Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Фермский парк. Ратная палата

 

Ратная палата или Государева палата (фотоальбом здания)

Экспозиции музея Ратной палаты (фотоальбом)

 

Памятник архитектуры начала XX века в городе Пушкин (б. Царское Село) в Фермском парке. Входит в комплекс построек в неорусском стиле — т.н. Федоровский городок ( в более широком смысле этого названия)

Постановлением правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г. Ратная палата в г. Пушкине получила статус объекта культурного наследия федерального значения .

Современный адрес Ратной палаты: Пушкин, Фермская дорога, 5А

Режим работы: музей «Россия в Великой войне» открыт с 10.00 до 18.00 (кассы – до 17.00). Выходной день – среда, санитарный день – последний четверг месяца. 

 

 

Комплекс зданий Ратной палаты спроектирован и построен по распоряжению Императора Николая II для размещения военной коллекции Елены Андреевны Третьяковой, которую она решила передать в казну на юбилейной Царскосельской выставке 1911 года..

Елена Андреевна, вдова московского собирателя С.М. Третьякова, внучатая племяница основателя Третьяковской галереи,  преподнесла императору Николаю II бесценное собрание картин, акварелей, гравюр (офортов и акватинтов), литографий, икон, лубков, карт, исторических документов и литературных памятников, иллюстрирующих военную историю России с древнейших времен. Большую часть собрания, насчитывавшего около 1300 единиц, составляли гравюры и литографии известных европейских и русских мастеров XVIII-XIX вв. Изначально они должны были храниться в собственных библиотеках Николая II и в помещениях Царскосельского Дворцового управления.

Среди этих обширных коллекций можно выделить

  • серию рисунков Д.Н.Ходовецкого с сюжетами на тему Семилетней войны («Фридрих "Несчастный"», «Русские пленные в Берлине в 1758 г. после Цорндорфа», «Фридрих со своей любимой собакой укрывается от неприятеля»).
  • Необходимо отметить гравюру П.Т. Балабина и Н.Я.Саблина, изображавшую победу, одержанную российскими войсками под командованием генерал-аншефа графа П.С.Салтыкова над прусской армией под командованием генерала Веделя при деревне Пальциг 12 июня 1759 г.
  • Интересны несколько гравюр, которые были созданы в 1814 г. придворным гравером Сальватором Карделли и посвящены Отечественной войне 1812 г. («Разбитие маршала Давуста при г. Красном 5 ноября 1812 г.», «Победа при г. Духовщине 26 октября 1812 г.», выполненных с картин Д.Б.Скотти). К ним примыкают гравюры, выполненные А.П.Грачевым («Совершенное разбитие корпусов Сераскира графом И.Ф. Паскевичем-Эриванским 19 июня 1829 г.» и др.).
  • Также в собрании Е.А.Третьяковой были бытовые предметы и оружие: саксонский сервиз со сценами из Семилетней войны; чашка берлинского фарфора с изображением Лейпцигской битвы; табакерка «Священный Союз»; бронзовый наконечник копья; сабля, на ножнах которой был изображен Георгий Победоносец, царица Александра и Богоматерь; сабля, жалованная императрицей Елизаветой, и др.

 

Особым Совещанием при императоре Николае II, созванном летом 1912 г., было решено для хранения этих ценнейших материалов и приумножения коллекций создать музей истории русских войн, построив для него специальное здание, получившее название «Палата-хранилище собрания "Войны России"».

Средства на строительство и содержание здания в размере 300 000 рублей (первонfчальная сумма, в последствии она выросла до 460 000 р.) процентными бумагами государственной 4% ренты пожертвовала сама Е.А.Третьякова. Она же на собственные средства занималась сбором для будущего музея «предметов древностей и редкостей», которые затем выставлялись в залах Александровского дворца.

В начале1913 года был "Высочайше" учрежден Строительный Совет по возведению Ратной палаты, в который вошли: председатель – управляющий кабинетом генерал-лейтенант Е. Н. Волков, профессор архитектуры В.А.Косяков, его зам. — зав. канцелярией императрицы Александры Федоровны и ее личного секретаря граф Я.Н.Ростовцев, архитектор Императорского двора С.А.Данини,князь М.С.Путятин, его помошник полковник С.Н.Вильчковский,  архитектор высочайшего двора А.И. фон Гогена, директор Института гражданских инженеров, архитектор В.А.Косяков, архитекторы-художникиВ.Н.Максимов и Е.С.Павлов, инженер путей сообщения К.Л.Пентковский, губернский секретарь С.К. Заботкина, делопроизводитель Н.П. Курбатова и чиновник Н.В. Астафьева. Строителем и автором проекта был выбран гражданский инженер С.Ю.Сидорчук.

 

 

Автор проекта Семен Юлианович Сидорчук построил палату, имеющую характерные черты Псково-Новгородского каменного зодчества, что сближало ее с соседней постройкой этого же периода — Феодоровским собором.

Сидорчук С.Ю.писал в «Архитектурно-художественном еженедельнике»: «Ввиду того: 1) что в летописные времена местность входила в границы земли Новгородской, 2) что рядом стоящий Государев Федоровский собор имеет некоторые характерные черты церковной архитектуры Пскова и Новгорода и, наконец, 3) что новому музею предполагалось придать значение просветительства для воинства, чему наиболее приличествовало бы здание, выдержанное в спокойных и строгих линиях древне-каменных строений на нашем севере, Государю Императору благоугодно было указать проектировать это здание по древним палатным образцам Псковско-Новгородского каменного зодчества, а в соответствии с вышеизложенными соображениями этому музею с Высочайшего соизволения присвоено наименование «Государева Ратная палата»...»

Параллельно велась разработка тематико-экспозиционного плана будущего музея. Согласно желанию самой Е.А.Третьяковой «изображения войн должны быть распределены по нациям, которыми велись эти войны», т.о. были выделены разделы, посвященные

  • татарским войнам,
  • турецким войнам,
  • польским войнам,
  • шведским войнам,
  • Семилетней войне (1756-1763),
  • Наполеоновским войнам (1800-1815),
  • Крымской кампании (1853-1856).

 

 

Строительство начато в 1913 г.

3 мая 1913 г. в присутствии императора Николая II, великих княжон Ольги Николаевны и Анастасии Николаевны состоялась торжественная закладка палаты-хранилища. Здесь же отцом Афанасием Беляевым в сослужении со священником Феодоровского собора отцом Николаем Андреевым и церкви Дворцового госпиталя отцом Иаковом Червяковским был совершен торжественный молебен, а затем крестный ход*.

 

1917. Генеральный план местности у Ратной палаты, архив ГМЗ Царское Село

 

Начавшаяся летом 1914 г. мировая война изменила концепцию будущего музея военной истории, застав процесс строительства здания палаты «в стадии выведенных стен». В сентябре того же года Е.А. Третьякова, вернувшаяся с театра военных действий из Галиции, отмечала в письме, адресованном императору, что необходимо собирать для палаты-хранилища редкие трофеи и оружие идущей войны". Для этих целей решено было пристроить специальную галерею для хранения трофеев, на что Третьякова пожертвовала еще 65 000 рублей наличными деньгами.

Необходимо было повысить статус сооружаемого музея. 17 ноября 1914 г. начальник Царскосельского Дворцового управления князь М.С.Путятин, фактически руководивший постройкой здания палаты-хранилища, обратился к императору Николаю II с всеподданнейшим докладом, в котором говорилось, что «Елена Андреевна Третьякова, глубоко обрадованная тем, что Вашему Императорскому Величеству благоугодно было направить некоторые трофеи нынешней войны для хранения в музей, повторила неоднократно выраженное ею пожелание, чтобы сооружаемый музей навсегда почитался бы личною собственностью Вашего Императорского Величества, вследствие чего Е.А.Третьякова поручила мне исходатайствовать Милостивое соизволение Вашего Императорско¬го Величества наименовать этот военный музей таким образом, чтобы при деловых его сношениях с разными учреждениями и лицами, совершенно ясно обозначалось, что этот музей есть Государева собственность. Во исполнении сего и принимая во внимание, что архитектура здания музея, по древним палатным образцам, задумана в соответствии с наружным обликом Государева Феодоровского Собора, и что было бы весьма желательно и в самом названии соблюсти признаки древнего речения — испрашивается Высочайшего Вашего Императорского Величества соизволения на присвоение сему музею наименования: "ГОСУДАРЕВА Ратная Палата"».

На документе собственной рукой императора Николая II было написано синим карандашом: «Согласен».

С этого времени на основании предписания Управления дежурного генерала Штаба Верховного главнокомандующего в Царское Село для Государевой Ратной палаты начинают приходить посылки с фронтов, содержащие «образцы вооружения, снаряжения и обмундирования, взятые у наших противников».

Следует отметить, что сбором и описанием трофеев русской армии еще до начала войны занималась Высочайше учрежденная в 1911 г. при Военно-походной канцелярии ЕИВ «Комиссия по описанию боевых трофеев русского воинства и старых русских знамен».

 

 

Ряд особо ценных трофеев представляли императору непосредственно в Царском Селе. Так, 13 октября 1914 года в Кленовой гостиной Александровского дворца царской семье представили австрийские знамена, взятые нашими солдатами в ходе Перемышленской операции. Многие из таких трофеев либо отправлялись в артиллерийский музей, либо оставлялись для Ратной палаты.

С началом боевых действий задачи трофейной комиссии изменились. Командирам всех полков и батальонов была направлена типовая «Программа работ» (1915), в которой предписывалось выявлять и доставлять в помещение комиссии (в Петроград на Захарьевскую улицу, д. № 17) информацию о захваченных трофеях (с фотографиями); описания подвигов части и ее чинов, связанные с взятием трофеев с приложением графических набросков этих подвигов; сведения о героях—георгиевских кавалерах как офицерах, имеющих орден Св. Георгия или Георгиевское оружие, так и нижних чинах, награжденных всеми четырьмя степенями Георгиевского креста или же совершивших особо выдающиеся подвиги. Также комиссия осуществляла издание и рассылку брошюр «Герои и трофеи Великой народной войны», а на основе собранного обширного материала она издавала Георгиевские таблицы-памятки, которые рассылались по всей стране.

В целях ознакомления широких слоев населения Петрограда с условиями идущей мировой войны и подвигами воинов российской армии и флота, с 24 июня по 8 сентября 1915 г. Императорским обществом ревнителей истории в манеже главного Адмиралтейства была устроена выставка «Война и наши трофеи», которая включала девять отделов. В одном из отделов — шестом — были выставлены предметы из собрания Е.А.Третьяковой:

  • Актуальными были представленные старинные изображения и иконы Св. Благоверного великого князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонов, и Св. Благоверного князя Тимофея Довмонта, борца с ливонскими немцами. Интересна была спасенная Е.А.Третьяковой в августе 1914 г. гравюра XVI в. с изображением герба города Львова.
  • Среди художественных произведений можно выделить шесть рисунков художника Е.А.Лансере, иллюстрирующих эпизоды идущей войны на Кавказском фронте. Два из них изображали г. Сарыкамыш, под которым в декабре 1914г. были разгромлены IX и X турецкие корпуса, а их командиры и штабы (свыше 100 офицеров) взяты в плен.
  • Акварели художника И. А.Владимирова изображали героическую контратаку русской армии под Августово в сентябре 1915г., результатом которой стало паническое бегство германцев.
  • Акварели с натуры художника MB. Добужинского
  • и эскизы художника Н.И.Кравченко дополняли картины войны из собрания Е.А.Третьяковой.
  • Но особенно привлекала внимание картина «Под Ченстоховом», написанная масляными красками художником С.Масловским. На заднем плане картины были изображены стены и купола Ченстоховского Святогорского монастыря, в котором хранилась чтимая как католиками, так и православными икона Божией матери, написанная, по преданию, самим евангелистом Лукой, и к которой ежегодно приезжало до 400 000 паломников. А на переднем плане была изображена фигура немецкого солдата-католика, на коленях умоляющего простить его за святотатство — направленную против монастыря пушку. Хранимая в монастыре икона была своевременно эвакуирована русскими войсками.
  • Из собранных на полях сражений трофеев были и австрийский вещевой ранец с поясным ремнем и двумя патронными сумками, германские и австрийские сухарные мешки, австрийский санитарный мешок и вещевая кавалерийская переметная сума, фельдшерская сумка, гонведный (т.е. венгерской армии) поясной походный ремень, германская фляга и семь австрийских котелков.Однако самым интересным экспонатом стал подбитый нашими войсками дирижабль «Цеппелин».

 

«Все собранное Еленой Андреевной Третьяковой для Царскосельского музея свидетельствует, с какой любовью преследуется ее благодарная, но вместе с тем, нелегкая задача сохранить для будущего потомства наглядно иконографические изображения настоящей Великой войны, а также предметы австрийского и германского снаряжения».

Также, в отдельной витрине, экспонировалась «коллекция Собственных ЕИВ предметов», в которой были представлены образцы трофейного оружия германской и австрийской армий. В дальнейшем она будет передана на хранение в строящийся в Царском Селе музей военной истории.

Вскоре после закрытия выставки, Императорское общество ревнителей истории выступило с инициативой об устройстве в Петрограде Музея Великой войны. 4 октября 1916 г. император Николай II утвердил для него название: «Императорский Петроградский музей Великой войны имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича». Официальное открытие музея состоялось 9 октября 1916 г. в особняке № 17 на 12-й линии Васильевского острова.

 

Портретная галерея георгиевских кавалеров Великой войны.

В Государевой Ратной палате, помимо создания экспозиции доставляемых с фронта трофеев, было решено поместить портретную галерею георгиевских кавалеров Великой войны. По аналогии можно вспомнить портретную галерею героев Отечественной войны 1812 г., но парадокс состоял в том, что со стен будущего музея на посетителей преимущественно должны были смотреть портреты не генералов и офицеров, а унтер-офицеров и рядовых.

 

 

О Георгиевских кавалерах

Согласно новому статуту военного ордена Св. Влм и Победоносца Георгия (орден учрежден императрицей Екатериной II 26 ноября 1769 г.), утвержденному в 1913 г. императором Николаем II, «Знак отличия военного ордена» для нижних чинов стал именоваться Георгиевским крестом, а его обладатели получили статус георгиевского кавалера. Всех георгиевских кавалеров должны были вносить в общий Вечный список. В ходе Великой войны в этот список заносили только офицеров, удостоенных ордена Св. Георгия, а нижних чинов, награжденных Георгиевскими крестами и медалями, по причине многочисленности награждений, предполагалось занести туда после окончания боевых действий.

Вероятно поэтому 30 сентября 1915 г. начальник Царскосельского Дворцового управления князь М.С.Путятин обратился к императору Николаю II с всеподданнейшей запиской, в которой обосновывалась необходимость создания георгиевской галереи: «Не касаясь пока вопроса о составлении портретных галерей участников войны, принадлежащих к высшему командному составу армий и флотов, что вероятно явится предметом забот офицерских собраний, — настоящая записка имеет целью выяснение возможности составить собрание портретов особо отличившихся нижних чинов — Георгиевских кавалеров высших степеней и эти портреты могли бы составить особую галерею в предназначенной для хранения трофеев войны 1914 — 1915 гг. части здания Государевой Ратной палаты.

Увековечивание имен и подвигов наших героев, таким образом, могло бы иметь большое воспитательное значение, как для воинских команд, так и для подрастающей молодежи, а также служило бы нравственным удовлетворением и утешением семьям и населению тех деревень, которые были Родиной воинов, положивших свои головы за Веру, Царя и Отечество»". Войдя в переписку с Военным министром А.А.Поливановым и Морским министром И.Г.Григоровичем, М.С.Путятин получил разрешение на рассылку командирам всех воинских частей типовых писем-запросов.

Для создания портретов георгиевских кавалеров был образован специальный штат художников (И.Б.Стреблов, В.А.Поярков, С.Е. Девяткин, М.Г. Кирсанов), которые должны были писать героев либо с натуры, либо по фотографии. Командование воинских частей направляло в Строительный совет по специально установленной форме «Сведения о награжденном Георгиевским крестом чине, удостоенном помещения портрета в галерею Государевой Ратной палаты», как о живом, так и о павшем на поле брани, а также его фотографию (либо негатив) с указанием основных примет: цвета лица, глаз, волос, бровей, ресниц, усов и бороды. Одной из возможностей личного позирования была госпитализация раненого кавалера в лазареты Петрограда или Царского Села.

Портреты георгиевских кавалеров, как правило, имеющих георгиевский бант (три-четыре Георгиевских креста и полный комплект Георгиевских медалей, а иногда и награжденных Георгиевским оружием) исполнялись в размере 40x30 см в течение двух-трех дней масляными красками и стоили по 30 рублей за экземпляр. Это объяснялось тем, что художники, «движимые патриотическим желанием принести свой труд во славу Русского оружия», назначали за свою работу, вместо обычной платы, лишь одну пятую ее часть.

Однако количество портретов было ограничено. Так, например, пехотный полк мог поместить по одному портрету от каждого батальона или команды (пулеметной, связи, конных или пеших разведчиков), кавалерийский полк — от каждого эскадрона или сотни, в артиллерии — от каждой батареи. Подлинники этих портретов должны были составить личную собственность императора Николая II, как вклад в его музей военной истории — Государеву Ратную палату. Сами же воинские части, для иллюстрации страниц полковых историй, украшения помещений и создания открытых писем, могли иметь цветные или однотонные воспроизведения портретов своих героев. Тем самым, «поднесение в собственность Государя Императора портретных изображений Героев настоящей войны… создаст в Государевой Ратной палате художественно-исторический памятник доблести русского воина».

В январе 1916 г., по указанию императора Николая II, в Петрограде состоялось совещание для выработки соображений о сборе, регистрации и хранении трофеев текущей войны. Оно предложило сосредоточить все дело по переписи и сбору трофеев в руках одного ответственного лица или особой «Высочайше» утвержденной комиссии. На склады всех воинских частей были командированы специально подготовленные офицеры и члены Императорских Русского военно-исторического общества и Общества ревнителей истории. Они выявляли ценные военные трофеи и составляли их описи для будущего музея. Далее, эти предметы должны были быть перевезены в Артиллерийский исторический музей в Петрограде и Оружейную палату в Москве 22 марта 1916 г.

Николай II повелел возложить руководство по сбору, регистрации и хранению трофеев на генерал-адъютанта Д.А.Скалона, а «все забранные у неприятеля в настоящую войну знамена, штандарты и особо ценные предметы хранить в Государевой Ратной палате в Царском Селе». 22 июня 1916 г. был утвержден штат новой «Комиссии для сбора, переписи и хранения трофеев настоящей войны и увековечивания ее в памяти потомства» .

По-видимому, на решение императора о том, чтобы придать Государевой Ратной палате особое значение, повлияло первое со времени закладки посещение постройки, которое состоялось 28 февраля 1916 г… Пройдя в сопровождении князя М.С.Путятина по залам и галереям, Николай II внимательно расспросил строителя палаты С.Ю.Сидорчука и его помощника студента В.И.Ходова о продвижении работ. В галерее георгиевских кавалеров Государь осмотрел вывешенные 32 портрета героев. Всем увиденным «Его Величество остался в полной мере доволен» и распорядился известить об этом «Высочайшем» посещении Е.А.Третьякову, которая из-за болезни уже около года не приезжала в Царское Село.

В это же время на хранение в Государеву Ратную палату были переданы ценные экспонаты идущей войны, среди которых были: знамя I Венгерского маршевого батальона, взятое 30 пехотным Полтавским полком в бою 23 июня 1915 г. с приложением рапорта великого князя Николая Николаевича; лента от знамени 46 пехотного Австрийского полка с приложением всеподданнейшего доклада генерала от инфантерии Н.Н. Янушкевича; штандарт 33 Кавалерийского полка; разрезанные на куски части неизвестного знамени и гвозди от него, сложенные в коробку и др.

К концу 1916 г. Государева Ратная палата была практически готова для открытия в ней императорского музея Великой войны.

 

Архитектура

Образцами для строительства Ратной палаты являлись псково-новгородские постройки XIV—XVI веков. Этот стиль был выбран по нескольким причинам: исторически территория входила в состав Новгородских земель; элементы новгородской архитектуры использованы при оформлении Фёдоровского собора; желание построить здание, в спокойных линиях.

Здание Ратной палаты построено в форме неправильного многоугольника с внутренним двором и представляет собой центральный корпус зрительного зала с галереями, башнями, жилыми помещениями и хозяйственным двором. Основной доминантой построек является главное двухэтажное здание, на фасаде которого находится рельефное изображение двухглавого орла. К нему примыкает восьмигранная трехъярусная башня с высоким шатром.

Здание представляло собой неправильный, несколько продолговатый пятиугольник.

 

Главный корпус состоял из

  • большого двухъярусного зрительного зала на 400 мест (на плане № 1).
  • Для чтения лекций в конце зала была установлена возвышенная эстрада (на плане № 2), которая отделялась аркой и была снабжена экранами и специальными устройствами для световых и кинематографических картин.
  • Во втором ярусе специально для императорской семьи были сделаны «царская ложа» (на плане № 3) и
  • «царская гостиная» (на плане № 4), в которой предполагалось поместить портреты «августейших особ».
  • Имелосьдва вестибюля: один парадный (на плане № 5),
  • другой специально приспособленный для ввода и вывода воинских команд.
  • Между парадным вестибюлем и зрительным залом была расположена распределительная комната (на плане № 6), имевшая дверь в так называемые «третьяковские» галереи.
  • Первая из них, по-видимому, по цвету стен, называлась«зеленой» и служила для хранения исторических документов (на плане № 7).
  • Она заканчивалась «образной палатой» (на плане № 8), в которой располагались в киотах иконы.
  • Затем начиналась«розовая» галерея (на плане № 9),
  • завершающаяся шестигранной башней (на плане № 10), служившей для хранения музейных коллекций.
  • Далее шла портретная галерея георгиевских кавалеров (на плане № 11),
  • которая заканчивалась большой башней (ротондой) (на плане № 12), предназначенной для размещения крупных предметов военного снаряжения и артиллерии.
  • Из ротонды имелся проход в жилое помещение хранителя музея (на плане № 13).
  • В трехэтажной башне располагалась парадная лестница и библиотека .

 

 

 

Главным помещением в здании являлся большой двухсветный зрительный зал с хорами на втором ярусе, в конце зала — эстрада.

 

 

Зрительный зал вмещал 400 человек, а эстрада в дневное время освещалось окном, устроенном в кровле. Он был соединён галереями-переходами с жилыми помещениями, оформленными в виде крепостных башен. Галерея идет по наружному периметру основного объема и заканчивается ротондой, предназначенной для хранения предметов военного снаряжения. Островерхая трехэтажная башня перекликается с островерхними башнями Феодоровского городка.

 

Его потолки были украшены изображениями гербов губерний Российской империи. В конце зала имелась кафедра для чтения лекций. Сводчатые потолки в зиртельном зале, в галереях и башнях, были покрыты фресками и были расписаны художниками Н. П. Пашковым и С. И. Вашковым по эскизам И. Я. Билибина.

Внутреннее убранство предполагало мебель, стилизованную под старину, и полихромные настенные росписи (в технике «масло по штукатурке»). Живописные работы выполнил художник Н.П.Пашков предположительно по эскизам И.Я. Билибина. Росписи стен и сводов представляли собой стилизованные изображения на древнерусские мотивы, изображения гербов российских губерний и георгиевских крестов с лентами.

 

 

Кроме того, в музее предполагалось чтение лекций с наглядными материалами, для чего имелось всё необходимое оборудование, вплоть до экрана.

В здании было устроено прогрессивное для того времени центральное водяное отопление, осуществляемое с помощью специальных насосов, приводимых в движение электромоторами. Также в зрительном зале была установлена приточная вентиляция, подающая нагретый и увлаженный воздух. Инженерное обеспечение постройки выполнил архитектор Сильвио Данини.

 

 

Ю. Ломан вспоминал:  Недалеко от фермы, где мы тогда жили,  возвышается строящаяся на средства Третьяковых государева Ратная палата. Здесь должны экспонироваться батальные картины и будет создана портретная галерея нижних чинов — кавалеров полного Георгиевского банта. Строит Ратную палату архитектор Сидорчук. Он живет рядом с. нами на ферме, в его дочь, Света, приходит иногда в наш большой сад посмотреть на ручного орла, грустно глядяшего на мир своими желтыми глазами.

Бывает и так, что во дворе Ратной палаты я вижу художника Билибнна. По его эскизам расписывается Георгиевская башня и галерея, окружающая палату.

Неподалеку от галереи стоит сбитый немецкий самолет «Альбатрос». На его крыле нарисованы непривычные, острые черные кресты, непривычные и потому немного жуткие. Это первый и, кажется, последний экспонат, доставленный в государеву Ратную палату. У самолета я останавливаюсь и снова, и снова рассматриваю его, мысленно представляя себя летчиком. "

 

аналог сбитого самолета Альбатрос, стоявшего у Ратной палаты

 

К революции основные строительные работы были завершены, а отделочные и живописные работы были закончены в короткий срок

 

Советский период

 

 

После Февральской революции 1917 г. новым смотрителем, так и не созданного Государева музея Великой войны в Ратной палате, и ее «единственным и фактическим хозяином» стал старший военно-строительный техник студент К.Н. Надежин, являвшийся до этого помощником уволившегося в апреле 1917 г. архитектора С.Ю.Сидорчука.

В целях предотвращения посягательств обывателей на музейное имущество, он объявил его народной собственностью. Одновременно К.Н.Надежин был избран товарищем председателя Царскосельского Совета рабочих депутатов, поэтому санкционировал проведение в здании революционных митингов, собраний и кинематографических сеансов".

Несмотря на финансовые трудности, художественная роспись помещений и текущие ремонтные работы в Ратной палате были продолжены по распоряжению барона Б.Л.Штейнгеля, комиссара Временного правительства над бывшим Царскосельским Дворцовым управлением.

В середине августа 1917 г. Ратная палата была подчинена объединенной «Комиссии для сбора, переписи и хранения трофеев настоящей войны и увековечивания ее в памяти народа», состоящей при Военном министерстве. Главной задачей этой комиссии стала подготовка Центрального государственного музея войны.

С августа по декабрь 1917 г. помещения и двор Ратной палаты были загромождены трофеями, которые прибывали целыми составами из тыловых складов практически исчезнувшего к этому времени фронта. Около 62 ящиков с военными трофеями, артиллерийские орудия и несколько художественных картин были распакованы и описаны работавшими здесь членами трофейной комиссии.

После Октябрьской революции 1917 г., Царское Село стало местом боев между правительственными войсками генерала П.Н. Краснова и отрядами солдат, матросов и красногвардейцев. Вошедшие в город плохо вооруженные красногвардейцы реквизировали часть оружия и боеприпасов из Ратной палаты.


В феврале 1918 г., в связи с немецким наступлением, часть имущества Ратной палаты была подготовлена к эвакуации, а затем вывезена в Петроград. 3 марта 1918 г. был подписан Брестский мирный договор, по которому Советская Россия вышла из мировой войны. 18 июня 1918 г. приказом Народного комиссара по военным делам Л.Д.Троцкого трофейная комиссия и Ратная палата были переданы в ведение военно-исторического отдела Оперативного управления Всероссийского Главного штаба.

24 декабря 1918 г. приказом Революционного военного совета республики на основе прежней трофейной комиссии была учреждена «Комиссия по организации и устройству Народного военно-исторического музея войны 1914—1918 гг.» Ее главной задачей стала организация грандиозного народного музея войны 1914-1918 гг. К этому времени все отделы этой комиссии обладали значительным музейным имуществом, находившимся не только на складах в Петрограде и Царском (с ноября 1918 г. — Детском Селе), но и в Киеве, Тамбове, Белой Церкви, Тифлисе, Эрзеруме и других городах.

В феврале 1919 г. в целях единой направленности музейной работы была созвана первая Петроградская музейная конференция. На ней было принято решение об объединении всех военных музеев. На основе этого решения 8 мая 1919 г. Реввоенсовет постановил передать все исторические и учебные военные музеи в ведение секции военно-исторических музеев Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения.

На следующий день в «Известиях Народного комиссариата по военным делам» появилась статья некоего Александра Буцевича, вероятно, повлиявшая на упразднение комиссии: «Я допускаю с некоторой натяжкой назвать музей "народным", в том смысле, что в этой империалистической бойне уложили не один миллион народа. Соглашусь и вполне разделяю мысль о необходимости собирания документов и всего имеющего отношение к этой войне, так как эта гигантская борьба двух капиталистических коалиций в качестве величайших из народных бедствий заслуживает, безусловно, внимания, но и только. Но говорить о "трофеях", "увековечивании" имен "героев" "в истории и памяти", "подвигов российского (!!!) воинства" это уже слишком. Ведь речь не идет о нашей гражданской войне, идущей под лозунгом освобождения трудящихся… Эта война для рабочего класса была братоубийственной и должно скорбеть об ее бесчисленных жертвах, но делать из них "героев" недопустимо… Авантюра с "героями" и "всероссийским воинством" должна быть скорее ликвидирована. Подобным явлениям не должно быть места в Советской России».

30 мая 1919 г. малый Совет народных комиссаров постановил упразднить «Комиссию по организации и устройству Народного военно-исторического музея войны 19141918 гг.», закрыть все отпускаемые ей кредиты, а все материалы передать в Наркомпрос и закрепить за секцией военно-исторических музеев Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины. 20 июля 1919 г. последовал приказ Всерглав-штаба № 199, объявлявший об окончательном упразднении комиссии.

Осенью 1919 г. Северо-западная армия под командованием генерала Н.Н.Юденича подошла к окрестностям Петрограда. В спешном порядке началась эвакуация оставшихся художественных ценностей и военных трофеев из Ратной палаты. Скорее всего, часть предметов вновь превратилась в оружие. Комиссия по учету, которую возглавил сотрудник секции военно-исторических музеев В.Г. Толль, успела выявить к этому времени в Ратной палате «4 картины масляными красками, 2 этюда и 151 портрет участников войны — георгиевских кавалеров».

В 1919-м музей был раскассирован,некоторые экспонаты музея были вывезены из Царского Села, рассредоточены по государственным хранилищам, некоторые уничтожены, а некоторые просто разворованы.. Судьба Л.А Третьяковой по сей день неизвестна.

В дальнейшем, часть унаследованного новой властью музейного собрания была перевезена в Москву (в Государственный исторический музей), другая оказалась в ведении Военно-историко-бытового музея, существовавшего с 1927 по 1937 г., затем его экспонаты включили в фонды Артиллерийского исторического музея, Русского музея и Эрмитажа.

В 1923 году Ратная палата, как и Феодоровский городок, конюшня, ферма, домики Китайской деревни были переданы Агрономическому институту (позднее — Сельскохозяйствсвенному). В палате обосновался студенческий клуб, в нем проводились вечера, выпускные балы. Клубом института заведовал бывший фельдфебель Сводного полка Иван Степанович Шпехт. Это была его общественная нагрузка, а на основной работе он заведовал материальным складом института. Педантичный во всем, неутомимый Шпехт сумел создать идеальный порядок и в клуб, и на складе.

По инициативе студенческого совета ребята приглашали на вечера: Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Федора Сологуба,Ольгу Форш, Вячеслава ШишковаВ.Рождественского, и многих других. Особенно полюбился студентам Есенин, который несколько раз приезжал с выступлениями и просто погулять по паркам летом 1924 года. Сохранилось много воспоминаний об этих поездках. С.Д.Умников — бывший студент, царскосел — вспоминал: "Есенин выступал со своим другом Иваном Приблудным. Есенина принимали восторженно. После концерта группа студентов, в том числе и я, пошли с поэтом через Александровский и Екатерининский парки в другой наш клуб, где был организован ужин...".

Из воспоминаний Ю. Ломана:

"… Заведовал этим клубом по совместительству заведующий материальными складами института, бывший фельдфебель Сводного полка Иван Степанович Шпехт. Педант до мозга костей и, в то же время, неутомимый работник, Иван Степанович сумел создать идеальный порядок как на складах, так и в клубе. Но интересовался он больше киноустановкой, дававшей доходы. А я, используя старые связи с артистическим миром, стал устраивать в Ратной палате концерты с участием известных артистов. Выступали они бесплатно. Весь сбор от концертов я употреблял на ремонт бывшего придворного грузовика «Берлин», найденного на задворках гаража. Отремонтировать его мы решили сами, а вот запасные части приходилось покупать.

Как-то в Ратной палате был объявлен концерт с участием Есенина. Он выступал после Ивана Приблудного и Николая Клюева, читал увлеченно, щедро даря все новые и новые стихи. После концерта молодежь провожала Есенина на вокзал. Он расспрашивал, понравился ли концерт. Ему дружно ответили: «Понравились Ваши стихи».

А я на концерт не пошел, не хотелось встречаться с Есениным и Клюевым. Я считал, что устроен не хуже других, и терпеть не мог, когда меня жалели. А люди, знавшие меня до революции, иногда пытались это делать...."

 

    1940-е

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Ратная палата, расположенная практически на переднем крае обороны, пострадала от артобстрелов. По её окончании в нём проживали возвратившиеся жители Пушкина. Кроме того, комплекс использовался в качестве складского помещения.

 

 

1970-е

В первой половине 1970-х гг. началось восстановление Ратной палаты, в которой разместились реставрационные мастерские. В это же время была проведена перепланировка здания, частично исказившая его внутренний облик, однако живопись была законсервирована.

 

2000-е.  Возрождение Музея I  Мировой войны

До 2008 года находились в муниципальной собственности Санкт-Петербурга и были заняты реставрационными мастерскими.

 

 

Постановлением правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г. Ратная палата в г. Пушкине получила статус объекта культурного наследия федерального значения. В том же году в рамках «Дней памяти» героев Первой мировой и Гражданской войн, организуемых Историко-литературным музеем г. Пушкина, по инициативе Ю.Э. Гуттовского, руководителя общественной группы «Рать», на здании была установлена гранитная памятная доска.

 

 

Прошло 95 лет с момента закладки Ратной палаты.

Несмотря на неоднократные обращения общественности, 5 мая 2008 года КУГИ издает распоряжение № 375-рк, согласно которому оно выставляет на торги право аренды Ратной палаты. 

18 ноября 2008 г. директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» О.В. Таратынова на пресс-конференции сообщила, что Комитет по управлению государственным имуществом Петербурга официально передал в бессрочное оперативное управление ГМЗ здание Государевой Ратной палаты, площадью 1642,6 кв.м.43. Музей-заповедник планирует разместить в зданиях Ратной палаты музей истории Первой мировой войны. Такое решение приняла комиссия Комитета управления городским имуществом.

Здание находилось в катастрофическом состоянии. "Все послевоенные годы там находились реставрационные мастерские, а также мастерские по обработке камня. Пространство поделили на несколько этажей, теперь надо демонтировать перекрытия. Живопись сохранилась плохо, попытаемся «вытащить» ее, но понятно, что большая часть этой интересной живописи, выполненной в древнерусском стиле, безвозвратно утрачена.

В общей сложности на реставрацию здания потребовалось более 600 миллионов рублей.

 

 

Музей открыли 1 августа 2014 года — к столетию начала Первой мировой войны. ГМЗ "Царское Село" обратилось к благотворителям и просто ко всем гражданам с призывом о содействии. Принимались мемориальные вещи, так или иначе связанные с этим историческим периодом.

 

 

История воссоздания Музея:

 

 Видео из возрожденной Ратной палаты:


Музей Первой мировой готовится к открытию 

 

 

 

Источники, использованные Д… Трошиным в своей публикации:

  • Катагощина М. Музей Великой войны // Московский журнал. 1992. №5
  • Она же. Памятники Великой войны// Военная быль. 1993. №3-4
  • Барановский А. Галерея георгиевских кавалеров Великой Отечественной войны 1914 г. // Мера: Литературный, историко-художественный и религиозный журнал. Вып. 2. СПб., 1998
  • КарохинЛ. «Хотел Царь создать музей...» // Санкт-Петербургские ведомости. 1995, .28 января
  • Гуттовский Ю.Э. «Новому музею придать значение просветительства для воинства...» // Царскосельская газета. 2000. 8 февраля
  • Егоров А.Ю. Государева Ратная палата — музей Великой войны (1914—1918 гг.) // Царскосельская газета. 2000.4ноября
  • Трошин Д.Ю. Музей Первой мировой войны: К истории создания музея в Царском Селе // Царскосельская газета. 2007.1 ноября и  8 ноября
  • Егоров А.Ю., Попов И.В. Царское Село: Память о Великой войне 1914—1918 гг. Царское Село, 2007
  • Введенский Г.Э. Возродится ли Ратная палата? // Санкт-Петербургские ведомости. 2008. 16 июня
  • Он же Собрание в Ратной палате // Художественный вестник. 2009. №3.
  • Архитектурно-художественный еженедельник. Пг., 1916. № 7. С. 98.
  • РГИА Ф. 487. Оп. 8. Д. 8827. Л. 1-23. 5;  Д. 8823. Л. 12;
  • РГИА. Ф. 487. Оп. 21. Д. 1384. Л. 3-6.
  • РГИА. Ф. 487.Оп. 8. Д. 8827. Л. 89-89об.
  • РГИА. Ф. 487. Оп 8. Д. 8826. Л. 1, 27
  • РГИА Ф. 525. Оп. 2. Д. 83. Л. 25; Ф. 1328. On. 1. Д. 1096. Л. 14.
  • РГИА Ф. 487. Оп. 8. Д. 8823. Л. 7. 8;  Д. 8821. Л. 3., 8819. Л.66, Д. 8823. Л. 27;  8821.Л.5.
  • РГИА ф. 487. Оп. 21. Д. 891. Л. 8; Л. 5-5 об; Д. 892. Л. 1.
  • Архив ВИМАИВиВС. Ф. 22. Оп. 92. Д. 81. Л. 174-175;  Д. 114. Л. 105.
  • Архив ВИМАИВиВС. Ф. 52. Он. 110/14. Д. 8. Л. 1-2.
  • Архив ВИМАИВиВС. Ф. 52. On. 110/6. Д. 4. Л. 1,17;  Л. 7-7-6; Л. 5-7;  22,23; 6.
  • Архив ВИМАИВиВС Ф. ЗР. Оп. 2. Д. 355. Л. 7.
  • ЦГАСПб.Ф. 512. Оп. 1.Д. 12; Л.21.
  • Васильев А. А. Деятельность русских трофейных комиссий в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. (по материалам РГВИА) // Первая мировая война: Пролог XX века. М., 1998.
  • Каталог выставки войны — наши трофеи, устроенной с Высочайшего соизволения Императорским Обществом Ревнителей истории. Пг., 1915. С. 10-11.
  • Государева Ратная палата в Царском Селе: Музей истории русских войн и Портретная галерея георгиевских кавалеров и воинских чинов, награжденных Георгиевскими крестами. Б. м., б. г.
  • Архитектурно-художественный еженедельник. Пг., 1916. № 7. С. 98-99
  • Ломан Ю.Д. Воспоминания крестника императрицы. СПб., 1994. С. 48.
  • Буцевич А. Народный военно-исторический музей // Известия Народного комиссариата по военным делам. 1919.9 мая.
  • Карохин Л.Ф., Моня В. С, Филиппов Э.М. Сергей Есенин в Царском Селе. СПб., 2007.
  • Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной. Справочник. СПб., 2005. С. 663
  • Торг здесь неуместен // Городок. Пушкин, 2008.15 августа.

 

Большую благодарность за предоставленные материалы и научную консультацию автор выражает старшему научному сотруднику Государственного мемориального музея А.В. Суворова и Историко-литературного музея г. Пушкина, автору публикаций по военной истории Царского Села Алексею Юрьевичу Егорову, а также коллективу научного архива и библиотеки Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

 

Источники: 

  1. Гл. хранитель Историко-литературного музея г. Пушкина, аспирант ист.фак-а СПбГУ Д.Ю. Трошин. Государева Ратная палата в Царском Селе в альманахе "Екатерининский обор", СПб: Серебряный век, 2007
  2. Книга Льва Карохина "Сергей Есенин в Царском Селе", Спб,2000.
  3. Статья Георгия Введенского в газете "Санкт-Петербургские ведомости"
  4. Сайт ГМЗ Царское Село
  5. Сообщения информагентств 
Рейтинг: +3 Голосов: 3 25403 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!