Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Магазейная 40. Дом Стеткевича (Музей Царскосельская коллекция)

 

На  углу Магазейной и  Леонтьевской улиц расположендом М.Л. Стеткевич (Магазейная 40)

 

 

Он построен в 1909 г. архитектором Г. Г. фон Голи на месте № 231, среди владельцев которого ранее был царскосельский мещанин Ф.И. Новиков.

Облик дома в стиле модерн запоминается своим грибообразным граненым эркером — башней, ориентированной на перекресток улиц и завершенной ребристым куполом со шпилем, меандровым поясом, соединяющим стрельчатые окна. Выразительна обработка портала главного входа с полуциркульной аркой на опорах, сложенных из круглых и прямоугольных каменных блоков разного диаметра.

Из воспоминаний царскоселки Беер Н.Д.:

"… Очаровательное семейство Кардашевских — Людмилы Николаевны и Валерьяна Ивановича.... В Царском Селе Кардашевские жили в смешном домике, построенном в модном в те годы стиле модерн. Домик этот "жив" и сейчас. Он находится недалеко от Руслана на углу Леонтьевской (теперь ул.Труда) и Магазейной (теперь улице Карла Маркса). Не забыть упросить Нину Николаевну его снять.На память о них у меня осталась фотография Валерьяна Ивановича и написанный им учебник французского языка..."

 

Музей "Царскосельская коллекция"

 

В настоящее время здание используется под музей «Царскосельская коллекция», который основан в феврале 1991 художником Александром Некрасовым как общественная галерея; с 1992 — общественный музей, с 1996 — муниципальный музей, с 1999 — гос. музей районного подчинения.

Шесть выставочных залов общей площадью 420 кв. м. Директор — А. Некрасов. Музей располагает коллекцией русской живописи ХХ века, начиная с 1910 года.

 

 

ХХ век известен множеством исторических катаклизмов: Первая Мировая, революция с последующей сменой правящего класса, Вторая Мировая, мирное время доносов и репрессий — страх, ужас, жуть. И именно в этот период что-то потрясающее происходит в мире искусства. Появляются новые направления, движения, теории, произведения, созданные блистательными художниками, сочетавшими в своей деятельности теорию и практику. Рождаются необыкновенно смелые идеи о том, что же есть изобразительное искусство. К. Малевич, В. Кандинский, В. Фаворский, П. Филонов, М. Шагал запустили механизм русского авангарда, и даже после того, как они были вынуждены покинуть Россию, будучи представителями «левого» искусства, этот механизм продолжал мерно тикать, уходя в подполье.

Две ветви развивались в советской живописи. Социалистический реализм прославлял официальный режим, идеализируя его. Для членов Союза художников предоставлялись все блага; для тех же, кто не хотел писать по шаблону партии, оставался единственный доступный жанр – пейзаж. Все остальные были вынуждены уйти в андеграунд, поскольку их искусство считалось антисоветским. Последователи авангарда не имели права выставляться и продавать свои работы. Таких художников называли тунеядцами и преследовали в случае, если они все время посвящали своему творчеству. Поэтому искусство андеграунда оказалось заключенным в стенах квартир — оно создавалось и выставлялось только «для своих». Именно такое неофициальное искусство представлено в залах «Царскосельской коллекции». По словам директора музея А.М. Некрасова, в основе формирования экспозиции лежало стремление «найти «свой голос» в подборе работ», а намеченные таким образом ориентиры позволили определить, «куда следует двигаться в коллекционировании завтра».

Центральную часть экспозиции составляют работы художников, принадлежащих феномену «ленинградского опыта», зарождение которого относится к периоду 1920-30-х годов. В каждой работе заметно движение от знаменитых крупномасштабных авангардных экспериментов к тому, чтобы вновь обрести свой собственный путь в искусстве, восстановив творческие связи с реальностью. Это направление получило название «пластический реализм», и составить наиболее полное представление о нем помогает коллекция музея.

Два отдельных зала посвящены творчеству художников «Арефьевского круга», в послевоенное время противопоставивших себя громкому официальному ленинградскому искусству: «Наша живопись — единственный крик жизни». Довольно часто они писали на фанерках и случайных неформатных листках бумаги и картона. Неудивительно, что мощный порыв «арефьевского круга» получил известное продолжение в творчестве знаменитых «Митьков».

 

 

Помещения музея «Царскосельской коллекции» в прошлом были жилыми комнатами. Они кажутся уютными даже при практически полном отсутствии мебели, за исключением нескольких экспонатов. Самое главное, эти комнаты идеально подходят для презентации тех произведений, которые в них находятся. В музее собрано искусство тревожного и неоднозначного времени. Здесь тишина светлых комнат оставляет наедине зрителя и картину, дает время для их диалога, позволяет одному понять другого. Торопиться некуда — постоянную экспозицию можно всю обойти и успеть заглянуть на временные выставки. Стоит забыть ненадолго о времени текущем и погрузиться во вневременное пространство живописи и графики.

В жизни музея приняли участие многие жители Пушкина и Санкт-Петербурга, помогая сохранить художественное наследие XX века. Сегодня коллекция насчитывает более 4 000 единиц хранения живописи, графики, скульптуры, художественной фотографии, а также мемориальный фонд. В постоянной экспозиции представлены работы выдающихся русских художников, таких как В. Стерлигов, К. Рождественский, А. Юдин, В. Гринберг, В. Ушаков, В. Пакулин, П. Кондратьев, Н. Лапшин.

Музей активно участвует в культурной жизни Северной столицы. За 20 лет организовано более 300 выставок в музеях и культурных центрах Петербурга, Мурманска, Чебоксар, Костромы, Берлина, Каламазу (США), Лиепаи, Риги. При музее имеется учебная «Мастерская живописи», основанная одноименной группой в 1988, где дети и взрослые обучаются живописи. С 2003 г. в мастерской проводятся занятия для людей с ограниченными возможностями.

Ирина Демидова (старожил города): Хорошо, что такое красивое, обновленное здание теперь музей и мастерская. А для меня — дом моей первой учительницы в 411 школе Баси Михайловны Лурье. Мы один раз несколько девочек (в 1953 — 1954 гг. обучение еще было раздельным) ходили навещать нашу учительницу. Ее окно самое широкое над крыльцом. Вообще, наша учительница и Анна Ивановна — учительница 1 б класса, очень много внимания уделяли своим ученицам. Кто не успевал что- то понять на уроке, могли остаться после уроков и с ними бесплатно учителя занимались. Некоторых они оставляли сами. Я думаю, что эти дети теперь им благодарны. К сожалению, сейчас в школе совсем другая обстановка (сужу по своим детям, закончившим школу). Может не во всех.
 

Источники:

 

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 7584 просмотра
Комментарии (1)
Руслан # 6 мая 2011 в 18:28 0
smile Здравствуйте! Владислав Викторович, добрый вечер. Как вам картина. Который нарисован храм-домик. Cо шпиглем- и крестиком. Cпс- за поддержку и похвалы. Я доволен и вашей работой. За то что помогли- подсказать. Мне, еще понравилась ваша девушка по работе, Светлана. Приятно с Вами было познакомиться. Если вы хотите- сделать для меня профессию, могу лично стать архитектором. Постараюсь- не ошибаться при выборе, cвоей профессии.