Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Китайская (Скрипучая) беседка

Фотоальбом Китайская (Скрипучая) беседка

Как же популярно среди русской знати второй половины XVIII столетия было увлечение «всем китайским»! Интересно, что законодателями такой моды зачастую выступали члены венценосной семьи Романовых, причем ее запросы не ограничивались коллекционированием раритетов, привезенных прямо из Поднебесной. В немалой степени они коснулись архитектуры, побудив придворных зодчих вдоволь поупражняться в восточных стилизациях. Наверное, самой удачной иллюстрацией этих опытов сегодня может быть признан комплекс построек в псевдокитайских формах на территории Екатерининского парка. Удивительная по красоте и самобытности композиция зачаровывает взоры уже не одного поколения гостей Царского Села. Своего рода жемчужиной этого ансамбля всегда признавалась Китайская, или Скрипучая, беседка.

Экзотический павильон, называемый Китайской (Скрипучей) беседкой расположен на живописном берегу пруда, на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Новым садом Александровского парка. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издавал громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки — Скрипучая.

1840-е. Китайская (Скрипучая) беседка, Автор Ф.В. Перро, Холст, масло, СПб

 

Беседка была сооружена по проекту архитектора Ю. М. Фельтена, хотя некоторые исследования приписывают авторство проекта Ринальди. Учитывая, что Ринальди создал себе репутацию работами по разбивке сада на Собственной даче императрицы в Ораниенбауме, возможно принять во внимание предположение Д. А. Кючарианц о том, что ему же принадлежит глубоко продуманный выбор места дпя Большого каприза и Китайской (Скрипучей) беседки в Царскосельском саду, композиционно включенных в ансамбль китайских сооружений, целостность которого предполагает одного автора.

Архивные данные похволяют допустить участие Ринальди и в разработке проекта Скрипучей беседки, называвшейся первоначально «Китайским домом», хотя в указе 1778 года о ее постройке автором проекта назван Ю. М. Фельтен. Обстоятельства исполнения проекта до сих пор не выяснены в деталях.

1800-е. Скрипучая беседка и Большой луг. Дж.Кваренги

Обстоятельства исполнения проекта до сих пор не выяснены в деталях. Сохранилось письмо А. А. Безбородко к А. П. Кашкину, датированное 17 сентября 1779. В указе от 23 января 1778 о постройке павильона и ассигновании средств на строительные работы она названа «Китайским домом». В этом указе как автор проекта упомянут Фельтен.

Путаницам имен не приходится удивляться — будучи причислен к Придворному ведомству, Фельтен был занят на постройках в Петербурге, и строительство по его проектам в Царском Селе осуществляли другие архитекторы. Так, сооружением Китайской (Скрипучей) беседки «по прожекту Фельтина», исполненному в 1778 году, занимался архитектор Конторы строений Села Царского И.В. Неелов. К тому же, императрица, создавая свой сад, стремилась добиться воплощения образов, уже обозначившихся в ее воображении, и, выбирая наиболее подходящий из нескольких вариантов различных авторов, сама правила эскизы. При этом известно, что нередко она теряла чертежи.

Работы велись под руководством И.В. Неелова в 1778–1786 годах, павильон возник одновременно с началом возведения Китайской деревни.

Хотя Скрипучая беседка находится на территории Екатерининского парка, зрительно и композиционно она связана с комплексом «китайских» сооружений соседнего с ним Александровского. Напоминающая «павильоны для рыбной ловли», возводившиеся в садах «китайского стиля», беседка расположена на узком перешейке между двумя прудами и, подобно кораблю, вытянута в продольном направлении.

К центральному овальному Купольному залу примыкают с противоположных сторон два меньших по размерам, почти квадратных в плане помещения. Беседка имеет два входа — с восточной и западной сторон, — решенные в виде прямоугольных выступов и оформленные с трех сторон открытыми полуциркульными арками.

Беседка и террасы увенчаны флюгерами в виде китайских знамен, которые, вращаясь по ветру, протяжно скрипят. Отсюда второе название беседки — Скрипучая. 

От главного входа к пруду спускается каменная лестница из двенадцати ступеней в виде постепенно расширяющихся полукружий. Первоначально кровлю здания с изогнутыми краями по углам — в подражание приему, характерному для китайских пагод, — украшали ярко раскрашенные ипозолоченные фигуры извивающихся драконов, выполненные из дерева мастером П. И. Брюлло.

Наибольшей сложностью отличается решение центрального объема, 12 четырехгранных столбов поддерживают «китайскую» кровлю над ней — открытую «беседку» на металлических столбиках. Над боковыми помещениями Скрипучей беседки возвышаются легкие открытые террасы на четырехгранных столбиках, также увенчанные флюгерами, повторяющие в упрощенной форме завершение центрального объема.

Наружные стены павильона были расписаны под цветной мрамор. Двери центрального помещения, декорированы «китайской» орнаментальной резьбой и росписью, а окна над ними имеют форму сдвоенных кругов. Из китайской архитектуры заимствован мотив каменных горок у основания пилястр, расположенных по углам центрального объема.

От террасы перед центральным входом спускается к пруду каменная гранитная лестница со ступенями в виде постепенно расширяющихся полукружий.

Работами по «убиранию Китайской беседки под цвет мрамора» в 1780 году руководил лепного дела мастер А. Бернаскони. Ему помогали мастера С. Рихтер и И. Кезберх. В 1782 году Бернаскони вел в павильоне штукатурные работы «на подобие мрамора». Окончательный расчет с мастерами, выполнявшими работы по внутренней и наружной отделке, был произведен в 1788 году.

Беседку окружает необыкновенно живописный пейзаж. К концу XIX — началу XX века Скрипучая беседка утратила роспись стен под мрамор и лишилась многих декоративных деталей.

После 1945

Скрипучая беседка, очень сильно пострадавшая в 1941– 1945 гг., впервые была полностью восстановлена спустя десять лет. Тогда здесь заменили деревянные стропила, кровлю выполнили из оцинкованного железа и снабдили изоляционной прокладкой из борулина, затем окрасили и расписали орнаментами. Одновременно на беседке выполнили большой объем работ по деревянной резьбе, граниту, мрамору, известняку и штукатурке.

По новым эскизам реставраторы воссоздали многое из утраченного. Ими были заново написаны плафоны центрального зала и верхних объемов, расписаны простенки над дверями в характере черных лаков, выколотным способом сделаны фигуры драконов на углах и водометы в виде драконьих голов. Произвольный набор иероглифов на больших входных дверях мастера заменили китайской надписью «Добро пожаловать», тогда как ручки для них изготовили по аналогии с таковыми из Китайского дворца в Ораниенбауме; на кровлях установили железные гребни в точности как на рисунке Неелова.

Были изготовлены новые фонари четырех типов, а на бельведерах и внизу перед гранитной лестницей установили железные перила. Оштукатуренные заново фасады расписал «под мрамор» художник А. В. Трескин.

1956 год, газета "Вперед": "27 мая открывается вновь восстановленный павильон «Китайская беседка». В нем будет большой выбор занимательных игр."

К сожалению, в последующие годы павильон интенсивно разрушался как от природных факторов, так и стараниями посетителей парка и  стала вновь нуждаться в реставрации. В результате этого пострадали или были утрачены многие детали архитектурно-декоративной отделки памятника. В 1992-м году по нему началась разработка нового реставрационного проекта, реализация которого стартовала спустя еще пять лет. Специалисты ООО «Геликон» положили на павильон очередную оцинкованную кровлю, успели сделать, но не навесили водосточные трубы, изготовили для дверей резные накладки из дерева, привели в порядок два малых дубовых дверных полотна, а четыре больших заполнения демонтировали и увезли в мастерскую. Кроме того, из гипса было отлито восемь кронштейнов для фасада, а также модели круглых барельефов и драконов.

Дальше в процессе реставрации Китайской (Скрипучей) беседки наступила долгая вынужденная пауза, связанная с отсутствием финансовых возможностей в бюджетах различного уровня — от федерального до музейного. Позитивный сдвиг во всей ситуации наметился, когда ГМЗ «Царское Село» и город Пушкин приступили к подготовке к своему 300-летнему юбилею. Беседку, в числе прочего, удалось включить в программу восстановления памятников музея-заповедника, провес­ти тендер на исполнение проекта и определиться с новым генеральным подрядчиком. Теперь эту эстафету приняла компания «Краски Города», приступившая к выполнению работ на объекте в декабре 2009 года, когда до празднования оставались считанные месяцы...

За помощью с воссозданием бронзовых драконов на кровле памятника генподрядчик вновь обратился к партнерам из ООО «Матис».

Как результат, и современным реставраторам в ходе восстановления памятника приходится сталкиваться с целым клубком проблем. Одной из них стали фигуры драконов, которые в свое время являлись главным декоративным акцентом центральной кровли. Было очевидно, что проект воссоздания этих скульптур, выполненный еще в 1992 г., морально устарел. Мы взглянули на тему по-новому и взяли за основу фиксационный чертеж арх. В. И. Неелова, который триста с лишним лет назад лично осуществлял надзор за работами на Китайской беседке. После увеличения фрагментов по ним были прорисованы силуэты дракона, который мог стоять либо на двух, либо на четырех лапах. Научный совет музея предпочел вариант «с двумя лапами и витиеватым хвостом». Была выполнена модель, которая в процессе согласований не раз тщательно примерялась к фасаду здания, и в итоге всего была принята и отлита в металле мастерами фирмы «Матис». На окончательном этапе принимались решения по тонировке. Поскольку исторически на беседке стояли позолоченные драконы, нынешнюю их версию решено было подвергнуть патинированию в светлой бронзе...

К 300-летию Царского Села беседка была отреставрирована и вновь в этом уголке Верхних прудов засиял ее яркий нарядный облик.

 

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • Статьи И. Степаненко: Ринальди. Фельтен.  Сборник: Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Архитектура и дизайн

 

 У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: 0 Голосов: 0 12208 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!