Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Грот

 

Фотоальбом Павильон Грот

 

 

Павильон Грот на северном берегу Большого пруда был возведен по повелению Елизаветы Петровны  архитектором Ф.-Б. Растрелли.

Елизавета Петровна утвердила проект Грота в Царском Селе в августе 1745 г. Строительство началось весной 1749 года, но основные работы по возведению павильона проводились в 1755 -1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, а завершились уже при Екатерине II в 1760-х годах.

Он состоит из трех отделений: среднего и двух боковых полукруглых, длиною на 17, шириною на 6 саженях. По проекту «только задняя стена грота должна была находиться на суше. С трех сторон вода подступала непосредс­твенно к стенам Грота». Елизавета, «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по большому пруду на бекасиную охоту». Объемное и плановое решение здания — скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах,  — характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются и фасады.

Первоначально парапет балюстрады крыши Грота украшали скульптуры.

 

 

Купол прорезан овальными окнами-люкарнами и имеет завершение, играющее важную композиционную роль — вазон с пышным растением в варианте 1749 г., а затем украшение, изображающее фонтан. Купол имеет грани, подчеркнутые естественным камнем. Две аллегорические фигуры расположены на разорванном фронтоне по обе стороны от круглого окна-люкарны. Перед фасадом Грота предполагались скульптуры. Большие полукруглые ниши по сторонам боковых залов — это ниши-экседры, читающиеся на боковых фасадах.

 

 

Через некоторое время после его создания архитектор Растрелли писал: «В старом саду Сарского Села, возле большого пруда, я возвел каменное здание об одном этаже, с двумя павильонами и купольной залой, снаружи с многими колоннадами, с фронтошпицем, с балюстрадой со статуями вокруг и разными вазами. [...] По краю этой постройки я сделал большую террасу с балюстрадой по обе стороны мраморного спуска...».

По периметру крыши шла балюстрада, украшенная двенадцатью статуями и двенадцатью вазами. На скатах «надломленных фронтонов» располагались четыре фигуры — по две с каждой стороны. Вокруг павильона, у колонн, стояли восемь статуй. Над входными дверями были помещены огромные маскароны, а над окнами — львиные головы и раковины. Пространство между каждой парой колонн было украшено лепными гирляндами из фруктов.

 

Грот, 1847

 

Внутри павильон делился арками на три части. По проекту обер-архитектора стены центрального зала, расположенного под ку¬полом, должны были быть выложены множеством экзотических раковин.

23 июня 1762 года началось украшение раковинами стен и сводов в Гроте. На убранство пошло 210 крупных и до 17,5 пудов мелких раковин. Изнутри Грот по описанию самого Растрелли был отделан «наиредчайшими раковинами, презабавными орнаментами, вазами, статуями и колоннами весьма причудливого вкуса».

Сложные работы по сооружению гротов выполняли специалисты «гротического дела», по преимуществу итальянцы. Такой мастер Игнатий Россий был приглашен для отделки Грота во дворце Елизаветы. Павильон Грот в царскосельском саду, задуманный императрицей, является свидетельством стойкой моды на курьезы и постоянный интерес при дворе царскосельской помещицы к экзотическим темам и материалам.

 

 

В таком виде, с каменной балюстрадой вокруг белой, луженаго железа, крыши, простоял Грот до 1770 года.  В 1770 году Императрица Екатерина II приказала разобрать при Гроте балюстраду и пристань с будкой, а в 1771 году — „исправить" штукатурные украшения в нем по проекту архитектора В. Неелова». Он составил проект внутренней переделки Грота.

Вместе с тем известно, что она проводилась уже по рисункам А. Ринальди с 1771 г. до конца 1770-х гг. Творчество Ринальди, более близкое классицизму, соответствовало вкусам Екатерины II.

После окончания отделки, в 1780-х годах, павильон стали называть Утренним залом. Тогда по желанию Екатерины II в нем разместили античные скульптуры, вазы из цветного камня.

В 1782 г. в окнах и дверях Грота установили ажурные решетки из кованого железа, украшенные позолоченным орнаментом из листовой меди… А. И. Успенский называет имя исполнителя четырех железных створчатых решеток с замками и петлями — вольного слесарного и кузнечного дела мастера Кригера.  

 

 

От украшения интерьеров морскими раковинами и пористым туфом, пришлось так же отказаться: от сырости, иные раковины сами собой отпадали, а другие от стен отдирали «шалуны», то было решено все раковины снять, а вместо них наполнить весь павильон произведениями самых разных резчиков – древних и современных, в том числе было много превосходнейших произведений из российских каменных пород работы С.-Петербургской Академии художеств и Петергофской гранильной фабрики.

В описаниях Царского Села VXIII века и на гравюрах того времени Грот называется залой «антиков». Назначение Грота было, с одной стороны, предоставлять прохладу, но еще важнее — восхищать и удивлять посетителя, демонстрировать тонкость вкуса владельца. Утренняя зала-это обитель просвещенной монархини. Грот был приспособлен под скульптурное собрание Екатерины.

 

 

Из новых произведений особенно выделялась мраморная статуя сидящего в кресле философа Вольтера работы Гудона: "Между новейшими произведениями искусства есть сидящий в креслах Волтер, в естественную величину, в халате и в колпаке, из белого Карарского мрамора Гудоном преизящно сделанный. Уменьшенный оный сидящий Волтер лепной работы и бронзовый находятся в Императорском Эрмитаже, а гипсовый имеется во многих домах в Санкт-Петербурге." (Готлиб).

«Когда входишь в эту залу, то, право, дух захватывает и — о чудо! Статуя Вольтера нисколько не теряет от всего ее окружающего. Вольтер прекрасно стоит там; он любуется на лучшие статуи античные и современные». Испытывать восторг перед статуей являлись и придворные: «… с тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами»

Императрица Екатерина II, в одном из писем к Гримму, говорит про эту залу так: "Статуя Вольтера, сделанная Гудоном, поставлена в утренней зале, там она окружена Антиноем, Апполоном Бельведерским и множеством других статуй, которых формы привезены из Рима, а отлиты они здесь. Когда входишь в  эту залу, то, вправо, дух захватывает и -о, чудо! статуя Вольтера нисколько ни теряетот всего ея окружающаго. Вольтер прекрасно стоит там; он лубуется на лучшие статуи античные и современныя. Эта зала имеет имеет дверь, выходящую на озеро, другая выходит на очень густую аллею; с тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами".

Несколько лет это изваяние украшало павильон Грот. Однако после того, как в 1791 г. в Париже начались революционные шествия, участники которых называли Вольтера “вдохновителем борьбы за народную свободу”, русская императрица разгневалась на француза-вольнодумца. В результате скульптура его была вывезена прочь из царскосельского Грота.

Почти полвека судьба этого творения Гудона оставалась неизвестной. В 1831 г., начав работать над историей Петра I, Пушкин захотел познакомиться с документами, посланными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал “Историю России при Петре Великом”. После смерти знаменитого французского философа бумаги эти вместе с библиотекой его были отправлены в Россию и хранились в одной из комнат старого Эрмитажа. Вход туда был строжайше запрещен, и Пушкину пришлось добиваться личного разрешения императора Николая, чтобы попасть в это закрытое хранилище. Оказавшись в полутемной комнате, Александр Сергеевич вдруг, к немалому удивлению своему, буквально нос к носу столкнулся с самим Вольтером — скульптурное изваяние работы Гудона было втиснуто в узкое пространство между книжными полками. Статуя так понравилась Пушкину, что он даже зарисовал ее на память в своей записной книжке. Но лишь более чем полвека спустя, в 1887 г., опальное мраморное изваяние философа-вольнодумца было выставлено на всеобщее обозрение в главном музее Северной столицы.

Затем в Гроте были поставлены: бронзовое изображение Людовика XIV на лошади; бюсты: императора Иосифа II, Монтесумы, последнего мексиканского государя; султана Солимана и любимой его жены, с полузакрытым лицом; две вазы из сероватой колыванской бреччи; ваза из синеватой яшмы и проч. Эти произведения были сделаны на Петергофской гранильной фабрике.

 

 

В 1771 годуАнтонио Ринальди осуществил отделку интерьеров павильона. Легкая, изысканная по рисунку декорация стен, исполненная по чертежам архитектора, сохранилась до наших дней. На сводах и стенах более поздней отделки можно определить места бывшего расположения раковин.

Среди собранных в большом количестве древностями было, конечно, много предметов и менее ценных. Екатерина летом 1792 года повелела своему секретарю Храповицкому отобрать лучшие по его мнению, античные бюсты и, сделав с них бронзовые копии, поставить их на колоннаду (Камеронову галерею).  

Императрица Екатерина II любила в Гроте заниматься делами и когда она там «занималась», по словам М. И. Пыляева, в сад никого не пускали. Этот ритуал даже нашел отражение в стихах Державина:

Здесь в полдень, уходя в гроты,
покоилась прохлад в тени,
А тут Амуры и Эроты
Уединились с ней один.

До 1787 г. все бронзы, которые были позже переставлены на Камеронову галерею, находились, вероятно, в царскосельском Гроте. Здесь же разместили колоссальную бронзовую «Ниобею с дочерью» (отлитую в 1786 г.), мраморного «Ахиллеса» («Ареса» Боргезе), вместе с его бронзовой копией, выполненной Ф. Шубиным в 1789 г.

При императоре Павле,  методично разрушавшего любимою резиденцию матери,  в 1797 году, наибольшая часть атиков была оттуда взята архитектором Бренной и графом Шуазелем-Гуффье. Статуя Вольтера долгое время считалась пропавшей и была найдена уже в царствование императора Александра II в подвале Таврического дворца в Петербурге, перевезена В Царское Село, но затем вновь отправлена в Петербург, где была помещена вЭрмитажную библиотеку.

 

 

 

Изысканный силуэт павильона, окруженного деревьями старого парка, отражается в зеркальной глади пруда. Окруженный с трех сторон водой, будто выросший из ее глубин, запоминающийся своим высоким восьмигранным куполом и рельефными стенами, Грот был первым сооружением, оживившим пустынную панораму берегов.

Грот как бы связывает регулярную и пейзажную части парка. Не случайно Растрелли создал его фасады одинаковыми, подчеркнув тем самым равное его значение и в композиции Старого сада, и в панораме пруда.

 Фасад Грота украшают группы рустованных колонн по углам здания и у выступа портала с разорванным лучковым фронтоном. Ребра купола, круглые окна (люкарны) его барабана отделаны резными гирляндами с фигурами путти. Необычен скульптурный декор Грота: с наличников окон смотрят маски покровителя водной стихии Нептуна, скульптурные изображения наяд итритонов, а в обрамления дверей включены рельефные изображения дельфинов, амуров с сосудами и морскими раковинами, декоративных струй воды и водорослей. Фасад и капители колонн тоже украшены масками Нептуна и барельефами с изображениями сплетенных хвостами дельфинов.

Очертания павильона со скругленными углами, нишами для статуй, большими полуциркульными выступами на торцевых фасадах характерны для архитектуры барокко. По-царски щедро декорированный развлекательный парковый павильон в эпоху Екатерины II превратился в место уединения и отдыха на берегуБольшого пруда.

 

 

В 1780-х гг. Грот стали называть Утренним залом.И.Яковкин пишет: «Так здание называлось от того, что Екатерина II, вставая всегда рано, по утрам в хорошие ясные дни иногда изволила заниматься государственными  делами или в Цветном садике возле колоннады, или иногда, для вящей прохлады, и в сем гроте, где каменные искусственные произведения, как и прежде,  тем еще более увеличивали прохладу; посему до семи часов утра во время высочайших здесь присутствий вход в сад совершенно запрещен был посторонним людям.». Екатерина очень любила вид от Грота на озеро и часто по утрам в жаркие летние дни удалялась сюда и занималась здесь делами и литературой. Сюда же в эти дни, к 10 часам, сигналом созывалась молодежь для общего «фриштика» чаем, кофе и шоколадом. Иногда при этом бывала утренняя музыка. Часто в теплые вечера с наступлением темноты Императрица здесь ужинала, слушая военную музыку, гремевшую у «Зала на острову».

В 1780-х годах в павильоне Грот находились каменные столешницы разных форм, выполненные из черного, синего с белыми прожилками, желтого мраморов, столешницы из яшмы, а также «струйчатые и мозаичные». Некоторые из них были отправлены на Петергофскую гранильную фабрику, другие переданы «архитектору Гваренгию для постановления [...) в старом Царскосельском саду позади крестьянского деревянного дома железной беседки...»

В 1782 году в окнах и дверях Грота установилиажурные решетки из кованого железа: на переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты из листовой меди. Черные с позолотой решетки прекрасно оттеняют голубизну наружных стен, удачно перекликаются с отделкой фасадов Большого дворца и циркумференций, что подчеркивает архитектурное единство сооружений. В великолепном узоре решеток дверей Грота Растрелли повторил некоторые мотивы рисунка дворцовых ворот циркумференций (оконные и дверные проемы Грота были застеклены лишь в1900 году). Гранитный цоколь павильона и глухая балюстрада, ограждающая его крышу, служат как бы рамой, заключающей в себя эту живую, динамическую игру форм. Стены Грота отделаны лепной работой и выкрашены в 2 тона: полы из мраморных плит. Несмотря на простоту отделки, здание производит выгодное впечатление своими пропорциями и выдержанным рисунком лепки. Отделка «просто квадратной работой», избранная Екатериной, кажется прекраснее густой наружной позолоты и бесчисленных раковин, столь нравившихся Елизавете Петровне.

Наружный вид здания довольно значительно изменился по сравнению с тем, каким он представлялся на старинных гравюрах. Изменены украшения на крышах, снята балюстрада со статуями. В XIX веке здесь появились бронзовые скульптуры "Умирающий Галл" и"Гладиатор". До середины XIX века внутри здания стоялаколоссальная статуя Императрицы Екатерины II в виде богини Минервы работы Рашетта, отлитая В. Можаловым в Петербургской академии художеств в 1789 году.

 

 

1795 года Августа 14 дня присланы в утренний грот 28 мраморных статуй и бюстов, находившихся до того времени в Мраморном дворце.

В.П. Стасов, занимавшийся реставрацией парковых павильонов Екатерининского парка в 1817 году,  составил проект на коренную перестройку обветшавшего растреллиевского грота.

 

 

Прежним он сохранил лишь остов, совершенно преобразовав вид здания в характере, свойственном его архитектурному почерку, с лоджиями и плоским куполом. Тогда же ему было поручено соорудить у грота пристань. Однако ни переделки грота, ни постройки пристани ему выполнить не пришлось, и грот оставался без ремонта до начала 1830-х годов, когда его восстановили в прежнем виде.

Позднее архитектором А. Ф. Видовым перед Гротом был насыпан берег и устроена пристань, она перестраивалась в 1830 и 1872 годах.

У этой пристани 6 января, в праздник Крещения, происходило в Высочайшем присутствии торжественный молебен с водоосвящением. По окончании обедни в церкви Большого дворца, высочайший выход следует по залам до главной лестницы, выходят в парк посреди войсковых шпалер, двигается до Грота, откуда послемолебна и водосвятия, под гром пушечного салюта, возвращаются обратно во дворец.

В прежние времена тут же, 1 августа и в день памяти прп Серафима Саровского, совершалосьводосвятие, если в эти дни Высочайший двор находился в Царском Селе.

 

1941-1944

 


Во время освобождения г. Пушкина здесь лежали две 250-килограммовые бомбы, ящики с боеприпасами. Электрические провода от них тянулись к Зубовскому флигелю, там лежала одна 250-килограммовая бомба, и далее через весь дворец, чередуемый такими же бомбами до дворцовой церкви. А от Камероновой галереи провода тянулись к павильону «Грот», где и находился часовой механизм подрыва.

Как раз внизу под пилоном, стояла черная гитлеровская табличка с надписью: «Сборный пункт Мёллера». Это, очевидно, и была подрывная команда фашистов. Наши саперы во время перерезали провода в этом месте, уничтожили подрывников и взрыва не произошло.

Бронзовые скульптуры "Умирающий галл" и "Гладиатор" перед занятием немцами г. Пушкина также были закопаны в землю. После войны их установили на прежние места.

А. Кучумов в письме своей жене от 23 июня 1944 года: По Аполлоновой аллее зайдем в Грот… двери раскрыты, внутри огромное количество ящиков от мин, сваленных в беспорядке, среды них возвышается пустой пьедестал от Цереры, тоже увезенной в плен… Сохранились чудесные решетки дверей, и даже рамы и двери. С внешней стороны пострадали от снарядов две колонны. На купольных окнах уцелела деревянная резьба XVIII в. с амурами. Выходим на пристань, одна сторона балюстрады, разбитая снарядом, лежит в прозрачной воде..."

В 1950-х годах в Гроте располагался буфет, где можно было купить лимонад, булочку, печенье и другую еду.

1956 год, газета Вперед: В павильоне «Грот» организуются выставки и кинолекторий. Здесь устанавливается телевизор.

Пристань в 1971 — 1972 годах отстроенапо новому проекту в граните.

Павильон органично вписывается в окружающий пейзаж и виден со всех сторон Большого пруда. 

 

 

 

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.
  • Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг
  • Письма А. Кучумова
  • Материал газеты "Вперед"

 

Современные фотографии tsarselo.ru ©

 

 У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 25240 просмотров
Комментарии (4)
Lorena # 12 сентября 2018 в 17:50 0
В данной статье

http://tzar.ru/science/research/stepanenko-sculpture

упоминается свинцовая статуя «Купальщицей», которая до 1925 г. находилась у павильона Грот
Но на этом сайте не нашла ее изображений
Lorena # 14 сентября 2018 в 22:52 0
Возможно под свинцовой статуей Купальщицы подразумевается свинцовая статуя Леды, которая на старинной открытке названа Венерой
http://geglov2.narod.ru/jpg/Ekat_P_P/Gran_t/Istor/P1010199.jpg
а может быть, это была совсем другая скульптура, раз она была повреждена в конце 1925  г. и перемещена в 1926  г. в скульптурную мастерскую.
Photojour # 26 сентября 2018 в 08:14 0
Леда была не свинцовой и стояла на Гранитной террасе
Photojour # 26 сентября 2018 в 08:19 0