Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Константиновский дворец

 

Дворец-путешественник.  Альбом с фотографиями дворца

Когда сегодня проходишь по тенистым-аллеям Павловского парка, трудно представить, сколько неисчислимых бедствий принесла ему Великая Отечественная война. Фашистами было вырублено 70 тысяч деревьев, уничтожены Розовый павильон, Музыкальный вокзал, павильоны Крик, Старое и Новое Шале, Круглый зал, Трельяж, Большая парадная лестница, взорваны многие мосты, а при отступлении подожжен Павловский дворец. Враги хотели стереть с лица земли и из людской памяти само существование дворцово-паркового ансамбля. Руины в пепелища предстали глазам освободителей города. Восстановление былого ансамбля в прежнем виде казалось тогда невозможным. Однако ленинградцы, геройски выдержавшие 900-дневную оборону города, совершили еще один подвиг — возродили былое великолепие Павловска.

Среди сооружений парка, которые еще ждут своего восстановления, — Старое и Новое Шале, Музыкальный вокзал, Елизаветин павильон и памятник архитектуры классицизма — Константиновский дворец.

 

 

Сведения о дворце в дореволюционных исследованиях крайне ограничены, а в современных искусствоведческих изданиях и путеводителях он даже не упоминается, хотя долгие годы дворец был заметной достопримечательностью.

Сегодня, спустя 65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, в огне которой погиб дворец, уже мало кто помнит, где он находился. А располагался он за Парадным полем, на берегу одного из Розовопавильонных прудов, почти на оси с Павловским дворцом. Пройдя до конца Тройной липовой аллеи, остановимся перед братской могилой героев, погибших в годы гражданской войны при обороне Павловска от войск Юденича. Дальше начинается Парадное поле с живописно расположенными купами деревьев. Его пересекают несколько аллей. 4-я парадная ведет к Розовопавильонным прудам, где находится лодочная станция. За Оленьим мостиком повернем направо по дорожке вдоль пруда (налево остается Розовый павильон) и за старыми служебными постройками на берегу, напротив колонны Ливен, увидим обширную поляну, на которой некогда стоял Константиновский дворец.

В дворцовый комплекс входили кавалерские корпуса, кухни, конный двор; ко дворцу примыкал большой английский сад. До настоящего времени сохранились двухэтажный кавалерский корпус и служебные постройки, занимаемые хозяйственным двором (сведения приведены на 1985 год — прим.ред.сайта).

А начиналась история Константиновского дворца в Царском Селе, в котором он простоя 6 лет до его переноса в Павловск.

Судьба  многим неизвестна, и сведений о нем недостаточно. Время создания Константиновского дворца относится к концу XVIII века. Строительство дворца началось в Царском Селе в ноябре 1792 года.

 

 

Константиновский дворец был построен в честь Великого князя и Цесаревича Константина Павловича. Великий князь Константин Павлович родился в Царском Селе 27 апреля 1779 г. Он был вторым сыном Великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его второй супруги Марии Федоровны. Будучи на полтора года младше брата Александра, он рос и воспитывался вместе с ним у бабушки императрицы Екатерины II. Внешне он был похож на Павла и подобно отцу увлекался военным искусством, что однако, оправдывалось тем, что Россия вела беспрерывные войны, и представители правящей династии, не прячась за спины солдат, сами принимали активное участие в боевых действиях.

Во время Отечественной войны 1812 г. он командовал Пятым пехотным корпусом. После изгнания наполеоновских полчищ за пределы России Константин Павлович вместе с главной квартирой переправился за границу. Вместе с братом — императором Константин Павлович ездил  на Венский конгресс в октябре 1814 г., в следующем году, после бегства Наполеона с Эльбы участвовал в кратковременном, антинаполеоновском походе.

В Польше он проводил политику национального угнетения, за что во время польского восстания 1830-1831 гг. едва не попатился жизнью. Но судьба уготовила ему другой конец. Он умер 15 июня 1831 г. в Витебске от холеры. Его тело погребено в Петропавловском соборе.

Время создания Константиновского дворца относится к концу XVIII века. Строительство дворца началось в Царском Селе в ноябре 1792 г. Сравнительно недавно обнаруженные архивные материалы позволили установить место, где находился дворец. Представить это место более зримо помогает хранящаяся в Государственном музее истории городагравюра Дж. Кваренги "Скрипучая беседка и Зубовский корпус Большого дворца в Царском Селе". Позади Катульского обелиска парковый пейзаж сохранился почти без изменений с конца ХУШ века. Это одно из самых красивых и привлекательных мест парка.

 

Выбор места для сооружения Константиновского дворца в центре зеленого луга, не был случайным: отраженный в водах пруда, дворец был необыкновенно живописен. Мы имеем достаточно полное представление о планировке и убранстве дворца. Известно, что прямоугольное в плане здание было двухэтажным, длиной’ 58, а шириной — 23 метра. Центральную часть главного фасада с тремя венецианскими (тройными) окнами венчал фронтон. Десять ионических полуколонн, установленных между окнами, придавали фасаду строгость и торжественность. Снаружи дворец был обшит досками, стены выкрашены в желтый, а крыша — в зеленый цвет.

Центральная часть главного фасада с тремя венецианскими (тройными) окнами венчал фронтон, десять ионических полуколонн, установленных между окнами, придавали фасаду строгость и торжественность. Снаружи дворец был обшит досками, стены выкрашены в желтый, а крыша в зеленый цвет. На первом этаже находились 22 комнаты, в т.ч. большой парадный зал.

В оформлении гостиной и спальни, располагавшихся по сторонам зала, применены расписные под мрамор колонны и пилястры с лепными капителями. Парадные помещения были связаны между собой, имели выходы в коридоры, в одном из которых находились лестница и антресольный этаж «с поручнями и плоским балюстрадом». На втором этаже -8 жилых комнат и большой светлый коридор. Потолки большинства помещений дворца и даже коридоров были украшены живописными плафонами. Стены затянуты холстом и набойкой. Во многих комнатах — белым штофом: настелены паркетные дубовые и сосновые полы. Помещения дворца обогревались мраморными каминами и изразцовым и печами.

Эти сведения дает хранящаяся в Центральном Государственном историческом архиве «Опись деревянного дворца в. к. Константина Павловича...», составленная в 1797 году царскосельским архитектором П. В. Нееловым. Можно предположить, что конструктивное и цветовое решение Константиновского дворца объединяло его с Зубовским корпусом Екатерининского, ансамблем Камероновой галереи и органично включало здание в планировку парка.

Кто же был создателем дворца?

В историческом архиве сохранилось дело за 1792г. "О построении по проекту архитектора Гваренги деревянного дома". В ноябре 1791г. Гваренги заключил контракты на работы с каменным дел мастером И. Герберхом. Один из документов, от 16 ноября, сообщает: «… на построение… отпустить из Кабинета 29 тысяч 781 р. в Царскосельскую контору, а вам (управляющему Царским Селом А. П. Кашкину.—Авт.) повелеваем преподавать все зависящее с вашей стороны способствование архитектору Гваренгию к скорейшему окончанию помянутого строения». В ноябре 1792 года Кваренги заключил контракты на работы с каменных дел мастером И. Руска и столярных дел мастером И. Герберхом. Строительство продолжалось восемь месяцев — с ноября 1792 по июнь 1793 года.

Имя Джакомо Кваренги заставляет отнестись к этому сооружению с особым вниманием. Оно интересно и тем, что возводилось в период строительства зодчим Александровского дворца — одного из образцов высокого классицизма. Кваренги известен в первую очередь как создатель каменных сооружений. Деревянные постройки этого зодчего мало изучены. Среди них дача Донаурова на Охте, имеющая много общих черт с Констан-тиновским дворцом. В связи с этим он представляет значительный интерес для историков русского классицизма.
 

Павловская история Константиновского дворца

 

 

Годы существования Константиновского дворца в Царском Селе представляли лишь первый этап его истории. Начало следующего совпадает со временем вступления на престол Павла I. 19 августа 1797г. был издан указ "Состоящий в Царскосельском саду деревянный дом… и к оному принадлежащую кухню протива Каприза отдать в город Павловск". Перенос деревянного дворца был поручен придворному архитектору П.В. Неелову.

 Архитектор П. В. Неелов составил вторую опись, в которой намечеп порядок проведения демонтажпых работ: «как скоро… зимние и летние рамы, двери, наличники, постаменты, плипты, карнизы, штучные полы и холст вынуты будут, дворец надлежаще разобрать, выключая печей, наружных столярных карнизов, наличников и колонн. Перевезти потом из Царского Села… в Павловск разобранное вышеупомянутое строение. Построить… против апробованных планов и фасадов новый дворец...». Начатые в феврале 1798 года работы продолжались более пяти месяцев. Они велись одновременно в Царском Селе и в Павловске. Из Константиновского дворца выносились мебель, картины, другие предметы убранства, которые на подводах прямо через царскосельский сад доставлялись в Павловск, где для привозимых вещей построили специальный сарай. Место нового строительства очищалось от деревьев, корней и снега.

Возведение дворца осуществлялось под руководством В. Бренны. В материалах Павловского дворца-музея сохранилось несколько чертежей (среди них один подписной) поэтажных планов с пометами, уточняющими назначение помещений. На плане первого этажа указаны вестибюль, центральный зал, гостиная, диванная, столовая, две спальни, несколько кабинетов и помещения для прислуги; комнаты второго, антресольного, этажа использовались как жилые. На участие В. Бренны в создании дворца в Павловске указывал и известный искусствовед Н. Н. Врангель в статье, опубликованной в «Художественной газете» за 1837 год.

Начатые работы в феврале 1796 г. продолжались более 5 месяцев. Они велись одновременно в Царском Селе и в Павловске. Из Константиновского дворца выносились мебель, картины и др. предметы убранства, которые на подводах прямо через Царскосельский сад доставлялись в Павловск, где для привозимых вещей построили специальный сарай.

Место нового строительства очищалось от деревьев, корней и снега. Возведение дворца осуществлялось под руководством В. Бренны. А располагался дворец за Парадным полем, на берегу одного из прудов, почти на оси с Павловским дворцом, за старыми служебными постройками на берегу, напротив колонны Ливен на обширной поляне. В дворцовый комплекс входили кавалерские корпуса, кухни, конный двор, ко дворцу примыкал большой английский сад. До настоящего времени сохранились двухэтажный кавалерский корпус и служебные постройки, занимаемые хозяйственным двором.

В коллекции дворца-музея имеются два альбома — 1799 и 1803 годов — чертежей и перспективных видов Павловска, выполненных с натуры художниками Г. Сергеевым и А. Бугреевым. Константиновский дворец представлен в них двумя редкими фиксационными чертежами. На более раннем изображено двухэтажное деревянное здание, завершенное треугольным фронтоном. По центральной оси здания расположен парадный вход в виде арки. Арочные окна с декоративными балконами — по краям главного фасада. Боковые ризалиты антресольного этажа выполнены в виде глубоких лоджий с балюстрадами. Здание было оштукатурено. Стены главного и боковых ризалитов имитируют каменную кладку. Полоса орнамента из аканта украсила стену между этажами в центре здания. Фронтон венчает статуя Флоры с рогом изобилия в руках. Над карнизом, по краям невысокого аттика и на балюстрадах установлены декоративные вазы. Парадное крыльцо оформляют скульптуры кентавров.

Традиционная для архитектуры классицизма система трехчастного деления здания решена здесь своеобразно. Антресольный этаж, сильно смещенный от линии главного фасада вглубь, резко выделил центральную часть. Этот прием в сочетании с системой небольших ризалитов позволил добиться разнообразия светотеневых отношений, которые обогатили пластическую выразительность главного фасада.

Число помещений 1-го этажа Константиновского дворца такое же, как и в Царском Селе, — двадцать два, а в антресольном этаже, куда вели уже дво лестницы) их стало четырнадцать, вме сто восьми. Фасад в атласе 1803 года изображен без лепного и скульптурного убранства, что несомненно отразило вкусы своего времени.

Приведенные документы показывают, что дворец в Павловске сохранил основные конструктивные элементы царски сельского, хотя его внешнее оформлении приобрело иной характер. Таким обра зом, Константиновский дворец был воссоздан на основе первоначального проекта Дж. Кваренги, но с коррективами В. Бренны. В перестройке и художественном оформлении дворца принимали участие художники и архитекторы П.В. Неелов, П. Скотта, Б. Медичи, П. Гонзаго и А. Штакеншнейдер.

 

1800-е

Опись Ф. Кордюкова (1801 года) воссоздает меблировку дворца первых лет его нахождения в Павловске, как бы раскрывая перед нами двери гостиных и жилых комнат. Например, стены одной из гостиных были задрапированы белым и розовым атласом с фестонами. Такая же обивка — на диванах и табуретах. На окнах и дверях — зеленые занавески и шторы. Несколько столиков из красного и наборного дерева, инкрустированных бронзой. Беломраморный камин, украшенный вставками из красного мрамора. На нем — бронзовые часы, фарфоровые вазы, фигурки из глазури. Перед камином — экран красного дерева, затянутый атласом в тон стен. Гостиная освещалась хрустальным фонарем на шесть свечей.

Вместе с мебелью красного дерева в помещениях находились комоды, кресла, ломберные столики из карельской березы, стулья из ольхи. Некоторые наборы мебели из краспого дерева с инкрустациями из латуни или бронзы сделал известный мебельщик Генрих Гамбс. Интерьеры дворца дополняли зеркала в золоченых рамах и ковры, которые, судя по описи, были почти во всех помещениях.

От истории Константиновского дворца неотделимо имя А. Н. Воронихина, который, будучи главным архитектором Павловска, наблюдал за ремонтом дворца в 1809 году и принимал участие в его реставрации в 1814-м.

Облик Константиновского дворца первой трети XIX века воссоздают акварели неизвестного художника и чертежи из собрания Павловского дворца-музея. Они показывают, что открытые балконы в антресольном этаже превратились в жилые помещения, связанные с центральной частью балюстрадами. Парадный вход приобрел прямоугольные очертания. Тимпан фронтона украсила лепка, а окна первого этажа — сандрики и ложные балконы.

1820-е

В 1820-е гг во дворце были установлены новые камины, изменилась обивка стен и мебели парадных помещений, часто с использованием тканей отечественного производства. Сохранился редчайший образец шелковых обоев того времени: в центре раппорта расположен ромб с изображением юноши и женщины-кентавра, держащей кубок; по основному полю — звезды, завершает композицию широкая кайма из листьев аканта и изображения крылатого козла.

Архивные материалы сообщают, что дворец был украшен декоративными росписями не только в Царском Селе, но и в Павловске. В 1809 году их выполнял Пьетро Скотти — представитель семьи итальянских художников-декораторов, приглашенных для работы в Россию. В 1814 году роспись возобновили. В 1823—1825 годах в Констаитиновском дворце работали известные живописцы Барнаба Медичи и Джузеппе Бернаскони, выполнившие новые росписи. Известно, что в картинной галерее дворца, получившей название Итальянского зала, композиция плафона была близка тематике плафона Большого дворца.

В Констаитиновском дворце в 1801 году находилось 49 живописных полотен. Опись 1848 года насчитывает уже 135 произведений русской и западноевропейской живописи. Они были выполнены маслом на холсте, дереве, меди; в собрании были также гуаши и рисунки бистром. Полотна русских мастеров изображают виды Петербурга и его окрестностей, большей частью самого Павловска, сцены из быта крестьян. Характерным примером академического бытового жанра является картина М. И. Теребенева «Крестьянская свадьба». Украшением Коистантиновскою дворца были произведения профессора пейзажной живописи Петербургской Академии художеств С. Ф. Щедрина «Вид в саду Павловска», «Мельница и башня Пиль в Павловске», изображения Павловского дворца, Храма Дружбы, Старого и Нового Шале и других павильонов парка. Превосходны парные картины В. Патерсена «Виды Дворцовой набережной в Петербурге 1779 года».

Произведения иностранных мастеров были представлены работами итальянских, голландских, фламандских, французски к и немецких художников. Здесь находились пейзажи С. Рейсдаля, Н.Бертема, К. ван Гюйсманса, картины А. ван Oстаде и мастерской Ван-Дейка. Кроме картин, привезенных из Царского Села, туда поступили произведения из Павловского и Гатчинского дворцов, Михайловского замка. Многие картины, сильно пострадавшие от сырости, еще во время существовання Константиновского дворца были переданы в Павловский дворец, где выставлены в его залах или хранятся в фондах. В настоящее время картины Константиновского дворца находятся в экспозициях Эрмитажа, Русского музея, Павловского дворца-музея и Третьяковской галереи.

1840-е

По проектамА. И. Штакеншнейдера и под непосредственным руководством павловского городского архитектора И. Я. Потолова в 1844 и 1848 годах во дворце были произведены ремонтные работы.

зменения во внешнем облике дворца отразилагравюра Л. А. Серякова из юбилейного издания 1877 года, вышедшего к 100-летию Павловска. Она показывает, что окна центральной части главного и садового фасадов получили арочное завершение, причем на главном — они заглублены внутрь стены. Сохранена фактура дерева, а центральная часть здания и боковые ризалиты имитируют каменную кладку. По проекту И. Я. Потолова в 1851 году были перестроены два крыльца по сторонам продольных фасадов — они приобрели вид крытых террас.

С парадной стороны открывался вид на противоположный берег Розового павильонного пруда, где и сейчас стоит колонна Ливен. Обширная территория перед дворцом — Парадное поле — стала называться Константиновским плацем. Его расположение между двумя дворцами нарушало гармонию пейзажного парка. Было принято решение о его преобразовании. С 1805 по 1810 год по проекту блестящего декоратора П. Гонзага на территории шириной 650 и длиной 770 метров была проведена подсыпка почвы, высажено 57 тысяч деревьев различных пород, проложены экипажные и прогулочные аллеи, а в центре вырыт большой, неправильной формы пруд с островом. Одновременно с этим расчищены, углублены и увеличены Розовопавильонные пруды, составившие с вновь устроенным единую систему. В результате проведенных работ бывший Копстантиновский плац стал одним из красивейших и поэтичных районов парка.

Чугунные ворота, служившие до той поры границей парка, были перенесены с конца Тройной липовой аллеи за Парадное поле и установлены у начала дороги в Ям-Ижору, пролегавшей близ Константиновского дворца.

За дворцом начинался район Белой березы. Эта часть парка ко времени завершения строительства еще не получила окончательного оформления. Разбитый садовником А. Асмусом в 1798 году английский сад при дворце органично вошел в ансамбль этой части парка.

В 1873 году в парке была проложена новая Константиновская аллея. «Наивысшее наслаждение, — писал историк В. Курбатов, — можно получить, если обойти местность по полузапущенной дороге, — Константиновской аллее, начинающейся недалеко от двух изб — «матросских домиков» у Розового павильона, обходящей извилинами вокруг Белой березы и заканчивающейся у Константиновского дворца. Прогулка по этой дороге во время заката доставляет неисчерпаемое наслаждение любителю пейзажа, и если мы не можем любоваться знаменитою писаною декорацией Гонзаго, то любуемся той, которая создана им из деревьев».

Константиновской стала именоваться магнитная и метеорологическая обсерватория. Знаменательно, что она была сооружена в 1877 году — к столетию Павловска — на предоставленном Академии наук месте, располагавшемся недалеко от Константиновского дворца — по дороге в Федоровский посад. Целью создания обсерватории было проведение метеорологических наблюдений и исследований магнитного пояса Земли. Обсерватория занимала несколько зданий — главный двухэтажный корпус, два павильона для проведения наблюдений, корпус для запасных приборов, дома служащих и служителей. Наибольший интерес представлял каменный павильон для приборов, требующих постоянной температуры. Покрытый толстым слоем земли, он напоминал подземелье. Павильон состоял из двух сводчатых залов, отделенных один от другого широким коридором. Стены и потолки помещений были двойными. В лаборатории для поддержапия в течение года постоянной температуры были устроены 4 печи, 2 ледника, вентиляторы и душники. Проникновению в помещепия наружпого воздуха препятствовала система дверей. Обсерватория располагала новейшими приборами, имела обширную библиотеку и считалась образцовым учреждением. В нее приезжали учиться представители ие только со всех концов России, но и из-за границы. В 1906 году Констаптиновская магнитная и метеорологическая обсерватория принимала знаменитого норвежского путешественника Р. Амундсена, приехавшего в Павловск, чтобы ознакомиться с деятельностью этого научного учреждения.

История Константиновского дворца тесно связана с различными владельцами, учреждениями и событиями в жизни Петербурга и Павловска. Дворец предоставлялся в летнее время служащим при дворе и приезжающей на лето из Петербурга Михайловской женской патриотической школе. В 70-х годах XIX века в Константиновском дворце нередко устраивались музыкальные вечера, в которых принимали участие видные музыканты и композиторы. Среди них были Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, Н. И. Заремба. Например, программа концерта, состоявшегося 20 января 1871 года, включала увертюру из оперы «Виндзорские кумушки» О. Николаи, вальс-фантазию М. И. Глинки, танцы из оперы «Проданная невеста» Б. Сметаны. Произведения исполнялись оркестром русской оперы под управлением Э. Ф. Направника, сочинение Мендельсона исполнил Ф. Ф. Черни. В концерте 8 апреля того же года прозвучали симфония Гайдна, месса № 86 Людвига ван Бетховена в исполнении солистов Платоновой, Лавровской, Никольского и Палечека, хора в оркестра русской оперы под управлением Э. Ф. Направника.

После 1917 года

После революции дворец занимали различные учреждения. С 1920 года он был отдан под общежитие студентов А¬рономического института. Впоследствии во дворце размещался Ленинградский областной логопедический институт (ЛОЛИ), с 1932 года преобразованный в 5-й детский дом для детей с расстройством речи. В главном здании размещались спальный корпус и классы, в служебных помещениях — столярные, слесарные, швейные и сапожные мастерские.

Летом 1938 года во дворце временно находился призывной пункт военкомата города Пушкина. В начале войны детский дом был эвакуирован в Ярославскую область. Директором детского дома был Семен Никитич Ковалев. После эвакуации был призван в армию, погиб в 1943 г.

Во время Великой Отечественной войны Константиновский дворец был уничтожен фашистскими захватчиками.

С января 1983 года Дворцово-парковый комплекс города Павловска получил статус заповедника, чем подчеркнута его значимость как памятника русского искусства. Организуемые выставки чертежей, рисунков, живописных работ, изображающих несохранившиеся постройки Павловского парка, привлекают к себе большое внимание. Все новые и новые утраченные объекты включаются в планы реставрационных работ. Уже принято решение о восстановлении вокзала, имевшего большое значение в культурной жизни города. Традиции музыкального Павловска поддерживают проводимые во Дворце вечера старинной музыки. Их развитию мог бы способствовать и Константиновский дворец, к созданию которого причастны крупнейшие зодчие нашего города — Дж. Кваренги, А. Н. Воронихин, А. И. Штакеншнейдер и другие мастера архитектуры.

 

Источник:

  • Статья Е.Анисимова. Дворец путешественник из сборника "Белые ночи" (Сост. Л.Б.Добринская).- Л.Лениздат, 1985.-407.  

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 12030 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!