Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Зал на острову

 

Фотоальбом Зал на острову

 

 

«Зал на острову» — так в XVIII веке назывался нарядный парковый павильон на одном из островов Большого пруда на месте Люстгауза. Уже в 1723 г. на острове был сооружен деревянный брусчатый восьмиугольный увеселительный павильон.

23 августа 1743 года, во время визита в Царское Село, Елизавета приказала в следующем году «построить на месте, где ныне имеется люсть-гаусъ, каменный дом на подобии, каков в Петергофе монбеж».

Однако что-то помешало тогда приступить к работе, и 13 мая 1745 года императрица снова распорядилась начать строительство «монбежа». Внутри она повелела сделать большую залу «и в нее употребить все те украшения, кои были изготовлены и поставлены для высокобрачного торжества Ихъ императорскихъ высочествъ Петра Феодоровича сь принцессой Ангальтъ-Цербтской, въ большом зале новаго Зимняго Дома».

 В 1746-1748 гг. на его месте архитектор С.И.Чевакинский построил новый каменный зал. Одно из повелений Елизаветы 1748 года гласило: «кругь зала, сделанного на пруде, березками изсажать по чертежу, какъ при сем полагается, такъ высокими, чтоб кровлю закрывали».

 

 

Снаружи "Зал на острову" лишен всяких архитектруных украшений и представляет из себя каменное одноэтажное здание 12 сажень длины и 8 ширины, с 2 дверьми и 8 окнами, простейшего стиля. Четырехугольное здание, украшенное рустованными пилястрана фасадах и освещавшееся большими полуциркульными окнами.

Оно предназначалось для проведения концертов и отдыха во время катания на лодках.

Иногда в павильоне проводились торжественные обеды. В частности, 24 июля 1757 года здесь состоялся обед по случаю приезда в Царское Село цесарского и французского послов, которые после посещения Зверинца «поехали въ зал, который стоить на острову среди большого пруда, на судне, которое ходит без гребли».

Во времена Екатерины II здесь играл оркестр духовых инструментов.

Наполовину скрытый деревьями павильон прекрасно вписывается в зеленый массив паркового ансамбля.

 

 

Сохранилась информация о зеркальных простенках, богатой позолоте, резьбе, лепке и штучном паркетном полу:

"Пол в ней штучный, потолок убран штукатурною лепной работой наподобие резьбы: карниз, рама и лепная работы позолочены; стенной убор столярный с пилястрами и карнизами, так же и панели убраны резьбою орнаментною и позолоченными буштовыми фигурами; в стенах четыре ниши убраны столярною и лепною работою с позолотой; над ними четыре десюпорта резных позолоченных. Окон фрамужных с одним переплетом 8, из коих одно позолочено, а прочие под краскою; дверей светлых створчатых 12; в простенках жирандолей (большие хрустальные подсвечники для нескольких свечей, укреплявшиеся на стенах) 20, каждая с пятью свечными трубками.

На острову же поблизости находилась небольшая каменная кухня для разогревания кушанья.

 

 

Все с тем же желанием придать этому месту прелесть таинственности можно объяснить повеление 19 мая 1751 года: «при оном же зале где посажены мелкие елки, оставить их снаружи, а позади их вышиною аршина на полтора сделать глухой забор и выкрасить зеленой краской и с одной стороны, где наводной мост будет сделать дверцы с замком»».

Для сообщения между берегом и островом сначала по канату перетягивалась небольшая лодка (верейка), вместо которой после ходил пустодонный плотик, также по канату.

К сожалению, все это великолепие не сохранилось не только в натуре, но, кажется, даже ни одного рисунка, по кооторому можно было судить о том, какой вид имел этот Зал на острову до1794 года, когда он подвергся капитальной переделке  Дж.Кваренги в классическом стиле.

В этом году остров, на котором стоит Зал на острову был увеличен до современных размеров (1,5 гектара). Памятник был полностью реконструирован. Кваренги увеличил высоту здания за счет парапета и освободил его фасады и интерьеры от барочного декора.

 

 

Лепные работы в этих двух павильонах исполнили мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир.

Во второй половине XVIII века павильон служил для музыкальных и танцевальных вечеров во время пышных и торжественных празднеств.

В 1816 г. большой ремонт павильона произвел архитектор Л. Руска.

В1819 г. к очередному ремонту здания был привлеченВ.П. Стасов, под руководством которого П. В. Неелов осуществил необходимые работы. Сохранив внешний вид павильона, Стасов существенно переделал интерьер, окрасив стены желтой охрой.

 

 

Он украсил зал новой росписью и колоннами искусственного мрамора. сделали новый паркет, а живописный мастер Федор Барондуков, украсил потолок живописью "трофеями под лепную работу", закрасив живопись Кваренги.

В течение 1828 г. архитектор Кокорев выполнил повторный ремонт здания, полностью сохранив все созданное несколько лет тому назад Стасовым.

Во время последующих ремонтов в 1870 г. архитектор А.Ф. Видов также существенных переделок не допускал. С тех пор павильон хорошо сохранялся до дней фашистской оккупации.

В 1917-1941 годах зал оставался закрытым; зимой в нем хранились лодки. 

1941-1944 гг Памятник архитектуры во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от артиллерийских снарядов.

 

 

Двери и окна выбиты, кровля текла, штукатурка осыпалась, внутри запустение и хаос. Само здание, без внутренней отделки, частично удалось восстановить после войны, но зал пострадал и в мирное время. Приличный урон ему был нанесен, когда саперы взрывали мины и снаряды, очищая дно Большого пруда.

Позже в павильоне стали хранить лодки.

 

 

Несколько пожаров привели к окончательному крушению кровли и утрате остатков художественной отделки.  

 

Восстановление павильона
 

В 1986 году архитектором Кедринским был выполнен проект реставрации павильона «Зал на острову».

Работы начались только 10 лет спустя, когда были воссозданы паромная переправы, связавшая остров с Екатерининским парком: одна- от Адмиралтейства, вторая- от Гранитной пристани.

 

 

Тогда же польская фирма PKZ восстановила перекрытия, кровлю, заполнения оконных и дверных проемов, кладку пилястр и колонн, штукатурку стен, потолка и самих фасадов здания.

Реставраторы ООО «Геликон» продолжили работы, выполнив облицовку искусственным мрамором колонн и пилястр.

 

 

В 1998 году был воссоздан живописный плафон и фриз павильона. Мастера ООО «Ресстрой» завершили все реставрационно-восстановительные работы.

 

 

К «Залу на острову» гостей доставляет паром, аналогичный тому, что курсировал здесь в XVIII веке.

На реставрацию павильона было потрачено 58,1 миллиона рублей из федерального бюджета». 

Геннадий Кравец, генеральный директор ООО «Ресстрой», занимавшегося реставрацией павильона:

«Колонны из бежевого искусственного мрамора, паркет, роспись на стенах – все это сделали наши специалисты, стараясь передать ауру старины, – говорит он. – Мы начали работать 13 лет назад, но воссоздание приостановилось из-за отсутствия денег.

К работе удалось вернуться только спустя 10 лет, к этому времени многое из сделанного пропало. Реставрация павильона была закончена за два года. Теперь здесь будут проходить концерты. Самый лучший способ сохранения памятников – чтобы они использовались».

Священник окропил здание святой водой. Вместе с Иваном Саутовым, директором ГМЗ «Царское Село», они перерезали символическую ленточку. После многолетнего перерыва в «Зале на острову» вновь зазвучала классическая музыка.

«Теперь у нас есть уникальный концертный зал на 230 человек. Его можно использовать даже зимой – работает отопление, вентиляция. Зимой к павильону можно будет добираться на санях, по деревянному настилу, который мы планируем класть надо льдом на тросы», – рассказал Иван Саутов."

 

С Большой паромной пристани на берегу Большого пруда по Пн, Ср-Вс 11:30-18 можно совершить паромную переправу на остров с посещением "Зала на острову", или с пристани на Мосту-шлюзе у Адмиралтейства 

 

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С. Вильчковский "Царское Село, 1911
  • Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  •  Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Александр Бенуа. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1910. С. 186.

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 9911 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!