Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Собственный садик

 

Фотоальбом Собственный садик

 

 

В первые годы царствования Екатерины II часть Старого сада между Рамповой аллеей, являющейсяпродолжением Пандуса, и Подкапризовой дорогой подверглась перепланировке по принципу пейзажного парка. Передюжным фасадом Зубовского флигеля был устроенБольшой луг длиной более 200 метров с дорожками по сторонам.

В 1770 году Екатерина II устанавливает здесь один из первых мемориальных памятников в Царском Селе- Кагульский обелиск (описание памятника по ссылке).

19 декабря 1771 года обелиск «Румянцевым победам» или «Катульский обелиск» был установлен, против дворца, на южной стороне или на запад от каменнойКатальной горы. Обелиск хорошо просматривался со всех сторон, от Рамповой аллеи для него специально был «сделан вид» и «устроен просек». Местоположение монумента наводит на мысль, что, возможно, место для него определялось с расчетом на географическую аллюзию: обелиск, посвященный победе при реке Кагул, был установлен на лугу, плавно спускавшемся к «прудкам», и воспринимался от дворца стоящим у «реки».

 

 

В середине XIX века, в связи с устройством в этой части парка Собственного садика, один из великолепных пейзажных ландшафтов Екатерининского парка, сформированный в XVIII веке, оказался утрачен.

В Собственный садик выходит южный фасад Зубовского флигеля Большого Царскосельского дворца, во втором этаже которого находились апартаменты Екатерины II.

 

 

В 1856 году часть пейзажного парка отгородили невысокой чугунной  оградой по периметру. с тремя воротами, для которых по рисункам архитектораИ. А. Монигетти были отлиты золоченые бронзовые украшения.

Здесь гуляла семья Александра II. Личные комнаты Александра, расположенные на первом этаже Зубовского флигеля, выходили в этот сад. В белые ночи в Собственном садике устраивались сельские балы на открытом воздухе, оркестр располагался тогда в боскете, и танцы происходили в духе «элегантной простоты».

Александров день — 30 августа -великий князь Александр всегда отмечал в Царском Селе. В год его шестнадцатилетия (1861) празднование проходило в Китайском зале Екатерининского дворца — с чаем, фруктами, мороженым. В Собственном садике были расстелены ковры, расставлены стулья, играл военный оркестр. Молодежь каталась на лодках по озеру, радовалась иллюминации и фейерверку, устроенным по этому случаю.

В 1862 г. садик был расширен.

В 1865 году архитекторА. Ф. Видов спланировал здесь по распоряжению императора Александра II интимный Собственный садик. Министр императорского двора констатировал, что «Государю императору угодно, чтобы местность в Царскосельском саду от спуска на арках у Камероновой колоннады, вдоль аллеи, ведущей от сего спуска до острова, на котором находится концертный зал (со включением сего острова), а отсюда заворачиваясь к стороне Малого каприза и потом назад вдоль  палисада, ко дворцу отведена была под «особый собственный Их Величеств садик».

Выделение Собственного садика из большого объема Екатерининского парка соответствовало аналогичному устройству личных комнат Большого Царскосельского дворца: И. А. Монигетти оформил для Александра II личные комнаты в первом этаже Зубовского флигеля. Возникла мысль и о создании такого же интимного, личного уголка в парке.

Усилиями Видова территория от фасада Зубовского флигеля до Кагульского обелиска преобразилась.

 

 

В центре этого участка архитектор установил фонтан, вокруг проложил извилистые дорожки, здесь же, в тени посаженных кустарников, были установлены скамейки. Отдельно стоящие деревья высадили с таким расчетом, чтобы каждое из них играло в пейзаже самостоятельную роль.

В глубине участка, перед Кагульским обелиском, Видов поместил перголу — открытую веранду в итальянском стиле.

 

 

Пергола (или веранда — как называли ее в период постройки) создавалась в 1866 году под личным наблюдением архитектора; она сложена из «бременского камня» (сорт песчаника). Увитая плющом и диким виноградом, в солнечную погоду пергола была пронизана светом.

Сооружение представляет собой галерею, образованную каменными четырехугольными столбами, которые перекрыты такими же каменными брусьями. Столбы расположены по дуге. Галерея имеет четыре павильона: два с обоих концов и два в центре. Капители базы обработаны отдельно, укреплены на пиронах.

 

 

В павильонах имеются полукруглые каменные скамейки на четырех консолях. Перед центральными павильонами стояли вазы из красноватого мрамора на пьедесталах из полированного гранита. На каждом павильоне было установлено по четыре вазы из каррарского белого мрамора, того же типа, что и вазы вокруг бассейна фонтана. Веранда, увитая зеленью, образовывала своеобразный зеленый коридор. Растения для ее оформления, за неимением подходящих в царскосельских оранжереях, были привезены из петербургского ботанического сада.

Пергола закрыла вид на Кагульский обелиск и зеленый луг из окон дворца и разделила Большой зеленый луг на две части. После этого характер этой части парка резко изменился. Первоначальный замысел паркостроителей оказался нарушенным и искаженным. Исчезла перспектива на луг, с высящимся стройным Катульским обелиском, — одна из наиболее эффектных в старом пейзажном парке. Это была последняя попытка внести нечто принципиально новое в облик царскосельских парков.

Также в садике были установлены мраморные скульптуры: Танцовщицы, Ганимед, Нимфа:

 

 

Работы проводились в течение 1865-1867 годов, их объем определен «Кондициями на производство земляных работ в Собственном садике при Старом дворце».

На небольшом участке земли площадью два с небольшим гектара Видов сосредоточил всевозможные парковые украшения и детские затеи: экзотические растения в кадках», отдельно стоящие декоративные деревья — солитеры, цветочные клумбы, фарфоровые табуреты в форме бочонков, фонтан, веранду и мачту для игр детей. 

Известно, что любимым украшением парков XVIII века были фонтаны. Однако в Царском Селе, несмотря на поиски возможных способов проведения воды, устройство фонтанов оставалось невозможным ввиду слишком высокого местоположения паркового ансамбля.

 

 

Мысль о фонтане возникла и в связи с устройством Собственного садика; снова встал вопрос о водоснабжении. Существовавшая водокачальная паровая машина (под Агатовыми комнатами), которая снабжала водой дворец и пожарный кран, оказалась маломощной для подъема воды в фонтане, поэтому Видов составил проект устройства новой машины с оригинальной системой подачи воды, разработанной им специально для этого случая.

Художественное оформление фонтана должен был выполнить скульптор Г. И. Ботта (известный своей работой по переделке Парарадной лестницы в Большом дворце). Проект окончательно разработал Видов, упростивший рисунок против первоначального замысла ввиду того, что его исполнение значительно превысило сметную стоимость. Ботта не согласился на измененную стоимость, и работы были переданы Петергофской гранильной фабрике (первоначальный проект не найден).

 

 

Фонтан, выполненный из белого каррарского мрамора, стал центром композиции Собственного садика. Пол его восьмиугольного бассейна выстлан мраморными плитками, чаша украшена выпуклыми каннелюрами и гирляндами, ножка фонтана — карнизами, гирляндами, раковинами. Фонтан хорошо сохранился и является главным украшением садика. 

 

 

На территории Собственного садика были высажены деревья около двадцати различных пород, в том числе редких: ильм, туя, кедр. Преобладали в нем вяз, клен, липа, ясень и береза. На изумрудной зелени газона яркими пятнами выделялись сложные узоры цветников.

Садик стал излюбленным местом игр и забав детей: «Любы и милы были отведенные каждому из них (юных великих кнжэ княжон. — Я. Б.) вблизи дворца садики и огороды, где они сами усердно насаждали цветы и овощи; сетка с лестницами, канатами и высокими мачтами, устроенная для их гимнастических упражнений и игр. Весь день проводили они на свежем воздухе, завтракали возле сетки, обедали на колоннаде...».

 

1900-е. Великие княжны Татьяна, Ольга и Мария в Собственном садике

 

В планировке и создании Собственного садика проявились способности Видова в паркостроительном искусстве: он создал садовый уголок для отдыха и развлечений, уникальный в царскосельском садово-парковом комплексе. Пейзажная объемно-пространственная композиция садика камерна и в летнее время очень красива. Мраморная скульптура живописно размещена среди групп цветущих кустарников, которые образуют для ландшафтно-архитектурные кулисы; особенно выразительна композиция с фонтаном — один из лучших видов Екатерининского парка.

 

 

 

26 ноября 1866 года за работы по созданию цветника и веранды (перголы) в Собственном садике Царскосельского парка Видов удостоился награды -  ордена Св. Станислава 2-й степени.

Собственный садик значительно пострадал во время войны, как и все царскосельские парки.

 

А. Кучумов в письме к своей жене 23 июля 1944 года пишет: "… Проходим в Собственный садик… У Пандуса огромные свалки навоза и разного хлама. На газонах «арийские цветники», о которых я уже писал раньше! Офицерские и солдатские нужники вокруг мраморного (уцелевшего без повреждении) фонтана. Пергола сильно разрушена, трильяж цел, получилась прямо Роберовская декорация. «Кагула памятник надменый» выщерблен осколками, но стоит в тени одной сосны, другая, к сожалению, засохла… По ограде садика к Зубовской площадке весь ров — сплошная свалка мусора и… музейных вещей, главным образом мраморной скульптуры..."

 

 

После войны он был восстановлен.

К сожалению, в настоящее время не работает фонтан — водопроводная невская вода разрушительно действует на мрамор и металлические конструкции фонтана.

 


Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  • Бардовская Л. Видов. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  • Цылов Н.И. "Атлас города Царского Села", 1857, репринтное издание, 2007
  • Письма А. Кучумов
  • Материалы газеты Большевистское слово

 

Июнь 2012 В Екатерининском парке появились саговниковые пальмы (цикасы)

 У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 17857 просмотров
Комментарии (1)
Lorena # 14 сентября 2018 в 17:46 0
Статуи Танцовщиц, копии с произведений А.Кановы, появились в Екатерининском парке в 1938 году (в 1929 г. поступили из Петергофских музеев, скорее всего из петергофской усадьбы герцогов Лейхтенбергских-Сергиевка) ,поэтому к историческому убранству Собственного садика не относятся.