лубках».

В конце 1743 г. была разобрана большая недостроенная каменная оранжерея, находившаяся на месте ныне существующей Гранитной террасы Екатерининского парка. Вместо нее было решено построить оранжерею по проекту Квасова «по первому уступу (Старого сада), равнялся линии палат», или, как говорилось в другом документе, «по линии палат и флигелей».

На ее месте позднее появилась каменная Катальная гора. Катальная гора представляла собой эффектное и сложное увеселительное сооружение, центральный двухэтажный каменный павильон которого был построенпо чертежам и модели архитектора Ф. -Б. Растрелли.

Устройство катальных гор пользовалось в середине XVIII века огромной популярностью. Катание на подобных сооружениях являлось одним из самых любимых развлечений придворной молодежи, как во времена Елизаветы Петровны, так и при Екатерине II.

Гора в Царском Селе была одной из самых грандиозных, она функционировала как зимой, так и летом. На зрителей середины XVIII века, хорошо знакомых с незамысловатыми залитыми ледяными горками, стоящими на центральных площадях уездных городов и в помещичьих усадьбах, производил огромное впечатление один только вид горы — целая система механизмов, приводившая в движение коляски, которые могли катиться почти на целую версту; ландшафт, подобный лесу; сверкающие золотом расписные коляски, которые возвращали назад ездоков; музыка, сопровождавшая это действо; великолепные наряды колясочников и катающихся.

 

Катальная горка11

 

Эта забава описана в письме из Санкт-Петербурга в 1735 году леди Рондо, жены английского посланника. Гора произвела на нее сильное впечатление: «… сообщу вам о новом развлечении, бывшем у нас при дворе этою зимою. Из досок устроили скат, который шел наклонно из первого этажа дворца во двор; по ширине он годился для проезда кареты, а с каждой стороны его были сделаны небольшие перила. На этот скат лили воду, и когда она замерзла, то лили воду снова до тех пор, пока лед не сделался достаточно толстым. Придворные дамы и кавалеры садились в сани и спускались вниз. Движение при этом было так быстро, что его можно сравнить только с полетом птицы… Если же сани встретят какое-нибудь препятствие, то сидящий в них падает кувырком, что, как я думаю, делается для потехи. Все бывающие при дворе должны испытать такое катанье, но до сих пор никто еще не сломал себе шеи. Я очень тревожилась, чтобы меня не заставили скатиться по этой опасной машине, потому что опасалась не только сломать себе шею, но и боялась той неблагопристойности, о которой без ужаса нельзя и думать».

 

 

Создана гора по проекту Ф.-Б. Растрелли со свойственном зодчему грандиозным масштабом замысла и совершенством исполнения. Осуществили затею два интереснейших представителя русской культуры — механик-архитектор, оставившие яркий след в различных областях творчества — А.К. Нартов и В.И. Неелов. Ими было выбрано место на открытом склоне холма, за пределами старого сада, откуда открывался красивый вид на Большой пруд, для постройки эффектного, но сложного в конструктивном отношении сооружения; разработана техническая сторона, связанная с расчетами стропил, и допустимых уклонов катальных форсов.

Строительство горы в Царском Селе связано с именем выдачущегося русского ученого и изобретателя А. К. Нартова, который начал разрабатывать проект с 1745 года. Зная способности и талант «механика», можно предположить, что это изобретение не имеет аналогов в строительной и инженерной практике тех лет. Перечень чертежей и рисунков содержится в описании проекта под названием: «Сее сочиненной проект представляет общим именем гора Театрум. Сея проект представляет нижеследуящаго расположительного сочиненного плана и першпективой здание архитектуры являет с великолепным украшением которого еще нигде не бывало».

Строительство горы было поручено С.И. Чевакинскому, но уже с 1749 года работами руководил Растрелли. В 1751-1752 годах Ф.-Б. Растрелли трудился над изготовлением модели горы, с подробнейшим исполнением деталей и передачей ее архитектурного оформления. В. И. Неелов задокументировал строительство Катальной горы, завершенное к 1757 году, в полной описи.

«Напротив Большого пруда в Сарском Селе, вблизи дворца, — вспоминал архитектор, — я возвел большое каменное строение, с восьмиугольной сводчатой залой посередине, над нею купол, весьма пышно украшенный колоннами и статуями, и от него по двум сторонам идут пандусы, чтобы кататься зимой, а летом развлекаться при увеселениях, учиняемых Императрицей для вельмож своего Двора».

Общая ее длина составляла около 270 метров (центральный двухэтажный павильон имел в длину около 60 метров).

Восьмиугольный зал в центре павильона завершался куполом в виде восьмигранной башенки, увенчанной фигурой амура. По сторонам центрального зала размещались два круглых в плане малых зала — обеденный и зал для игр. Верхний этаж павильона отапливался и имел деревянный пол. В нижнем этаже все двери были застеклены.

Фасады горки были декорированы колоннами, пилястрами, лепниной, позолоченными вазами и статуями, а окна — замысловатыми наличниками. Увенчанный куполом зал, как и боковые покои, покрыты окрашенными в белую краску железом; на кровле возвышалась деревянная баллюстрада с резьбой, площадки форов были окружены каменной ажурной баллюстрадой; обе баллюстрады и перила лестницы уставлены статуями и вазами.  Для окраски фасадов и интерьеров сооружения Растрелли запрашивал «берлинскую лазорь, золото, лак»; были «вырезаны» 86 колонн и 36 пилястр с капителями.

К центральной части павильона было пристроено два круглых форса — площадки, на которые выходили двери из верхнего этажа павильона. Из парка на площадки "форсов" вели четыре монументальные лестницы. От горы к озеру шли три деревянных ската:один прямо на остров и два по бокам по овалу, кончавшиеся у пристани со статуями, а в промежутке между скатами были места с каруселями, качелями и другими приспособлениями для игр и увеселений на свежем воздухе. Уклон (профиль) двух рассчитанных скатов составлял около 8 метров в высоту.

Катались в колясках, которые были одноместные и двуместные, выкрашены снаружи голубой и красной красками.  Скаты Катальной горы шли от дворца по верху высокого и протяженного естественного холма (в настоящее время здесь проходит Рамповая аллея). Из центрального зала горы и с площадок открывался прекрасный вид на расположенный внизу Большой пруд и широкие луга, которые до настоящего времени составляют гордость парка.

По среднему прямому деревянному скату можно было скатываться прямодо Зала на острову, так как через озеро на вбитых в дно сваях был сделан деревянный настил, украшенный туфом. Вокруг деревянных гор и каруселей до 1777 года существовал дощатый, богато украшенный, забор.

Под скатами помещались катальные машины, приводимые в движение лошадьми, по всей вероятности устроенные для того, чтобы поднимать тележки обратно на верхние площадки.

 

 

В 1762 году в январе была заново отделана "Катальная гора", в нижнем этаже, под горою, был выстлан пол сибирскими плитами, белыми и черными; в верхнем этаже были поставлены изразцовые печи, сделаны новые машины с колесами, канатами и прочими приспособлениями и новых восемь колясок двухместных и одноместных, обитых железным сукном, шелковою тесмою и золотым позументом; некоторые коляски были выкрашены красною краскою и обиты алым сукном с золотым позументом. Коляски эти зимою ставились на дубовые полозки.

При Екатерине II, которая вступила на престол после дворцового переворота 1762 года, катание с горы было излюбленным царскосельским развлечением даже летом.

20 декабря 1763 года В. Неелов рапортовал в Контору строений Села Царского, что ему повелено по апробованным императрицей чертежам сделать еще две горы “разным манером” по обеим сторонам горы начатой, а таковую продолжить через пруд до самаго острова для летняго катания. Все это должно было быть “совсем исправлено и форс кончен к сырной неделе, т.е. февраля к 16-му 1764”.

В августе 1764 года повелено прибавить длину катальных скатов (форсов) каменной горы; устроение карусели между деревянными катальными горами на трёх уступах.

В 1765 году архитектор В. Неелов пристроил к горе, имевшей два форса, третий: один из форсов горки предназначался для катания зимой, два других — летом.Работа над этой постройкой дала Неелову уникальный опыт, который он применил в 1763 году в Москве «при строении в Покровском Селе горы».

В 1780 году, во время пребывания в Царском Селе графа Фалькенштейна (римского императора Иосифа ii), в числе многих украшений царского сада, графу очень понравилась каменная катальная гора и он попросил у императрицы Екатерины плана горы. Императрица приказала графу Бецкому сделать большую модель катальной горы.

Скатывались с горки на специальных колясочках на колесах. Сама императрица забавлялась вместе с придворными дамами и кавалерами катанием с катальной горы в первый раз 31 июля 1759 года. Сведения об этом содержатся в камер-фурьерском журнале: «Пополудни в 8-м часу Ея Императорское Величество с Дамами и Кавалерами изволила следовать, для катания, на вновь сделанную гору, где побыв несколько времени, оттоль соизволила отсутствие иметь в Петергофе».

Интересный эпизод, связанный с катальной горой описывает Пыляев: "Графъ Орлов обладал необыкновенною телесною силою. Он мог удерживать шесть лошадей, скачущих во весь опор в колеснице, схватив последнюю за колесо. Он спасъ Екатерину от неизбежной смерти, когда на устроенных въ Царском Селе высоких деревянных горах она катилась въ колеснице и медное колесо выскочило из колеи. Граф Орлов, стоя на запятках, на всем раскате спустил ногу на ту сторону, где была опасность, а рукой схватился за перила и таким образом удержал колесницу. Графъ Орлов свертывал железную кочергу в кольцо и ломал подковы шутя, какъ морковь".

По свидетельству мемуаристки леди Димсдейл, посетившей вместе с мужем в 1781 году Царское Село, изначально было пять гор разной высоты, доныне сохранилась самая высокая, 30 футов (9 м) в высоту. Экипаж, который спускался с нее, инерцией скорости увлекался на вторую гору, которая была на 5 или 6 футов (1,50-1,80 м) ниже, и так до последней горы в виде гладкого спуска, по которой почти с такой же скоростью вылетали прямо над водой на остров. Этот деревянный спуск длиной «фер-лонг с половиной» (302 м), использовался как летом, так и зимой. Обычно один человек садился в санки, другой становился сзади, скорость зависела от тяжести седоков: чем больше была тяжесть, тем больше скорость и тем более правильно экипаж на роликах удерживался в желобе. После эпизода с графом Орловым, поврежденная нога потом долго болела и Дж. Буш — царский садовник, сообщил, что это обстоятельство положило конец таким развлечениям, гору стали разбирать, чему он очень рад, потому что однажды он сам из любопытства попытался прокатиться и у него чуть не «вышибло дух».

На горе располагались две очень высокие карусели, маленький одноместный фаэтон и две деревянные лошадки, которые так были сконструированы, что любой мог с большой скоростью ездить по вершине холма, застеленной для этого досками.

12 мая 1785 года повелено в ответ на рапорт Кашкина, что обветшалое здание грозит опасностью и едва ли долго простоять может; «ныне имевшиеся на горе деревянные форсы, а также и на верхнем ея плаце, где состоит зало, с балками в разсуждении обветшалости все разобрать и вместо онаго сделать каменные, притом же всей той горе и залу дать вид новый, дабы оное, а паче зало походить могло на каковое-либо турецкое здание, т.е. на мечеть и подобное сему».

К 17921795 гг Катальная горка пришла в такую ветхость, что Екатерина II приказала ее разобрать. Очевидно, устарелая архитектура здания раздражала Екатерину, и вскоре, прежде чем это повеление было приведено в исполнение, решено было совершенно покончить с этим воспоминанием молодости, с этой старомодной монументальной игрушкой.

Несмотря на неготовность Пандуса в 1794 году, императрица торопила со строительством новой каменной галереи на месте бывшей Катальной горы. Но только в 1795 году Катальная гора была полностью сломана, ее фундамент выбран, место выпланировано, и состоялось повеление Екатерины «против бывшей каменно-катальной горы» на уступе к большому пруду» построить новую большую светлую галерею и употребить оставшиеся от разборки материалы.

 

 

При галерее предполагалось также построить мраморные Триумфальные ворота, которые не были включены в первоначальную смету, равно как и барельефы и другие «украшения», печи, «если окажутся нужными». Все «мраморные штуки к Триумфальному входу» Камерону предписывалось самому «отобрать из магазейна Конторы строения домов и садов, а отнюдь не из Сибири или из заграницы». Однако «построение Триумфального входа» было «после отменено и не произведено в действие».

Сваи из озера вынули, сделали две пристани и место обратили в луг, возобновили лишь карусели и приспособления для игр. Так называемую "вторую каменную галерею" — павильон с куполом на горе разобрали по указанию Павла I. Новую галерею предполагалось возводить из «кирпича всяких сортов». Но, поскольку «времени для кирпичной кладки оставалось уже немного, а оную галерею поведено было отстроить неотменно к 1 мая будущего 1796 года, то было указано всю ее строить из пудостского камня». Причем императрица «строжайше повелела, чтобы без малейших отгово¬рок и причин, какие бы ни были, оная галерея к назначенному сроку точно и неотменно была готова». Работа не прекращалась всю зиму, причем по требованию Камерона галерея частично выполнялась сразу с наружными колоннами. В марте 1796 года Екатерина приказала, чтобы к ее приезду никаких работ по галерее больше не производить, а обратить внимание на заготовление камня как на колонны, так и на карниз, с тем чтобы будущей зимой галерея совершенно была окончена.

Место от галереи до самых мраморных ворот она приказала освободить для свободного гуляния по саду. Пудостская галерея оказалась одной из наиболее крупных садовых построек последних лет жизни императрицы: она была в два раза шире Камероновой галереи и значительно длиннее ее (45 х 15 х 4 против 39 х 7 саженей). Однако в ноябре 1796, после смерти матери, Павел I повелел остановить в Царском Селе все строительство. Выяснив, что завершение ненужной ему галереи требует значительных средств, новый император приказал разобрать ее до основания и отпустить все материалы для строительства Михайловского замка и зданий в Павловске.

Парящего под деревьями парка купола Софийского собора, столь сходного с главой византийской Софии и стоящей посреди Большого пруда Чесменской колонны — символа морских побед России над Турцией, было достаточно для понятной современникам аллегорической картины освобождения Константинополя.

 

 

На месте павильона архитектор Ч. Камерон начал постройку обширной галереи с тридцатью двумя колоннами из пудостского камня. Однако в конце 1790-х годов галерея была сломана, а материалы от ее разборки по повелениюимператора Павла, использованы при строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

На обширной площадке, образовавшейся на месте Катальной горки и галереи, в начале 1800-х годов было решено построить большую гранитную террасу, проект которой разработал в 1809 году архитектор Л. Руска.

 

 

Гранитная терраса обращена в сторону Большого пруда. Ее стены декорированы мощными дорическими колоннами без баз. Стволы колонн, поддерживающие постаменты балюстрады, вытесаны из серого, а капители — из розового гранита. По сторонам террасы расположенылестницы. Поверхность стен из розового гранита обработана неглубокими нишами, обрамленными архивольтами из блоков серого гранита.

Л. Руска. предполагал украсить террасу двумя мраморными статуями, но этот проект не был осуществлен. На постаментах балюстрады в 1850-х годах установили гальванопластические копии античных скульптур"Венеры Медицейской", "Фавна с козленком", "Апоксиомена" и других. Эта коллекция была составлена из произведений литейной мастерской императорской Академии художеств, выполненных из меди способом гальванопластики, изобретенным в 1838 году русским физиком Б. Якоби.

Скульптуры сохранились и в настоящее время стоят на своих исторических местах. На спуске к Большому озеру стоит статуя императоры Нервы, отлитая в 1852 году. Во времена Александра II здесь, среди украющих ее цветников, охотно собиралась публика в определенные часы послушать игравший там по праздникам и по воскрееньям оркестр военной музыки.

 

 

Одновременно с постройкой Гранитной террасы в 1810 году на берегу Большого пруда Л. Руска построилБольшую гранитную пристань — очень простую, в виде площадки со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетками. В 1850-х годах пристань была украшена гальванопластическими статуями Боргезского бойца и Дискобола, сохранившимися до нашего времени.

В 1910-1911 году в ходе подготовки к Царскосельской юбилейной выставке Гранитную террасу перебрали под присмотром архитектора С.Данини.

В зимнее время склоны горы у террасы пользовались популярностью у любителей лыжного спорта:

В нынешний сезон Екатерининский парк заметно оживился. Ежедневно в нем можно заметить скопление молодежи, занимающейся физическим спортом. Особено процветает лыжный спорт. По праздником этого рода спортсменами (лыжниками- прим. tsarselo) была заполнена вся гора у так называемой Террассы. Большим успехом пользуется катание на санях во вращающемся круге. Это, хотя и не совсем безопасное развлечение, пользуется самым большим успехом и является самым увлекательным.7

 

После 1917

А. Кучумов в письме своей жене от 23 июля 1944 года описывает состояние Рамповой аллеи и Террасы после войны: "… Выходим через акведук на Рамповою аллею, она почти до самою дворца украшена «гостинцами» в 1000 кг весом (авиабомбами, обезвреженными чудовищами, извлеченными из подвалов дворца и колоннады… Терраса Руска… отсюда открывается вид на фрицево кладбище, занимающее луг почти до скульптуры Нервы… С геометрической точностью расположены ряды могил.,. Черные кресты, монументы и эмблемы, свастики. Между могил дорожки из плит, снятых с городских тротуаров… березовые ограды, мраморные скамьи и… заготовленные «в запас» могилы человек на 200-300, даже с крестами. Клади и подписывай имя… Тошно смотреть на все это… Скорее сравнять с земли все следы пребывания этих чудовищ в образе людей… Уже начали зарывать приготовленные могилы и сравнивать «под газон» все остальные..."

1956 год, газета Вперед: На Рамповой алее на стендах будут расположены выставки: «Шестой пятилетний план» и «Дружба народов».10

На склоне холма в конце XIX — начале XX века существовали цветники. Мысль о создании декоративного партера и цветника перед  Гранитной террасой вновь возникла и была реализована уже в наше время по проекту  архитектора Т.Б. Дубяго.

Сентябрь 2012 Завершена реставрация Террасы Руски

 

Источники:

  1. И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  2. С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  3. Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  4. Семенова Г.В."Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  5. Успенский А.И. Императорские дворцы. Т. II. М., 1913.
  6. Письма леди Рондо. СПб., 1874. С. 104, 105
  7. "Царскосельское дело" №7 пятница 13 февраля 1915 года
  8. Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  9. Письма А. Кучумова
  10. Материалы газеты Вперед
  11. В мае 2017 года Музей-заповедник «Царское Село» впервые издал книгу для детей. В нее вошли рассказы о жизни летней императорской резиденции и ее венценосных владельцах, известные сюжеты царскосельской истории. Книга называется «Царское Село. Невыдуманные истории для детей». Иллюстрация Катальной горки из этой книги

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 16766 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!