Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Красносельское шоссе

Красносельское шоссе (фотоальбом)

Гатчинское шоссе, Дорога на Гатчино ( 19 в. - 1930-е) — Красносельское шоссе (1930-е - )

 

Гатчинскую «перспективую» проложили в 1766-1769 годах в одноименную мызу - Гатчино, подаренную в 1765 году Екатериной II ее фавориту Г. Г. Орлову.  20 августа 1766 г. появляется указ Екатерины II об "Устройстве прямого проспекта от Царского Села в Гатчину". Дорога, объявленная в указе проспектом, начиналась от вновь создаваемой Английской части в Старом (Екатерининском) парке.

На рукописных планах губернии, хранящихся в Отделе рукописей БРАН, она изображена пунктиром, как проектируемая строго на юг от Царского Села. План 1766-1768 годов дает редкую возможность увидеть дорогу «при ее рождении» и представить, каким образом она вписывалась в дорожную сеть Царского Села до наступления новой эпохи, связанной с разбивкой вокруг Большого пруда пейзажного сада, в будущем- Екатерининского парка.

2 мая 1768 года Камер-фурьерский журнал, официальный дневник придворной жизни, отметил, что Екатерина II с великим князем Павлом Петровичем из Царского Села «соизволили шествовать для прогуливания по дороге, вновь делаемой к мызе Гатчиной, до 2-х верст».

Проложенная к 1769 году Гатчинская дорога стала полноценно изображаться на планах Царского Села только с конца 1770-х годов: эта магистраль подходит к границе летней императорской резиденции — "дороге вкруг всего сада" в одной точке с открытой частью Таицкого водовода.

Работы растянулись на десять лет и были завершены к концу 1770-х годов. За это время магистраль выровняли, ее высокие места срыли, а низкие подсыпали. На всем своем протяжении она была шоссирована (засыпана мелким камнем, песком и утрамбована).

Камер-фурьерский журнал сообщает, что Гатчинская дорога была одним из мест прогулок императрицы, жившей летом в Царском Селе. По обновленной магистрали она вместе с придворными нередко совершала увеселительные поездки. Так, 8 мая 1770-го года она выезжала на расстояние до семи верст «для стреляния птиц». Сейчас место этой охоты занимает Пушкинский аэродром. В 1773 году, 3-го июня, «Ее Императорское Величество соизволила со всеми персонами для гуляния шествовать пешком по Гатчинской дороге, и в недальнем расстоянии от дороги, в правую сторону, поставлена была ставка (шатер - А.С.), в которую прибыв, соизволила смотреть производившейся пушечной пальбы в мишень, куда и Его Высочество прибыть изволил; по сем возвратились пешком же ко Дворцу».

В конце XVIII века, при императоре Павле, на всем протяжении магистрали установили каменные верстовые столбы, из которых сохранились всего три: два в пределах Гатчины и один на пути к Мозинским воротам.

В ее начале в 1774 году поставили Гатчинские (Орловские) ворота. Напроив ворот  поставили верстовой столб, сохранившийся до наших дней. По левую сторону дороги  после 1786 года построили здание почтовой станции. Гатчинская дорога стала начальным участком пути на Киев.

После смерти Екатерины II, Павел закрыл почтовую станцию в Софии, ямщиков перевел в село Ижоры, и дороги из С.-Петербурга на Москву и Киев пошли уже, минуя Софию. Этим шагом, он поставил последнюю точку в истории с любимой затеей Екатерины - постройки уездного города София. С тех пор ее история стала историей полков, расквартированных в разное время в императорской резиденции. Вдоль современного Красносельского шоссе, почти до самой Саперной сохранился великолепный комплекс старых зданий, построенных и перестроенных для нужд расквартированных здесь полков. И история размещения в них военных продолжается до настоящего времени.

В зданиях Почтового и Запасного дворов в 1815 году разместили Гренадерский Императора Австрийского поли, рядом вдоль парка — лейб-гвардии Гусарский полк. Для снабжения полков продовольствием за Почтовым двором по обе стороны Гатчинской дороги выстроили каменные здания хлебных военных магазинов (складов).

Два здания провиантских магазинов строгих классических форм находились в важном в градостроительном отношении месте: по обеим сторонам Гатчинской дороги при въезде в «военное предместье» Царского Села. Вьезд был отмечен каменной кордегардией, сооруженной в 1824 году по проекту архитектора А. Е. Штауберта.

После 1832 года в Софии были дополнительно расквартированы кирасиры и артиллерия. Софийский военный госпиталь, размещавшийся в деревянных казармах, стал мал, и к 1837 году здания Почтового двора перестроили.

Правее Гатчинской дороги идет трасса Таицкого (Бауерского) канала, часть воды из которого подавалась в Павловск. У самого Красносельского шоссе до сих пор можно видеть открытый колодец водовода. Далее водовод проходил по трубам под Орловскими воротами в Екатерининский парк.

Весной 1871 года из Варшавы в Царское Село был переведен лейб-гвардии Царскосельский стрелковый батальон. Он занял под казармы перестроенные здания провиантских магазинов по обе стороны Гатчинской дороги, к этому пременн превращенной уже в шоссе. Батальон сменил название, став лейб-гвардии 2-м стрелковым батальоном. Для стрелков старые магазины перепланировали, надстроили, а рядом с ними постепенно возвели новые корпуса.

В 1887 году в Царском Селе приступили к сооружению водопровода. По проекту архитектора Видова были построены две водонапорные башни высотой в 14 саженей (30 метров). Одна из них находится у Орловских ворот по правую сторону Гатчинского шоссе. Местоположение башни определило ее название - Орловская. Башня стала одной из составляющих частей Орловского водопоровода.

В 1904 году за казармами стрелково-го батальона архитектор Данини построил здание Образцового приюта и Школа нянь гос. императрицы Александры Федоровны, Красносельское шоссе 9. Сейчас в здании находится общеобразовательная школа десятилетнего цикла № 409.

Красносельское шоссе 10 - так же относится к старым зданиям городка стрелков, сейчас - жилой дом. На доме находится мемориальная доска, в память его жителя - Бредерика А.П.

После 1917 года город Гатчина стал менять свое название. Сначала в 1922 году стал Троцким, а после высылки Льва Троцкого за границу, Гвардейском. Поменяли названые и Гатчинскому шоссе, оно стало называться Красносельским, хотя Красносельская дорога уже существовала и проходила в другом месте.

Красносельское шоссе 14 а  - школа 335 построена в 2009 году на основе разработки мастерской №12 ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ»

В двух основных функциональных блоках школы разместились 33 учебных класса, в том числе компьютерные и лингафонные, лаборатории, мастерские и 4 рекреационные зоны. В третьем, вспомогательном, расположили столовую, актовый зал с аппаратной, библиотеку, два спортзала – большой и малый хореографический, бассейны с чашами 10х12 и 25х12 м. Там же работает медицинский центр с терапевтическим, процедурным, стоматологическим и психологическим кабинетами. Всюду предусмотрены системы вертикального транспорта, вентиляции и противопожарной безопасности.

У места пересечения Красносельского шоссе и Саперной улицы в 19 в. стоял постоялый двор и довольно большая деревня Красная слободка, ее дома были ориентированы по одной из сторон дороги на Гатчино. Этот перекресток являеся сейчас местом кардинального поворота трассы Красносельского шоссе - заканчивается участок б. гатчинского шоссе и поворот на трассу реального Красносельского шоссе, некогда ведущего из Царского Села в Красное Село

Упоминания:

  • Офицерский флигель у Орловских ворот
  • Алексеева Евгения Васильевна - 1917, вдова полковника гвардии, Алексеева София Ивановна - жена гв. плк.,   Телефон 874.
  • Алексеев Иван Фёдорович - Лейб-гвардия 2-й стрелковый Царскосельский батальон, капитан, у Орловских ворот, с 1912 - 1917 - полковник, батальон - в полк. Телефон 874

Проблемы дома Красносельское шоссе 61

 

Источники:


статья редактируется

Рейтинг: +1 Голосов: 1 6222 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!