Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Фермский парк

 

Фермский парк (фотоальбомы сооружений парка)

Фермский парк является важным звеном в системе Царскосельского дворцово-паркового комплекса, организуя его северо-восточную часть, замыкающуюся Египетскими воротами, и западную — ограниченную Ламскими прудами. Он непосредственно граничит с Александровским парком и композиционно связан с ним, являясь как бы продолжением поспеднего, парка, в котором отразились черты пейзажного, или английского стиля, сложившегося в искусстве паркостроения но второй половине XVIII в.

Территория Фермского парка состоит из земель, приобретенных Дворцовым управлением в разное время. Парк расширялся на протяжении всего XIX в.: в 1811 году к павильону Ферма была приобретена часть полевых земель деревни Кузьмино, позднее — участок, расположенный в районе Египетских ворот, ставший, таким образом, частью парковой зоны, и наконец, в конце 90-х годов XIX в. — земли, лежащие между деревней Александровка и веткой Варшавской железной дороги.

Свое название Фермерский парк получил от расположенного у его северной границы комплекса Императорской фермы в 1818-1820гг. по проекту архитектора А. Менеласа. однако следует отметить, что до сих пор  существуют два равно используемых названия этого парка: Фермерский и Фермский.

Начало созданию Фермы и преобразованию Зверинца было положено садовым мастером И. Бушем еще в 1800 и 1810 годах: в это время были проложены новые пейзажные дороги, которые объединили территорию и составили «костяк» будущего парка. Датированный 1817 годом план, по которому работал Менелас, был составлен на основе более раннего, с четко обозначенной дорожной сетью и указанием будущих водоемов, но с лишь частично разработанным ландшафтом. При осуществлении этого плана Менелас расширил старые водоемы и выкопал новые по собственным рисункам, спланировал территории, изменил рельеф, посадил деревья и кусты, проложил новые дороги, спроектировал и построил мостики и плотины, разработал, а затем осуществил проекты архитектурных сооружений.

С его созданием у выстроенной сначала в дереве, а затем в камне Императорской фермы определилась и закрепилась на одном уровне почти на столетие новая северная граница города.

На присоединенных к северо-востоку для Фермы и нового парка землях (полей крестьян деревни Кузьмино, получивших земли в другом месте) в первую очередь необходимо было распланировать ближайшую к дворцу часть, расположенную вдоль Кузьминской дороги, которая огибала присоединенную к парку полукруглую территорию, где, согласно плану, выполненному архитектором В. И. Гесте, предполагалась обширная городская площадь.

На проектном плане, по которому работал Менелас, этот участок окружен пейзажной дорожкой и прорезан длинным водоемом («рекой»), устроенным на месте канала вдоль прежней трассы дороги, по которому отводилась вода из садовых прудов. В 1817 году Менелас составил «примерную смету на отделку предполагаемого парка при Александровском дворце с сообщением через оный парк реки, паханием и высеянием по всему лугу травою, выстилкою по берегам реки дерном», с устройством вокруг парка дороги для езды, постройкой ворот со стороны Кузьмина; а также с отделкой небольшой плотины и посадкой деревьев с кустарниками.

Здесь распланировали красивый Фермский луг с живописным прудом «Ковш», предназначенный для обозрения с колоннады Александровского дворца, с Белой башни и башни Фермы. Пруды на Фермском лугу наполнялись таицкой водой. Обширные открытые пространства оформили группами деревьев по сторонам Фермской дороги, повторявшей трассу Кузьминской улицы и следовавшей изгибам внешней границы парка на северо-востоке.

Перестройке деревянных зданий Фермы («английского скотоводства») в камне должна была предшествовать разборка северо-восточной части Зверинской стены, проходившей по территории, намеченной для нового Скотного двора. В августе 1818 года, когда был в основном благоустроен сад у Нового дворца и происходила подготовка к созданию новой Фермы, последовало указание, что «государю императору угодно для открытия Царскосельского Зверинца сломать вокруг оного каменную стену и сделать вместо нее деревянный во рву палисад по учиненному проекту [...] господином архитектором Менеласом». К этим работам архитектор приступил в 1819 году. Разборка зверинских стен производилась сразу на нескольких участках, прежде всего на территории, отведенной под Скотный двор.

Одновременно, начав с полей Фермы со стороны деревни Александровки, Менелас занялся ограждением всей территории нового парка рвом, выложенным дерном, в котором устраивался бревенчатый палисад, выкрашенный в зеленый цвет, а с наружной стороны рва — деревянные перила. Эта работа выполнялась в течение нескольких лет.

Затем он продолжил ограждение территории со стороны Столбовой (Петербургской) дороги. У Менеласа был особый статус: он «занимался разными работами в Царском Селе по непосредственным повелениям» императора Александра I, который проявлял большой интерес к работам в парке и каждый день осматривал постройки. Увлекавшийся сельским хозяйством император придавал особое значение Ферме, которая «учреждалась на широких основаниях, дабы через продажу приплода улучшить повсеместно в России породу скота». Александр I перевел эту ферму из Санкт-Петербурга, поменяв ее местами с находившейся в Зверинце в 1803-1809 годах Лесной школой.

В конце XIX века всю присоединенную (бывшую Кузьминскую) территорию называли Фермерским парком. В 1910 году С. Н. Вильчковский писал о нем: «Та часть Александровского парка, что лежит к северо-западу от здания Лам и подходит к самому городу у Александровского дворца, до 1895 года представляла из себя прекрасный луг с красивыми группами деревьев и служила обширным выгоном для стад императорской Фермы, теперь этот выгон по границе застроен».

вид на Императорскую ферму с Белой башни

Современники же разграничивали «новообразуемую часть сада», простирающуюся от Александровского (Нового) дворца до Кузьминских ворот, распланированную в английском стиле, с каскадными прудами, группами деревьев, пешеходными дорожками, и территорию, отведенную для Фермы, которая имела луговой характер, поскольку предназначалась для выпаса скота. 

Старое направление Царскосельской перспективной дороги использовали для планировки парковой Офицерской дорожки (название позднее), вдоль которой проходила линия Таицкого водовода. В начале XX в. поблизости от Фермской дороги выстроили ансамбль зданий в формах древнерусской архитектуры. Тогда же здесь появилась еще одна дорога, обсаженная липами, которая от Белой башни вела через Фермский луг к вокзалу Императорской ветки железной, находившемуся вне пределов парка.

По сложности своего композиционного планировочного решения Фермский парк уступает остальным дворцовым паркам. Большую часть его площадей составляют открытые пространства—луга с высаженными "букетами" или отдельно стоящими деревьями. В то же время его открытые перспективы, спокойные линии дальних планов создают своеобразную атмосферу покоя и сельской тишины, контрастируя с насыщенной декоративной зеленью Александровского парка.

 

История его создания, несмотря на обилие статей, специальных трудов и популярной литературы, посвященной дворцам и паркам Царского Села, мало исследована и фактически не имеет подробного изложения ни в одном из изданий и научных работ по данной теме. Сведения о планировке территории парка довольно скупы. Очень мало материалов в том числе и архивных, содержащих сведения о работах, проводившихся непосредственно в самом парке, по его осушению, прокладке дорог, высадке деревьев. Объясняется это тем, что участок, на котором располагался парк, использовался в утилитарных целях, его земли с самого начала были предназначены под выгон для "стад Фермы", а в дальнейшем здесь появились сначала отдельные сооружения, а затем началась планомерная застройка его северо-восточной части.

С середины XIX в. Фермский парк еще не имел четких границ с примыкающей к нему с юга и северо-востока территорией Александровского парка. Фермский парк, судя по всем источникам, изначально являлся частью Александровского. Об этом свидетельствуют и документы 1896 года, из которых следует, что земли, окружающие Пенсионнерскую конюшню и простирающиеся от Фермы до казарм Конвоя и Сводного Пехотного полка, являются выгонным пастбищем Александровского парка. Подтверждение этому — план 1910 года, где восточный участок парка, расположенный напротив Казарм Собственного Его Величества Конвоя и передаваемый комитету по сооружению церкви для Собственного Его Величества Конвоя и Пехотного полка, также назван частью Александровского парка.

Таким образом, можно предположить, что деление парка на участки и название "Фермский (Фермерский)" ранее носили условный характер и закрепились за последним, вероятно, в первые десятилетия XX в. Тогда же, по-видимому, определились и территориальные границы Фермского парка с павильоном Ферма и прилегающими к нему землями, отделенными от Старого Александровского парка с одной стороны решеткой, а с другой — дорогой к Императорскому павильону и архитектурным комплексам Федоровского городка, расположенного в северо-восточной части Александровского парка. С севера его территория была ограничена зданиями казарм железнодорожного полка.

На плане 1867 года территория Фермского парка представляет собой свободное от построек пространство с единственным разместившимся здесь зданием Фермы. Большую часть парка занимают луга, они являются основной доминантой, формирующей ландшафт парка. К этому времени вокруг Фермы уже существует сеть дорог, кольцом окружающая павильон и связывающая его с подсобными хозяйственными постройками, а также рядом зданий, расположенных на территории Старого Александровского парка.

Фермская дорога, проходящая с южной стороны Фермы, служит одновременно и границей, и связующим звеном двух парков, так как в середине XIX в. решетки, разделяющей их, еще не существует. Вдоль восточной стороны комплекса проложена так называемая темная дорога, берущая свое начало у Арсенальной дороги, пересекающая Фермскую и заканчивающаяся у северных границ Фермы. Имеется также прямая дорога к Арсеналу и Пенсионным конюшням. Настоящая планировка участка сохраняется без изменений вплоть до 1895-1896 гг. , когда парковые земли начинают застраиваться рядом построек.

Выразительный по замыслу комплекс зданий возведен в связи с устройством постоянной резиденции императора Николая II в Александровском дворце, который Николай избрал своим постоянным местом жительства. В его облике доминирует тема национального русского зодчества, впервые примененная в Царском Селе архитектором К.А. Тоном при строительстве Екатерининского собора.

Первые, еще деревянные казармы лейб-гвардии Собственного Его Императорского Величества конвоя построили в 1895 г. Тогда же возвели и  Казармы сводного пехотного батальона, так же относящиеся к личной охране ЕИВ. Они зафиксированы на плане 1897 года.

Одновременно с постройками казарм прокладывается и новая дорога, идущая от Императорского железнодорожного павильона к Фермской дороге. Таким образом, отошедшие под постройки парковые земли, использовавшиеся ранее под выгон для фермерского скота, значительно сократили его территорию, поэтому тогда же встал вопрос о приобретении новых земель или аренде их у крестьян близлежащих деревень. Крестьянские земли, прилегающие к Александровскому  парку были приобретены Царскосельским дворцовым управлением. Площади парковых земель, отведенные под луга, довольно обширны. Луговые земли с указанием размера площадей, отведенных под сенокос, обозначены почти на всей территории Фермского парка: в западной части — между Ламскими прудами и Пенсионнерскими конюшнями; в северо-восточной — от здания Фермы до Казарм железнодорожного полка и Казарм Его Величества сводного пехотного полка; в восточной — на участке, ограниченном дорогой, ведущей к Казармам Конвоя Его Величества с одной стороны, и зданием Императорского гаража — с другой, включая и территорию, прилегающую к Федоровскому собору.

Возведением зданий казарм ограничилась строительная деятельность на территории Фермского парка в 1890-е годы и не возобновлялась вплоть до 1911 года. Это видно при срав¬нении планов 1867, 1897 и 1900-х годов, на которых не на¬блюдается никаких значительных изменений в планировке отдельных участков парка. Хотя работы по благоустройству его территории не прекращались, в частности проводившиеся в 1904 и 1905 гг. работы были связаны с устройством допол¬нительного электрического освещения вдоль ограды Алек¬сандровского парка, которая освещалась только на 1/3 от ее общей длины, составлявшей 5,5 версты.

Все документы этого периода не дают сведений о проведе¬нии каких-либо иных работ на территории Фермерского парка. Но уже в первые десятилетия XX в. развернувшееся здесь строительство вносит значительные коррективы в естествен¬ный ландшафт парка. Начало этому было положено закладкой Федоровского собора, состоявшееся 20 августа 1909 года на поляне, прилегающей к парку, близ Александровского дворца. Составление генерального проекта собора было поручено профессору А. Н. Померанцеву, однако впоследствии и в связи с изменением первоначального художественного образа, положенного в основу проекта, разработка чертежей в новом виде выполнена архитектором В.А. Покровским, который осуществил постройку, взяв за образец московский Благовещенский собор "в древнейшем его виде, без после¬дующих переделок". 20 августа 1912 года строительство хра¬ма было завершено.

В 1913 году на берегу пруда, у собора, было отведено место для постройки домов при Федоровском государевом соборе Эскизный проект составил архитектор С. С. Кричинский, спроектировавший главные здания, выходящие фасадом к собору, в русском стиле XVII в., а "второстепенные и служебные постройки в духе гражданских сооружений Новгорода и Костромы". Дома представляли собой отдельный городок, обнесенный каменной стеной с башнями по углам. Городок заключал в себе следующие здания: трапезную, офицерский лазарет, лазарет для нижних чинов, канцелярию и помещение для нижних чинов, служащих при соборе, баню и прачечную, службы—конюшню, гараж, сараи, квартиры низших служащих лазаретов.

На генеральном плане застроенный участок домов причта со стороны пруда ограничен шоссе, идущим по направлению к Казармам, с противоположной— Офицерской дорожкой. Между этими двумя дорогами, за стеной, окружающей комплекс зданий, вне комплекса отведено место для теннисной площадки, расположенной на открытом пространстве поля, окружающего комплекс Федоровского городка.

3 мая 1913 года в Царском Селе в присутствии императора было заложено здание музея для хранения исторических документов— Государева Ратная Палата. По указанию Николая 11 здание было спроектировано по древним образцам Псково-Новгородского каменного зодчества. Указывается также, что в "плане оно представляет собой неправильный, несколько продолговатый пятиугольник, получивший свою форму в зависимости от очертаний отведенной под постройку площади части парка".

Каких-либо сведений о посадке зеленых насаждений на участке, прилегающем к Ратной палате, нет. Одновременно с развернувшимися строительными работами про кладываются дороги, разветвленная сеть которых должна были связать между собой новые и старые здания. Появляются дороги, продолженные по направлению от Фермы к Казармам ( обственного Его Величества Конвоя, дороги к Федоровскому собору от Казарм конвоя и вдоль пруда, а также дорога, идущая вдоль Казарм Сводного Пехотного полка в направлении к Фермской дороге. Еще более сложным становится рисунок дорожной сети в 1914 году. Так, планируются устройство новой пешеходной дорожки, ведущей вдоль решетки, рядом с Фермской дорогой, мимо музея и Фермы до Малого Ламского моста, и устройство новой дороги от павильона Ферма к Казарме конвоя.

В том же году благоустраивается территория вокруг собора. Согласно смете здесь должны быть устроены шоссейные дороги и площади около собора. Дороги эти согласно смете имеют дерновую кайму. В 1915 году устраивается дорога около здания Государевой Ратной палаты. В это же время проводятся осушительные работы в парках, а также ремонт верховых и пешеходных дорог и труб под ними. Ранее, в 1908 году, около нового дома Собственного Его Величества гаража устраивается булыжная мосговая.

Неосуществленным проектом последнего царскосельского дворцового архитектора С.А.Данини, стал проект застройки площади перед Федоровским городком.

Большое значение для сохранения ландшафта парка имели осушительные работы, произведенные в парке в 1915 году, и последовавшее за ней переустройство дождевой канализации Фермского поля, осуществленное в 1916 году. Необходимость этих мероприятий была вызвана угрозой заболачивания местности и гибелью деревьев. Они были тем более важны для Фермского парка, где количество древесных насаждений было не столь велико, как на площадях прилегающих парков, и группировались они в основном вокруг построек Фермы и водоемов. Водная система парков, нарушенная при Николае II в связи с прокладкой нового Орловского водопровода, сооруженного в 1901 -1903 гг., губительно влияла на состояние древесной растительности. Крометого, разразившаяся в 1911 году буря унесла 1000 ослабевших деревьев. В 1912 году была образована комиссия из специалистов, исследовавших причины гибели деревьев, принявшей такие масштабы, что это явление вызвало опасение исчезновения парков. Но деятельность комиссии была прервана войной.


После 1917 года

Состояние древесной растительности парков продолжало ухудшаться и в 1918 году.

27 апреля 1918 года Решением Народного Комиссариата имущества Республики Царскосельская Ферма со всеми пристройками и прилегающими к ней пахотными землями, а также дворцовые парки с находящимися в них хозяйственными угодьями — прудами, оранжереями, школьно-садовыми заведениями с питомниками—и ряд зданий в парках и на учасгках земли, прилегающих к Ферме, были переданы в пользование Петроградскому Агрономическому институту. Позднее институт получил здания, принадлежащие военному ведомству — казармы конвоя, железнодорожного полка, Федоровский городок, Ратную палату и другие.

Разрушению облика Фермского парка способствовал Ленинградский сельскохозяйственный института 1966-1975гг. Недалеко от Египетских ворот по Академическому проспекту были построены каменные пятиэтажные здания — общежития и учебный корпус. Последнее здание было возведено в 1995 году.

К настоящему моменту планировка территории Фермского парка в сравнении ее с планом 1917 года претерпела значительные изменения. Нарушена ранее сложившаяся система дорожной сети. Исчезли существовавшие в дореволюционное время дороги: дорога Ферма—казармы, дорога, окружавшая Ферму. Сейчас здесь разместились плодовые сады. Утрачена также первоначальная планировка учасгка вокруг Федоровского собора. У стен Федоровского городка построен стадион. Центральный участок парка занимают сады, высаженные вдоль дороги, идущей к вокзалу. У здания Фермы ныне существуют многочисленные разнообразные одноэтажные постройки, утилитарные по своему назначению и чрезвычайно разнохарактерные по своему виду.

 

Схема генерального плана северной части Царского Села с указанием осуществленных и предположенных построек русского стиля:

А  - В. Н. Максимов. Комплекс деревянных зданий Авиаотряда. Построен в 1915 г. Не сохранился.

Б -  В. Н. Максимов. Ансамбль Железнодорожного полка. Неосуществленный проект 1916 г.

В -  В. А. Покровский. Царский павильон-вокзал. 1912 г.

Г -  В. Н. Максимов. Гостиничный комплекс Неосуществленный проект 1916 г.

Д -  В. Н. Максимов. Ансамбль казарм Конвоя. Осуществлен частично в 1914-1916 гг. Частично реконструирован (с искажениями после Великой Отечественной войны).

Е -  В. А. Покровский и В. Н. Максимов. Здание Офицерского собрания Конвоя. Построено в 1910-1911 гг., разрушено в 1941 г., разобрано в 1963 г.

Ж - С. Ю. Сидорчук. Здание государственной Ратной палаты. Построено в 1913-1916 гг.

3. - В. А. Покровский и В. Н. Максимов. -  Федоровский государев собор. Построен в 1910-1912 гг. Частью реставрирован.

И - С. С. Кричинский. Федоровский городок. Постооен в 1913-1916 гг. Реставрируется

Источник

 

Источники:

  • Степанова И. Менелас. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
  • А.Ф. Крашенинников. В.Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля.1882-1942.М.Совпдение, 2006. - 176 с., ил.
  • Клочков Д.А. Отличные храбростью...: Собственный Его Императорского Величества конвой 1829-1917
  • Майя Алешкевич, 406-я школа. Фермерский парк и его ансамбли в Царском Селе

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 13039 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!