Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Красносельское шоссе 9. Образцовый приют и Школа нянь гос. императрицы Александры Федоровны (Школа 409)

 

 

 

 

Фотоальбом Школа нянь

 

Школа нянь была организована в 1903-1905 гг. под патронажем Государыни Императрицы Александры Федоровны, которая пожертвовала для школы участок земли находившийся в Баболовском парке между Гатчинским шоссе и Баурским каналом.

 

 

Была создана комиссия под председательством инициатора создания школы известного врача-педиатра  Карла Андреевича Раухфуса, создателя российской детской больничной медицины, впоследствии здесь работавшего. Будучи лейб-педиатором Двора в чине действительного тайного советника, Раухфус общался с императорской семьей и имел возможность лично выдвигать те или иные проекты. Он, несомненно, был главным идеологом этого учреждения. 

Здание школы возводилось по проекту и под надзором С. А. Данини с 1903 г. Это было первое в России учреждение такого рода. Перед Данини была поставлена проблема совмещения эстетической и медицинской функций, с которой он блестяще справился.

Находилось оно вне городской застройки на краю Баболовского парка у Гатчинского (Красносельского) шоссе,. Это первое в России учреждение такого рода.  Проект стал одним из первых образцов планировки здания, связанного с его медицинским назначением. Это была образцовая школа — больница. Архитектор Данини смог удовлетворить как санитарным, так и учебным требованиям, показав себя мастером интерьеров. Такое учреждение было новаторским и образцовым по постановке медицинского, учебного и педагогического процессов.

Среди инициатив зодчего заслуживает внимания идея вывода медицинских учреждений из центра города на границы садов и парков. Все медицинские сооружения, созданные по его проектам, окружены клумбами с цветами, полянками, деревьями, которым отведена своя роль в процессе реабилитации больных. Эти приемы нашли свое широкое воплощение в середине XX века.

Врач и архитекторы работали вместе, предусмотрев удобные комнаты, мебель, освещение, обширный сад сад на основе находившегося здесь ранее питомника Школьного садового заведения, с многочисленными лужайками сирени, жасмина, живописными цветочными клумбами.

Специальные архитектурные журналы сообщали, что здание Школы строится «в англо-саксонском стиле» или «в стиле английских коттеджей».

Газета СПб Ведомости в частности сообщала: Закладка школы нянь въ Царскомъ Селе. 28 мая, въ Царскомъ Селе, на поляне въ Новомъ парке въ Высочайшемъ Ихъ Величествъ Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Федоровны присутствiи состоялась закладка двухъ-этажнаго каменнаго зданiя въ англо-саксонскомъ стиле школы нянь Императорскаго патрiотическаго общества. Строитель школы-придворный архитекторъ С. А. Данини.

Зданiе разсчитано на 50 нянь и 50 детей, и будетъ о двухъ этажахъ, не считая подвальнаго помещенiя и мезонина. Въ подвальномъ помещенiи будутъ устроены: раздевальня, баня, прачечная, две кладовыхъ и др. Въ первомъ этаже будутъ отведены помещенiя для прислугъ, гладильни, полосканiя белья, помещенiя для мытья посуды, кухни, а равно устроены столовая, спальня, дневная для подростковъ, спальня для нихъ, ванны, комната для занятiй, прiемная, комната для младшаго курса, помещенiя для кандидатки, передняя и теплая терраса. Во второмъ этаже будутъ устроены дневная для грудныхъ детей, спальня, помещенiя для начальницы и кандидатокъ, старшiй курсъ, рукодельня, ванны, умывальники и др., а въ мезонине будут размещены: изоляцiонное отделенiе, палата, ванна и буфетъ.

 

Очевидно, «англосаксонская» атрибутика виделась прежде всего в щипцах с фахверком и черепичной кровле, а также краснокирпичных стенах. Угол здания акцентировала граненая башня с острым шатром. Основной массив асимметричного, Т-образного в плане сооружения выстроен в неоштукатуренном кирпиче. Это сближает его с традиционным «кирпичным стилем» и придает ему несколько сумрачный и казенный отпечаток. Между тем, в одном из вариантов проекта обыгрывался декоративный эффект двуцветной облицовки: на уровне первого этажа должны были чередоваться полосы красного и желтого кирпича; второй этаж, для большей легкости, одевался только в желтый кирпич. Впоследствии здание было изуродовано надстройкой третьего этажа, которая поглотила аморфной массой его структурные звенья и силуэт.

 

 

Торжественное освящение состоялось 28 мая 1905 г. в Высочайшем присутствии, о чем есть запись в дневнике Государя: «Ясный и свежий день. <...> В 2 1/2 поехали на освящение только что выстроенного здания школы нянь. После молебна осмотрели все помещения сверху донизу. Очень уютно, практично и никакой роскоши. Заведует школой Раухфус, а строил наш архитектор Данини. Присутствовало довольно много дам. Вернулись после 4-х...» .

В этот день Государь Император «всемилостивейше соизволил пожаловать архитектора Данини кавалером ордена св. Владимира IV степени во внимание к трудам по постройке здания Школы нянь в Царском Селе».

План здания асеиметричен, стены облицованы кирпичом; черепичная крыша, ризалиты, эркеры и башенка улучшали освещенность комнат.

На первом этаже здания находились:

  • помещения для прислуги;
  • гладильная;
  • столовая;
  • кухня;
  • приемная;
  • теплая веранда;
  • ванны,
  • комнаты для занятий;
  • спальня для больший детей.

На втором этаже:

  • спальня для грудных детей;
  • рукодельни;
  • помещения для старший курсов. В мезонине:
  • изоляционное отделение в палатах, отдельной ванной и буртом;

В подвале:

  • раздевальня;
  • баня и прачечная.

 

Двухэтажное здание школы было обращено фасадом с детскими на юг. Здание разделено на три части. В средней помещались классная, лаборатория, бельевая, квартира начальницы. Левое крыло принадлежало приюту, а в правом располагались спальни нянь. В третьем этаже мансарде находился лазарет для детей и нянь с общими комнатами и тремя боксами. Лазарет мог быть совершенно изолирован от остального помещения.

При школе имелась собственная молочная ферма на шесть коров.

В гигиеническом отношении приют был обставлен образцово. Изобилие света и воздуха, здоровая и вкусная пища, рациональная одежда, постель и белье, все мелочи ухода, какие ребенок мог иметь только в обкспеченной и культурной семье, — все это приучало няню к рациональной, гигиенической обстановке детской и прививавало ей навык безукоризненнаго содержания детской.

 

Проекты С.Данини для Школы нянь:

114. Генеральный план участка. Слева: «План части Баболовского парка с участком, отведенным под Школу нянь, с показанием участка АБВГД, вновь просимого к отводу под проезд в Школу нянь, площадью в 261 кв. саж.». Карандаш, тушь, акварель, бумага. 33,4x62,1. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1312-ХШ.

115. Генеральный план участка. Подпись в правом нижнем углу: «Архитектор С. Данини. 1903». Карандаш, тушь, акварель, ватман. 51,5x68. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1314-ХШ.

116. Задний (северный) фасад. Подпись в правом нижнем углу. «Архитектор С. Данини. 1904». Тушь, акварель, ватман на коленкоре. 36,7x91. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1315-ХШ.

117. Боковой (восточный) фасад. Надпись на об. рукой Данини: «Школа нянь». Тушь, акварель, ватман. 51x68,5. Архив С. А. Данини.

118. Боковой (западный) фасад. Надпись на об. рукой Данини: «Школа нянь». Тушь, акварель, ватман. 51x68,5. Архив С. А. Данини.
 

 

 

К. А. Раухфус был врачом-консультантом и председателем попечительского совета школы. Директором школы состояла О. А. Павлова — внучка Пушкина, дочь его старшего сына Александра. Данини также входил в совет. Часто после посещения школы матерей и детей, приюты-ясли, женские консультации, молочные кухни по всей стране. При попечительстве создавался в Петербурге институт для помещения в нем младенцев с кормящими их матерями. (Институт должен был строиться на Каменном острове, был проведен конкурс проектов, однако в связи с началом революционных событий строительство так и не началось.)

Государыня придавала большое значение этому учебно-воспитательному благотворительному заведению новейшего типа, содержавшегося на ее собственные средства.

В виду серьезности предстоящей задачи, требования, предъявляемыя воспитанницам при приеме, довольно высоки. Это должны быть здоровые, достаточно сильные и крепкие, работоспособные девушки в возрасти не моложе 18 лет, т. к. няни моложе 18 лет врядли могутъ пользоваться достаточнымъ доверием матери. В исключительных случаях принимаются и молодые женщины.

Поступающая должны по своим познаниям удовлетворять приблизительно программе 4 класснаго городского училища, или других школъ с подобным курсом (Патриотическии школы, Мариинские училища, школы МНП. т. д.).

 

 

Неимущие лица принимались бесплатно на имеюшиеся при Школе стипендии и бесплатные вакансии, и получали от школы одежду, белье, обувь и учебные пособия. Годовая плата — 360 рублей в год, для лиц малого достатка допускалась половина 180 рублей в год; наконец, для лиц неимущих были установ­лены бесплатные вакансии и стипендии; преимущественное право на стипендии и бесплатный прием предоставлялся детям воинов, пострадавших на войне.

В течение курса воспитанницы находились на полном иждивении Школы, получая пищу, одежду, белье и учебные пособия. Таким образом, бедные девушки, поступив в Школу через два года, без всяких материальных затрат с своей стороны, выходят опытными нянями, знающими специально дело ухода за детьми, с обезпеченным заработком.

С этой точки зрения Школа нянь примыкает к профессиональным училищам, преследующимъ те же цели будущего материальнаго обезпечения своих питомиц, с тем преимуществом, что труд образованной няни еще не был обесценен конкуренцией так, как напр. швей, конторщиц и т. д. и не говоря уже о том, что высокие задачи няни создавали ей в обществе другое положение, чемъ прислуге или мастерице. Создание школы нянь было определенной ступенью в развитии педагогического образования в России и положило начало такой профессии, как гувернантка.

Обучение воспитанниц подразделяется на общее и специальное, теоретическое и практическое. Центр тяжести лежитъ на последнем. С этой целью при Школе был устроен образцовый детский приют, который ведется на началах современной гигиены детского возраста. Приют находился в одном здании со Школой, и приспособлен для 50 детей неимущих родителей и сирот, в возрасти от рождения до 7 лет, с таким рассчетом, чтобы каждая воспитанница имела питомца, за которым и должны была ходитъ два года своего обучения.

В детский приют при школе принимались здоровые дети от первых дней до двух лет жизни. Грудные дети вскармливались имеющимися при приюте кормилицами или искусственно, в некоторых случаях допускались в приют и кормящие грудью матери. Дети оставались в приюте до семи лет. Плата за детей – 40 руб. в месяц.

В число воспитанниц принимались девицы в возрасте не моложе 16 лет, а в исключительных случаях молодые женщины.

На первый план было поставлено практическое ознакомление с уходом за здоровым и больным ребенком.

Воспитанницам преподавались различные предметы. Общеобразовательные:

  • Закон Божий;
  • русский язык;
  • природоведение.

Специальные медицинские:

  • анатомия;
  • физиология;
  • гигиена;
  • первая помощь в несчастных случаях.

И меющие отношение к их будущей деятельности:

  • гимнастика;
  • пение;
  • рисование;
  • педагогика;
  • фрейлинские игры.

 

Персонал школы состоял из начальницы, директора, законоучителя, двух учительниц (одна вела детский сад), двух сестер милосердия, учителя пения, экономки и кастелянши. В течение пяти лет школой заведовала внучка великого поэта — Ольга Александровна Пушкина, женщина очень одаренная и образованная, свободно говорившая на шестнадцати языках.

Воспоминания о преподавательнице Школы-Губкиной Софье Васильевне: "После смерти кормильца- главы сеьми в 1905 году, семья нуждалась и моя мама- Софья, как самая старшая из детей, успевшая к этому времени окончить с золотой медалью гимназию и хорошо владевшая французским, пошла работать. Она устроилась преподавательницей и воспитательницей в расположенную в Царском Селе "школу нянь". Эта школа готовила нянь для ухода за детьми высокопоставленных богатых семей. Няни должны были быть образованными и даже знать французский язык. Школа пользовалась хорошей репутацией, а мама пользовалась хорошей репутацией в этой школе..."

 

Всего мест в школе было запланировано 50; все воспитанницы были позделены на два курса, т. е. ежегодно Школу могли оканчивать 25 нянь. Для достаточно подготовленных и способных это время могло быть сокращено. Окончившим курс воспитанницам выдавались, смотря по успехам, аттестаты и свидетельства. Оставляющим школу до конца обучения, в виде исключения выдавались удостоверения, точно определяющие объем их знания, это позволяло им начинать службу в семьях.

В школе также был хор, состоящий из нянь-воспитанниц, певший на богослужениях в разных церквах города. Окончившие курс оставались под покровительством школы в течение двух лет.

Для развития в воспитанницах любви и уважения ко всякому труду, имеющему отношение к благосостоянию доверенных им детей и к содержанию детской воспитанницы, помимо ухода за ребенком, исполняли все хозяйственные работы по школе и по приюту с полной ответственностью, заменяя в этих помещениях прислугу и участвуя, таким образом, в строе всей жизни школы.

Воспитанницы убирали все комнаты и постели, мыли полы и окна, топили печи, проветривали помещения, обвивали себя и вверенных им детей, чистили одежду, обучались и совершенствовались в кройке и шитье, в стирке и глаженье белья, готовили известные блюда и напитки детского стола, во время дежурства по кухне и бельевой убирали эти помещения, участвовали в проверках провизии, сдавали и принимали белье, вели приходно-расходные книги и исполняли различные хозяйственные поручения.

 

 

Обставленный таким образом уход должен был приучить няню к безукоризненной чистоте и опрятности и вводил начало индивидуальной ответственности нянь: каждая няня отвечала не только за своего питомца, но и за весь его инвентарь, белье и т.д. Таким образом, хоть отчасти, но воспроизводилась семейная обстановка ухода: с другой стороны няни внесут впоследствии в семью принцип абсолютной чистоты ( асептики). посвящая себя преимущественно своему питомцу. Воспитанницы принимали участие и в уходе за другими детьми, заменяя друг друга во время уроков, обеда, прогулки, ночью и т.д. Кроме того, нянями исполнялись все работы, имеющие отношение к уходу за ребенком: приготовление молочных смесей и кушаний детского стола, приготовление лекарств и перевязочного материала.

Приютом заведывал врач, который вел специальное обучение вос­питанниц. Ежед­невно, во время обхода, врач проверял дневники и записные тетради воспитанниц, ку­да няней вносились ее наблюдения, касающиеся ребен­ка, его физического и психичес­кого развития, заболеваний и т. д. Здесь же воспитанницы делали, соответствыующие указания и разъяснения, отмечались недочеты ухода и, таким образом, практически преподавалась гигена детства.

Что касается теоретическаго обучения, то оно имеетъ прежде всего целью поднять общий культурный и умственный уровень воспитанницъ, развить въ нихъ вкусъ ко всему хорошему, красивому и гармоничному въ природе, литературе и жизни. Поэтому въ число предметовъ включены сверхъ Закона Божия, природоведение, чтение образцовъ литературы, начала педагогики, рисование и пение. Преимущественное внимание обращено при этомъ на то, чтобы няня научилась направлять пытливый умъ ребенка къ познанию окружающего. Няня должна уметь помочь матери пробудить въ ребенке любовь къ Богу, обучить его начальнымъ молитвамъ, должна на­учить его любить и понимать природу. Подъ ея руководствомъ ребенокъ поетъ свою первую песенку, рисуетъ свой первый незамысловатый домикъ.

В России была самая высокая детская смертность среди цивилизованных стран. Одной из причин было неумение обращаться с грудными младенцами в низших классах населения — «слабое развитие здравых понятий и правильных навыков в деле ухода за младенцами и их питания» Другая причина заключалась в трудности борьбы с эпидемиями даже в детских больницах в конце XIX в., когда еще не был открыт вирусный характер многих болезней. В Москве в детской больнице св. Владимира в 1870-е гг. Раухфусу удалось избежать эпидемий, максимально изолируя друг от друга помещения для больных разными болезнями детей.

Школа нянь была логическим продолжением деятельности Раухфуса по созданию детских больниц в Петербурге и Москве, благодаря которой Россия вышла чуть ли не на первое место среди европейских столиц по числу детских коек на душу населения.

За шесть лет существования школы в не было принято 174 воспитанницы, окончили курс 80, вышли до окончания курса 42, умерли 4. На момент подготовки издания обучалось 48 воспитанниц. Оканчивающие курс помещались Школой на места с вознаграждением 20-25 рублей в месяц. Выпускницы два года оставались под покровительством Школы, которая таким образом поддерживала связь со своими бывшими питомцами.

 

 

Для надобностей постоянно увеличивавшегося числа воспитанников и персонала здание неоднократно перестраивалось. В 1910-е гг. его расширили пристройкой с западной стороны, также по проекту Данини.

27 апреля 1913 г. К. А. Раухфус писал начальнику Царскосельского дворцового управления:
«Предлагая ныне же войти с представлением о Всемилостивейшем награждении члена комитета Школы нянь государыни императрицы Александры федоровны, архитектора Дворцового управления, архитектора Высочайшего Двора С. Данини чином дсс, по званию члена комитета школы, ко дню рождения августейшей основательницы и покровительницы школы, Ее Величества Государыни Императрицы 25 мая с. г., во внимание к его отлично усердной службе и деятельности на пользу школы,—прошу уведомить меня, нет ли препятствий к возбуждению означенного ходатайства»

Императрица часто посещала школу вместе с великими княжнами, где они могли обучаться приемам по уходу за детьми.

1914 — Директор школы нянь доктор Владимир Петрович Герасимов6. 1917 — ЦС, Стессельская 6. Тел. 46. Вице-предс. Совета Всер. попеч-ва об материнстве и младенчестве; Директор также Родильного приюта имени Дрожжиной; практикующий врач.

В начале Первой мировой войны императрица организовала здесь один из Царскосельских лазаретов.

 

После 1917

В 1918 году, когда в нашем городе образовалась целая колония детских домов, на хорошей материальной базе Школы нянь было открыто детское учреждение нового типа — «Школа — санатория». Через Советы — Царскосельский и районов Петрограда — в нее были набраны 120 больных детей. «Школе — санатории» вскоре было присвоено звание показательной и имя Веры Михайловны Бонч — Бруевич. Под несколько изменившимися названиями, без упоминания слова «школа», это учреждение существовало здесь до начала Великой Отечественной войны.

С 1960 года здание занимает общеобразовательная школа, находящаяся здесь до настоящего времени.

Сегодня в здании бывшей школы нянь по адресу: Красносельское шоссе, д.9 находится общеобразовательная школа № 409, которая после войны располагалась в здании Реального училища императора Николая II.

 

 

Из статьи: "Школа моя "красная"" (2000 г.)

1 сентября 1960 г. школа № 409 открылась.

Основная часть выпускников “красной” — военные, экономисты, учителя. В разное время закончили школу Сафонова Галя, ныне Галина Владимировна Матьянова — начальник отдела здравоохранения Пушкинского района; Емельянова (Зарайская) Елена Анатольевна — судья нашего города, Бенеманская (Подгорных) Ирина Николаевна — начальник отдела информации Территориального управления Пушкин-ского района; Макушева (Ахатова) Ольга Михайловна — кандидат экономических наук, главный специалист госбанка; Табанова Елена Виловна — депутат Пушкинского городского Совета и много, много других.
Гордостью школы и заслугой педагогов является то, что ее выпускники, получив высшее педагогическое образование, вернулись в ее стены, подхватили эстафету поколений, успешно учат и воспитывают ребят. Теперь их зовут на “Вы” и по имени и отчеству, а в памяти учителей они остались теми же любимыми, капризными, задиристыми, юными, хотя все они имеют и своих собственных юнцов.

Первым ее директором стал Григорий Панкратович Хацко. Всего два года он руководил школой, но сделал многое.

— Он запомнился нам молодым, высоким, худощавым, в темном костюме. Строгим. Жил он при школе, — вспоминают учащиеся тех лет. — Увлечений у него было много. На том месте, где сейчас водохранилище, был школьный сад. Там были разбиты грядки с кабачками и другими овощами, с подсолнухами. Под руководством Григория Панкратовича ребята занимались и разведением кроликов.

А завучем работала Анна Васильевна Вихрова, пунктуальная, никогда не повышающая голоса. Говорила тихо, но выразительно и убедительно. Она была отличным математиком. По ее инициативе во время перемен ребята шли в актовый зал и занимались бальными танцами.

От Г. П. Хацко эстафету принял Лев Васильевич Устюжанинов. Это он вместе с А. В. Вихровой, посетившей Польшу, внедрили в свою работу опыт “старостата”. Она втянула всех в эксперимент. На пост старосты подбирались достойные, с ними проводились летучки, делились опытом, учились.

Затем, с 1969 г., в руководстве школы стал господствовать “девишник”. Вначале Е. А. Бердичевская, при которой произведен капитальный ремонт и школа стала трехэтажной, затем Лариса Исаевна Пидоренко

С 1974 по 1984 гг. директором работает Галина Феофановна Петрова. При Г. Ф. Петровой школа набрала особую мощь. Она не зажалась в школьные стены со своими проблемами, а широко распахнула двери для всего населения Красноселки, “вышла в мир”. Используя шефские связи с предприятиями и учреждениями микрорайона (335-й мехзавод, 20-я рембаза), были созданы

  • добротные, по всем правилам, учебные мастерские,
  • по инициативе школы создан подростковый клуб “Товарищ”,
  • создан прекрасный спортивный комплекс со стандартными футбольным и хоккейным полями.

Правой рукой, опорой в работе была Воля Ивановна Воронцова — завуч, учитель математики. Очень беспокойный, трудолюбивый, инициативный человек. Воля Ивановна — создатель лучшего музея боевой славы не только в районе, но и в городе — музея боевой славы 125 женского гвардейского авиационного полка им. Марины Расковой, (при активной помощи комиссара полка Лины Яковлевны Елисеевой).

Школа рождала своих самородков. 12 лет назад Оля Гуменная в должности пионервожатой школы, настырная, дотошная и нежная, начала проводить коммунарские сборы.  Вместо пионерской и комсомольской организаций дети создали свою союз — Союз творческих деятелей со своей символикой, ритуалами и традициями. Рисунки ребят, созданные на занятиях по ИЗО, покупались в качестве сувениров и наглядных пособий гражданами США!

… Юбилей. Как хочется, чтобы он удался на славу! Нынешней директор Екатерина Ивановна Хмелева приняла бразды правления из рук Галины Феофановны в 1984 году, но не отпускает ее и плодотворно работают вместе и по сей день. Под ее началом школа стала средней, повысился возраст учащихся, в корне изменился сам подход к приобретению знаний. В этом году произведен капитальный ремонт школы.

Школа сильна своими традициями, бережно относится и не забывает ветеранов. С. Овчарук 

 

Современная жизнь школы:

 

Источники:

  1. Козлов А.В. Сильвио Данини: материалы к творческой биографии /А.В.Козлов.СПб: КОЛО, 2010.- 240 с.: ил.
  2. Смирнов В.Н., Рабин Э.Э. Прогулки по старому городу. Комм. Тарасов В.В., СПб, Серебряный век, 2006. 320 с.
  3. Оля Каркоиен, Оля Кладченко, 409 школа. Отечество нам Царское Село. Фрагменты докладов учащихся школ Пушкина на районных и городских историко-краеведческих чтениях 1998 — 1999 гг. Вып. 2, г.Пушкин, 1999, 119с.
  4. Ведомство учреждений Императрицы Марии и его учреждения в Царском Селе и Царскосельском уезде. Санкт-Петербург 1911 С. 55-60
  5. Школа наша “красная”. Царскосельская газета № 140 (9165), вторник, 5 декабря 2000 года
  6. "Царскосельское дело" № 32, пятница 8 августа 1914

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 9376 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!