Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Фермский парк. Федоровский городок. Церковь св.прп. Сергия Радонежского

в здании Трапезной палаты  Феодоровского городка (современный адрес: Академический пр., 14).

 

Здания Феодоровского городка были построены в 1913- 1915 годах по проекту архитектора Степана Самойловича Кричинского в традициях Псково-Новгородской архитектуры XVI века и палат Ростова Великого. Для здания Трапезной были использованы архитектурные мотивы Симонова монастыря, Крутицкого терема и Костромских палат.1

По всей видимости, мысль об устройстве в Трапезной домовой церкви появилась у Кричинского в процессе строительства, поскольку в своём докладе в строительный комитет о первоначальном проекте он о церкви не упоминает.
Несмотря на трудности, вызванные Первой Mиpoвой войной, перед самой Февральской революцией строительство и отделка Феодоровского городка были в основном завершены. Церковь была перекрыта сводом, в центральной части покрытым росписью, а в алтаре — вызолоченным. Иконостас в храме был деревянным, с медными прокладками в прорезях. Пол церкви был устлан массивным паркетом «в елку». В окнах находились цветные стекла.

Свод и стены домовой церкви были покрыты росписью в древнерусском стиле с позолотою. Алтарь был перекрыт полукуполом, а его стены были вызолочены.2 Специально из Москвы в церковь был доставлен деревянный пятиярусный иконостас, в котором находились подлинные иконы древнего Московского и Новгородского письма без окладов. Царские Врата иконостаса были изготовлены ещё во времена Царя Алексея Михайловича. Северные двери иконостаса представляли из себя большую древнюю икону св. великомученика Феодора Тирона, поверх которой была надпись: «Чудо Св. Великомученика Христова Феодора Tиронова, какъ изьбави матерь свою отъ змиева снедания». Южные врата представляли такую же икону св. великомученика Димитрия Солунского с надписью: «Чудо св. великомученика Христова Димитры, како победи Колуяна царя безбожника». В алтаре, на Горнем месте, помещался старинный образ Спасителя, здесь же находились запрестольный крест, образа и священническое облачение времён Царя Алексея Михайловича.3. По свидетельству современников,роспись храма, выполненная художником Г. П. Пашковым, напоминала древние росписи Ферапонтова монастыря.

 В помещениях парадной части находились: резное деревянное паникадило (копия бронзового паникадила Фёдоровского Государева собора); лепное изображение Фёдоровского городка; изготовленная в Москве бронзовая модель Фёдоровского собора, преподнесённая Николаю II 14 (27) декабря 1910 года.

Большинствонаходившихся в храме икон (как и в иконостасе) представляли собой древние подлинники. Образ Святителя и Чудотворца Николая, так называемый Можайский, и икона св. преподобного Сергия Радонежского относились к началу XVII века и были близки по стилю Ярославскому письму того времени. Икона св. великомученика и Победоносца Георгия, изображённого со св. великомучеником Димитрием Солунским, также относилась к Ярославскому письму XVII века и находилась у окна. Здесь же находились и иконы св. благоверных Князей Бориса и Глеба и образ св. Пророка Божия Илии, прекрасно¬го Новгородского письма. Семейная икона Царя Алексея Ми¬хайловича с изображением св. Алексия, человека Божия и св. Марии Египетской были редчайшего «Царского» письма.4

Находившаяся в стене храма глубокая ниша образовала как бы отдельную молельню, в которой помещалась икона Божией Матери «Знамение» Понетаевская, современной работы, но удивительной красоты письма, написанная монахинями Серафимо-Понетаевского монастыря. Икона была украшена художественным окладом работы Ф. Я. Мишукова, головной убор Богоматери был шит жемчугом с драгоценными камнями, а риза на Богомладенце была сплошь усыпана жемчугом. Рядом находился столь же прекрасно написанный образ св. пре¬подобного Серафима Саровского.
На правой стене храма на себя обращала внимание икона Божи-ей Матери с Младенцем на левой руке, Итало-Греческого письма XV века, по сторонам от неё находились иконы Сошествия во ад и Преображения Господня, Новгородского письма XVI века.5

 Храм предполагалось освятить в честь преподобного Сергия Радонежского, в связи с чем была испрошена, а 12 (25) декабря 1916 года передана часть мощей преподобного из Троице-Сергиевой лавры.6. Несмотря на то что к моменту Высочайшего посещения и осмотра палат Феодоровского городка, 12 Февраля 1917 г., церковь была уже вполне обустроена, освятить её к этому времени так и не успели. Была ли она освящена позднее в том же году, неизвестно, ибо просуществовала очень недолго.

Источники:
1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985, с. 126.
2. Зодчш, журналъ, 1916, № 51, с. 452.
3. РГИА, ф. 489, on. 1, д. 109, л. 14.
4. РГИА, ф. 489, on. 1, д. 109, л. 14.
5. РГИА, ф. 489, on. 1, д. 109, л. 14-15.
 

Источник:

  • статья книги Мещанинов М., "Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей". Краткий исторический справочник. СПб, Genio Loci, 2007.-583 с. 
  • статья о Федоровском городке в Википедии

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!