Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Концертный зал и утраченные павильоны рядом

 

Фотоальбом Концертный зал

 

 

 

На острове, образованном сетью каналов, на который можно попасть по железному мостику с покрытием из чугунных плит, расположен Концертный зал, почти совсем закрытый деревьями и кустами. В 1786 году остров был виден от самых окон дворца. Все это место называлось "Большой луг".

 

Концертный зал и павильоны рядом на карте Царского Села 1857 г.

 

Концертный зал, построенный в 1782 — 1788 годах — одна из ранних работ прославленного архитектора Дж. Кваренги в России и лучшее парковое сооружение строгого классицизма. Павильон относится к лучшим произведениям архитектора. Он включен в число памятников мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

В 1781 году была изготовлена его модель, а в 1782-м началось строительство.

 

 

Сам автор назвал его "залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере". Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служит панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале. На нем изображена статуя богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Новое здание называли Музыкальным, или Концертным, залом, так как в нем собирались для камерного музицирования, но первоначально оно, подобно павильону, сооруженному Ч. Камероном в 1780 году в Павловске, именовалось и Храмом Дружбы.

Конец XVIII века — время увлечения античным искусством. В это время широкое распространение получило посвящение возведенных в этом стиле построек греческим и римским богам. «Храм Цереры» был призван символизировать как верховную власть императрицы, так и богатство и процветание подданных. В то же время для Екатерины II любимый парк был местом, где она и ее гости, гуляя и любуясь архитектурными постройками, могли чувствовать себя свободно и естественно. Здесь можно было веселиться, кататься с горок и слушать музыку.

Однако императрица в 1788 году наложила запрет на название "Храм Цереры", что, вероятно, связано с его «масонской» окраской, ставшей для нее к тому времени неприемлемой. «Слово "храм" в огороде терпеть не могу, — написала она на одном из счетов на произведенные работы, — таковой залы нет в Царском Селе, а есть концертная». Венценосная хозяйка Царского Села решила называть зал Музыкальным, или Концертным. Так сооружение именуется и поныне.

 

 

Мост у Концертного зала – первый металлический мост на европейском континенте, изготовлен по проекту  Дж. Кваренги на Сестрорецких оружейных заводах в 1783–1784 годах, таких мостов на Верхних прудах всего 5. Реставрация ведущего к Концертному залу моста завершилась в 2010 году.

Зал был построен по правилам акустики. Небольшой, но монументальный Концертный зал отличается лаконизмом архитектурных форм. Концертный зал строгой кубической формы с изысканными пропорциями украшен двумя портиками, примыкающими к фасадам с противоположных сторон. Совершенно гладкие, лишенные каких-либо украшений плоскости его стен прорезаны высокими прямоугольными окнами без наличников. Сдержанность и простота облика павильона смягчены пышностью его лепного фриза из «букраниев» — бычьих черепов, соединенных гирляндами.

На главном, обращенном к дворцу фасаде, с северо-западной стороны,  в  массив здания «врезана» открытая ротонда из девяти колонн, увенчанная невысоким сферическим куполом.

 

 

На противоположном, южном фасаде возвышается четырехколонный тосканский портик, на котором мы видим лепные барельефы на сюжеты античных мифов, посвященные искусству и музыке… В тимпане его фронтона мы видим лиру в венке, переплетенном лентами, — символ искусств и главного из них — музыки. Барельефы исполнены скульптором М.И.Козловским. Сюжетом для центрального барельефа в портике скульптор избрал античный сюжет «Аполлон, играющий на лире перед Церерой», олицетворяющий союз искусств и природы.

В центре ротонды должна была стоять статуя Цереры, но этот замысел не осуществился. Однако богиня, внимающая звукам лиры Аполлона, «присутствует» на барельефе, расположенном над входом в павильон.

 

 

Спокойные и ясные двухфигурные композиции представляют сидящих муз, занимающихся искусствами и науками, поющих и музицирующих. В портике, над входом, изображен играющий на лире Орфей, чьей музыке была подвластна вся природа. Перед ним «твари земные» — лев и бык, орел и страус, гусь и змея. На фасадах Концертного зала — шесть ниш, предназначенных для статуй. В середине XIX века в них стояли гальванопластические копии с антиков. После их переноса на террасу под их своды, подняв пол приблизительно на 25 см, в результате чего пилястры стали короче.

Массивные двери, выходящие на круглый, украшенный колоннами портик, ведут внутрь 10-саженного концертного зала.

Вся отделка зала в классическом стиле, потолок в виде овального свода, украшен фресковой живописью.

 

 

Плафон зала решен в виде зеркального свода (перекрытие с обширной горизонтальной поверхностью — «зеркалом» — и плавным изгибом при переходе к стенам), в живописном оформлении которого использованы геометрические фигуры — круги и прямоугольники. На одном из панно изображена Юнона на колеснице, на другом — титан Хронос (Сатурн) в виде старца с косой, тоже на колеснице. Полихромные фрески исполнены прямо по штукатурке художником Дж. Скотти.

 

 

На падуге, в ромбах, размещены знаки Зодиака, солнце и луна. Они соединены между собой растительным орнаментом, повторенным в мозаике пола На стенах зала — яркие «зонтики» художника К. Скотти в технике фрески.

Стены Большого, или Музыкального, зала отделаны искусственным мрамором и декорированы пилястрами коринфского ордера. В оформлении зала использованы орнаментальная роспись, живописные панно над дверями и окнами и скульптурные медальоны мифологического содержания, исполненные скульптором К. Альбани. Считается, что в 1788 году, в соответствии с проектными чертежами Дж. Кваренги, художник Я. Меттенлейтер расписал гладкие стеновые панно в простенках между дверями и окнами. Но эти росписи если и находились когда-то в центральном зале, до настоящего времени не сохранились.

Над окнами и дверями располагались ныне утраченные живописные композиции, исполненные в Риме художниками И. Кристом и Д. Кадесом и посвященные Элевсинским мистериям, связанным с культом Цереры, -«Похищение Персефоны», «Уход Цереры из Элевсипа», «Церера перед Юпитером» и другие. В последней богиня плодородия просит царя богов отдать ей похищенную Аидом Персефону, а он велит Церере вернуть земле, подвергшейся из-за ее скорби засухе, способность плодоносить. Один из сюжетов, «Жертвоприношение Церере», с изображением статуи богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник, особенно соответствовал первоначальному назначению павильона как святилища Цереры.

Торцовые стены зала украшены большими медальонами с рельефами — аллегориями архитектуры, живописи, скульптуры и науки, исполненными одним из постоянных сотрудников Дж. Кваренги — К. Альбани.

 

 

Вместо паркета в зале и кабинетах — подлинные античные мозаики. В 1784 году в Царское Село был доставлен привезенный из Остии (близ Рима) подлинный античный мозаичный пол конца II — начала III века н. э., который помещен Кваренги в Большом зале, пол представляет наибольшую ценность Концертного зала. В самом центре зала нашему взору открывается черно-белая мозаика II — III веков.

Она посвящена мифу о похищении Европы, дочери финикийского царя Агенора, Зевсом, принявшим облик быка. Обернувшийся быком грозный владыка плывет по морю, увозя на своей спине полуобнаженную девушку с развевающимся над головой покрывалом. Впереди них — вестник с факелом, вокруг — тритоны, трубящие в рога, и дельфины. Фигуры быка и полуобнаженной женщины с развевающимся над головой покрывалом выделяются на белом фоне мозаики, в углах которой изображены морские чудовища с рыбьими хвостами. Композиция обрамлена фризом с изображением стилизованных цветов лотоса.

Зрителем, находившимся под впечатлением побед России над Турцией, которые укрепили международный авторитет Российской империи, мозаика могла восприниматься в качестве аллегории «покорения» Европы Екатериной Великой. Прогрессивная деятельность Екатерины на российском троне была известна в европейских странах, во многом благодаря переписке императрицы с энциклопедистами, что способствовало ее славе просвещенной монархини. К тому же, бык (телец) является зодиакальным знаком «северной Минервы».

По бокам от центральной композиции пола располагаются восьмиугольные мозаики, созданные по рисунку Дж. Кваренги из разноцветного русского мрамора. В центре каждой из них — розетка в окружении орнаментов растительного характера, напоминающая «розу ветров». Пол вокруг мозаик выложен блоками серого и розового (тивдийского, рускеальского и уфалейского) мрамора. Части мозаичного пола по сторонам античной композиции выполнены по рисунку Кваренги русскими мастерами.

Практика создания интерьеров в конце XVIII века, когда отделка и убранство задумывались как единое целое, позволяет предположить, что мебель для Концертного зала была выполнена по эскизам Кваренги или по согласованию с ним.

 

 

Гарнитур составляли кресла (к концу XIX века их было 8) и 48 по-кваренгиевски приземистых стульев на коротких точеных ножках, украшенных золочеными поясками и зассами». Мебель имела нехарактерные для русских предметов этого времени спинки изогнутого силуэта, украшенные «по краям золочеными розассами и рельефными рамами, выкрашенными в зеленую краску». Поскольку на полу центрального зала и кабинетов были размещена античные мозаики, мебель расставлялась вдоль стен, чередуясь со скульптурами на пьедесталах. Большое число мест для сидения объяснялось, вероятно, намерением императрицы устраивать здесь концерты и музыкальные вечера.

«1788  года Декабря 2 дня, чрез Г. Соймонова повелено, привезенныя с Колыванских заводов, сделанныя там из чернаго порфира две столовыя доски, весом в 20 пуд 30 фунтов, да пьедестал в пяти штуках состоящий, весом 129 пуд 37 фунтов,  отослать в Село Царское и столы поставить в концертной зале, по показанию архитектора Гваренгия».

Около стен располагаются 28 полукруглых пьедесталов, изготовленных мастером И. Пинкетти из красивейшего розового тивдийского мрамора, добывавшегося в Карелии. На них были установлены античные бюсты из собрания императрицы. Сейчас в этом же зале по стенам стоят 28 небольших мраморных копий с античных бюстов.

Кроме зала, здание имеет еще два кабинета, отделенных от него прямыми арками. Два малых кабинета различаются по характеру внутреннего оформления. Один из них может быть назван Скульптурным кабинетом, другой — Живописным.

Кабинет в восточном углу здания называют Скульптурным: в нем находятся четыре барельефа К. Альбани — аллегории искусств, архитектуры и науки, в античные времена причислявшейся к искусствам. Ложный крестовый свод кабинета декорирован тонкими лепными орнаментами с деликатной позолотой и многоцветной фресковой живописью. Стены отделаны ярким узорчатым искусственным мрамором, одна из них расписана. Сплошную панель внизу образует облицовка «под порфир» (в зале она сделана только под окнами). В кабинете стояла античная статуя консула,  теперь украшающая фасад соседствующего с Концертным залом павильона «Кухня-руина».

Скульптурный кабинет украшен четырьмя барельефами — аллегориями «Живопись», «Архитектура», «Скульптура» и «Наука». Полы в обоих кабинетах — из мраморных плит с орнаментальными мозаичными вставками римской работы конца I — начала II в.н. э. На откосах окон кабинета сохранилась уникальная мозаика из искусственного мрамора, имитирующая технику флорентийского набора из цветных камней и отличающаяся удивительно гладкой, блестящей, производящей впечатление костяной поверхностью. Четко прорисованы словно выполненные красками многоцветные листья с тонкими трепетными побегами. В арабески орнамента включены маленькие прямоугольные вставки с текстурой, создающей иллюзию рисунка естественного камня, напоминающего морские или горные пейзажи.

На полу Скульптурного кабинета — орнаментальная античная мозаика I—II веков, в полихромном узорочье которой преобладает рисунок плетенки.

В другом кабинете — Живописном — стены сплошь облицованы искусственным мрамором. В квадрате его зеркального свода, отмеченного по углам «зонтиками», парит Слава с трубой, в сопровождении путти, несущего лавровый венец. С четырех сторон центрального поля размещены многофигурные композиции со сценами жертвоприношения. Росписи первоначально были выполнены итальянским художником-декоратором Д. Валесини в технике энкаустики (живопись восковыми красками), широко применявшейся в Древнем Риме.

Орнаментальная античная мозаика I-II веков на полу Живописного кабинета набрана из черных, красных, белых, зеленых, желтых кусочков камня. Ее рисунок состоит, в основном, из прямоугольников с растительными мотивами и ромбов со знаками свастики — древнейшего солярного символа.

В Живописном кабинете барельефы заменены живописными панно. Над росписями помещений Концертного зала работали художники-декораторы Д. Валесини, Ф. Д. Данилов и др.

Записи в камер-фурьерском журнале свидетельствуют о том, что в конце XVIII века императрица и ее двор посещали зал для слушания концертов и различных игр.

Концертный зал по праву считается одним из шедевров русской садово-парковой архитектуры последней трети XVIII века.

 

В первые годы после революции в Концертном зале устроили хранилище разнообразной мраморной скульптуры, где к 1941 году остались только античные образцы или повторения антиков.

В 1926 году для павильона Концертный зал отлили бюсты Меркурия и Аполлона.

В начале войны некоторые произведения эвакуировали, значительную и до сих пор не найденную часть коллекции «захоронили» вблизи павильона, мозаичные полы закрыли рубероидом.

А. Кучумов в письме к своей жене 23 июля 1944 года так описывает состояние Концертного зала и павильонов рядом с ним после войны:

Напротив когда-то были Киоск и Фермочка, теперь там груды кирпича и пепелище, заросшее бурьяном… Кругом обезображенные пожаром подсохшие черные деревья. Страшный трагизм запечатлелся здесь на всем. Здесь немцы мучили и расстреливали безвинных жертв — пушкинцев. Здесь окончили жизнь Ласкевичи, Аня Красикова и многие другие. Жутко ходить по этому месту, ведь где-то тут же и их могилы; теперь заросшие травой… Концертый зал… незначительно повреждены колонны, внутри зал сохранился хорошо, украдены только живописные панно над окнами. Все мозаики в полной сохранности. Кухня-руина… руинистее не стала. Внутри лежат бюсты султана, его жены, Борея, Вакха и Сергелевский Густав Ваза, к сожалению, с побитым носом. Мраморная статуэтка Геркулеса (из Концертного зала) разбита на куски. Тут же лежит и «безголовый антик», который когда-то стоял у Руины..."

 

Концерный зал сильно пострадал во время войны, но не был разрушен и поэтому сохранил свою уникальную внутреннюю отделку, за исключением десюдепортов римских художников И. Криста и Д. Кадеса.Сразу после войны павильон отремонтировали и открыли для экскурсантов. В начале 1950-х годов была начата, а затем на долгие годы приостановлена его реставрация.

1956 год, газета Вперед: В южном и северном портиках «Концертного зала» можно будет поиграть в шахматы, шашки, почитать газету, журнал, сидя в шезлонге или лежа в гамаке.

На момент начала последней реставрации здесь наблюдались протечки на стенах павильона и потолке ротонды, разрушение мраморного мозаичного пола, отсутствовали дверные заполнения, в центральном зале имело место частичное обрушение подшивки плафона и падуги, лепной декор и римские мозаики подверглись повреждениям, а облицовка из искусственного мрамора оказалась ощутимо поврежденной. Было принято решение профинансировать работу по устранению всех перечисленных проблем за счет внебюджетных средств ГМЗ «Царское Село», поручив ее коллективу ООО «Ресстрой». Он был в основном отреставрирован к 300-летию Царского Села к лету 2010 года, но работы еще продолжаются.

Для восстановления экспозиции пластики в Концертном зале использованы бюсты и небольшие статуи из собрания Государственного музея-заповедника «Царское Село», как подлинные, так и копии с античных оригиналов или выполненные по их мотивам. Четыре античных бюста находились здесь изначально.

 
Поблизости от Концертного зала находится маленькая круглая беседка, сложенная из частей древних мраморов, вывезенных при Екатерине из Греции -Кухня-руина. 

 

 

Турецкий киоск (утрачен)

 


Фотоальбом Турецкий киоск

 

 

В нескольких шагах направо от Рамповой дороги на берегу ручья, напротив Концертного зала, некогда стояло еще одно здание — оно называлось Турецкою беседкой или Киоской, по внешнему строению и по внутренним изображениям и уборам в турецком вкусе. 

При Екатерине II, ведшей победоносные войны с Турцией, в Царскосельском парке появились многочисленные памятные сооружения, иногда украшенные турецкими мотивами.

«Турецкий киоск», представлявший огромный интерес, был возведен в 1777 г. по чертежам И. Неелова. Киоск (тур. «кёшк») в Турции – это садовый павильон с фонтаном в центре и диванами, предназначенный для послеобеденного отдыха и приема приближенных. Он был выстроен по модели, привезенной из Турции «в память посольства князя Репнина в 70-х гг. XVIII века.

Прототип киоска не известен. Как нам сообщил турецкий исследователь Кемал Ибрагимзаде, в Стамбуле до наших дней сохранилась незначительная часть киосков XVIII в. Как правило, они назывались «касыр» и находились во дворцовых парках на берегу озер, рек или моря. Среди наиболее известных, один из которых мог стать прототипом для царскосельского павильона, были Касры-Нешат (построен в 1723 г., просуществовал до 1815 г.) и Касры-Дженан в Стамбуле.

Современники отмечали, что Царскосельский киоск был убран точно так же, как Константинопольский; диваны и полы были устланы драгоценными материями и коврами, привезенными из Турции», а стены расписали видами Константинополя.

Зал был чуть выше альковов и отделялся от них рядом тонких деревянных колонн, оформленных наподобие пальмовых стволов, с вырезанными из жести пальмовыми листьями.

Наружный вид павильона прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем, размерами пруда, густою зеленью и соседними каскадами. -.», — писал В. Я. Курбатов. Турецкий киоск принадлежал к числу любимых павильонов Екатерины II: эту «игрушку» она воспринимала; как символ восточной неги и роскоши.

 

 

Киоск, очевидно, стал одним из первых русских сооружений, возведенных в настоящем, а не фантастическом «турецком» стиле, созданном фантазией художников и архитекторов. Но некоторые современники почему-то называли его «мусульманским храмом или мечетью», настолько, видимо, необычен был его облик, и настолько неизвестна была культура Турции.

Екатерина, судя по записм кафер-фурьерских журналов и воспоминаний современников, довольно часто посещала с гостями "киоск". Так, "во время вечерней прогулки 8 июня 1786 года Екатерина с гостями “прибыть благоволила к Киоску, где перед тем изготовлен был вечерний стол, за которым в присутствии ее императорского величества угощаемы были господа чужестранные министры с их фамилиями; тоже обще с оными кушали находящиеся в свите придворные и прочие обоего пола персоны; и в продолжение стола играла музыка с хором придворных певчих.

При столе находились чужестранные следующие персоны:

  1. Великий британский чрезвычайный посланник и полномочный министр господин Фицгерберг,
  2. Испанский министр господин Нормандес,
  3. Неаполитанский полномочный министр господин Деболий,
  4. Португальский полномочный министр барон Остен-Сакен; с супругой 
  5. Тосканский полномочный министр барон Седделер,  с супруггой.

 

Для бывшего в Киоске вечернего кушанья употреблено было пять круглых разных столов, которые поставлены были – один посредине залы, четыре поменьше первого – по сторонам залы. По окончании стола в девять часов вечера ее императорское величество, отсутствовав из Киоски, в препровождении российских особ и чужестранных министров шествовать изволила садом вокруг пруда, в которое время в мраморной галерее играла инструментальная музыка с хором всей придворной капеллы певчих."

В 1911 г., по свидетельству Вильчковского, от материи остались одни чехлы, а от диванов почти сгнившее дерево. На стенах сильно попорченная живопись изображает окрестности Константинополя. Эти, частично сохранившиеся росписи указаны в Путеводители по Пушкину 1936 года. Деревянный киоск сгорел во время Великой Отечественной войны. До настоящего времени на островке, поросшем травой, еще заметен участок, где находилось здание.

 

Фермочка великой княжны Марии Александровны (утрачена)

 

Фотоальбом Фермочки

 

 

 За Концертным залом, на том же острову некогда располагался еще один, ныне утраченный, павильон  "Фермочка" великой княжны Марии Александровны, построенная в 1861 году по проекту архитектораИ.Монигетти.

Еще в 1858 году здесь для императорских детей был устроен огород, обнесенный железной решеткой, а «для добывания воды к поливке гряд» сделан маленький сход к пруду.

20 июля 1860 года в письме Я. В. Захаржевскому последовало распоряжение министра императорского двора «построить для Великой Княжны Марии Александровны, в Царском селе, на оконечности острова, на котором находится огород Августейших детей Их Величеств, на свободном месте за павильоном, таковую же деревянную ферму, как та, которая для Ея Высочества устроена в Александрии близ Петергофа».

Монигетти было поручено «составление чертежей для сей фермы в тех же размерах и в том же вкусе, как ферма, устроенная в Петергофе, с некоторыми лишь против нее разнообразиями», для чего ему пересылались «планы и фасады оной...». Петергофская ферма была построена по указу Александра II от 1858 года по сметам архитектора Э. Л. Гана в формах русской крестьянской усадьбы.

Монигетти составил свой проект детской фермы в русском стиле, который был утвержден 3 октября 1860 года в Вильно

По замыслу архитектора комплекс фермы, обнесенный резным забором с воротами, включал

  • чистую избу,
  • ледник,
  • коровник,
  • сарайчик для кур
  • столб с голубятней

 

Все уменьшенного размера для маленькой великой княжны.

Чистая изба, украшенная богатой «наружной декорацией» — «карнизами, подвесками, точеными колонками, крыльцом, двумя балконами и зонтиками над оными, наличниками и ставнями у окон», — внутри состояла из гостиной и кухни. Обстановка избы, в том числе столовый, чайный и стеклянный сервизы для фермочки, изготовленные на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах, были сделаны также по эскизам И.А. Монигетти.

Стены и потолок гостиной получили обивку из разных пород дерева: ясеня, дуба, березы, красного дерева и ореха; на полу был сделан дубовый паркет; в углу — голландская печь из цветных изразцов с вензелем "М.А." «с таковыми же карнизами»; по рисункам архитектора была изготовлена дубовая мебель: овальный стол под воск на резных ножках, девять маленьких стульев с мягкими сиденьем и спинкой, обтянутых французским ситцем, две резные скамейки, резная полка и шифоньерка. В угольном шкафу хранилась посуда, в красном углу образ Знамения в дубовой раме, с вышитым русским полотенцем. на полках посуда, между которой замечателен стеклянный кувшин времен Императрицы Елисаветы.

Под крышей чистой избы помещалась светелка с наружной лестницей со двора фермочки.

Стены и потолок с резьбой и вставками в русском стиле, вся обстановка, как в чистом избе, так и в соединенной с ней переходом молочной избе и кухне- детского размера.

В кухне обшивка потолка, стен, паркет, двери и оконные переплеты были сделаны из сосны; там же был устроен «израсчатый очаг с 2-х конфорною плитою с пирожным шкафом с медными дверцами».

Вмолочной избушке одна чистая комната с более простой мебелью и другая темная кладовая с различными дубовыми ведрами для молока.

Между избой и ледником были сделаны два крыльца в пять ступеней, связанные галереей с восемью колоннами, резными перилами и брусчатым потолком «в роде перголета для вьющихся растений».

Двор фермочки занят птичником  с голубятней. За молочной избой построен маленький коровник.

Ледник и коровник также были «со всеми разными украшениями во фронтонах, наличника, подвесок». Для кухни и ледника изготовили два четырехугольных стола из соснового дерева с березовой доской и шесть простых сосновых табуретов. В леднике имелся специальный ящик для льда, обложенный внутри свинцом и с медным краном для выпуска воды, в коровнике — ящик для овса с крышкой на железных петлях.

Дощатый сарайчик для кур, перекрытый односкатной крышей, украшали резные подвески и наличники.  Внутри строение было разделено брусчатыми перегородками на три отделения с полкамии жердочками и имело три двери.

Восьмиугольная в плане голубятня имела внутри полки и также была украшена резными подвесками.

Снаружи все строения и забор покрасили «разноцветными колерами в русском стиле». Двор засыпали щебнем, гравием и песком, посадили новые кусты.

 

 

15 августа 1861 года помощник главноуправляющего Царским Селом генерал-адъютант Г. Ф. Гогель сообщил на Императорский фарфоровый завод, что «Государю Императору пред отъездом Своим в Крым, благоугодно было повелеть [...]: изготовить] к приезду Их Величеств т. е. к 10 числу будущаго Октября месяца на строющуюся здесь, в Царском Селе, в собственном саду Ия Величеств, для Великой Княжны Марии Александровны маленькую ферму фарфоровые сервизы, как столовый, так и чайный.  Придворный Архитектор Профессор Монигетти составил для означенных сервизов рисунки».

На Императорском стеклянном заводе «во исполнение приказания Государя Императора были заказаны по рисункам Монигетти графины, кувшины, масленицы, кружечки и чарочки, рюмки, стаканы, молочники, полоскательницы и цветники (упомянутые вещи были поднесены императорской семье от завода в качестве подарка к Рождеству 1861 года). Вся посуда была доставлена в Царское Село 10-15 октября и принята лично Гогелем.

 

 

Остров, на котором размещалась фермочка, сообщался с противоположными берегами Малого озера двумя плоскими мостиками, построенными по рисунку Монигетти. Они были без перил и представляли собой дамбы (запруды), под верхними настилами которых имелись щели для пропуска воды небольшими водопадами из одной части озера в другую.

Маленькая княжна с наслаждением вела свое игрушечное сельское хозяйство и даже просила отца купить ей "для фермы "пегую корову"". По воспоминаниям современников, великий князь Александр Николаевич часто "рассказывал о ее хозяйничанье на собственной ферме".

 

 

Вдоль берега острова были проложены игрушечные рельсы, были сделаны туннели, мосты и шлагбаумы игрушечной железной дороги, приходящий к порту на берегу. тут играли Августейшие дети Императора Александра II, для них же были устроены в Собственном садике площадка для гимнастики и кегельбан.  Маленькая княжна с наслаждением вела свое игрушечное сельское хозяйство и даже просила отца купить ей «для фермы «пегую» корову». По воспоминаниям современников, великий князь Александр Николаевич часто «рассказывал о ее хозяйничанье на собственной ферме». Фермочка была разрушена до основания в период немецкой оккупации Царского Села в 1941-1943 годах.

Как уже упоминалось, зданий фермочки не существует, но об их местоположении напоминают боскеты барбарисника и жасмина да рисунок пером художника Стербова, хранящийся в Научно-вспомогательном отделе Екатерининского дворца в Пушкине, а также фотография в коллекции Н. С. Тагрина. Мостики же сохранились, находятся в хорошем состоянии и привлекают внимание своей простотой и чистотой отделки.

 

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • Фомин Н. Детское Село. Дворцы и парки. Л., 1936.
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Концертный зал / текст Г. Степаненко. ГМЗ Царское Село, 2010 г.- 17с.
  • Листов В. Н. Ипполит Монигетти. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1976. — 144 с., ил.
  • Плауде В. Кваренги;. А. Тоесева. Монигетти. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. Альбом. Автор — составитель И.К. Ботт.-СПб.: Аврора, 2009.-256 с., ил.
  • Письма А. Кучумова

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 16639 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!